ХРОНИКА ЖИЗНИ ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА РОССИИ |
БУДНИ И ПРАЗДНИКИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статью с таким названием, да еще в Олимпийском обозрении, просто нельзя не начать с цитаты из Олимпийской хартии. Почему? А потому, что еще до первых своих шагов к самостоятельности олимпийское движение России стремилось построить на самой большой суверенной территории мира такую свою модель, которая стала бы образцом выполнения Хартии - этой конституции мирового олимпийского сообщества. Ее 31-я статья предписывает национальным олимпийским комитетам "следить за деятельностью институтов, которые посвящают себя олимпийскому образованию".
Таким образом, стоя у истоков олимпийского движения России, мы были обречены на создание в стране системы олимпийского образования детей и молодежи. Не нужно думать, что у нас с самого начала была четко сформулированная стратегия. Но был поиск. Сначала попытались использовать возможности административно-командной системы: 31 июля 1989 года вышло постановление Госкомспорта России "О мерах по усилению воспитательной работы со спортсменами и использованию в этих целях идеалов и ценностей олимпизма", которое мы подготовили вместе с профессором В.И.Столяровым. Скажу откровенно: особо заметной роли это постановление не сыграло.
Наверное, и не могло сыграть. По двум причинам. Во-первых, собирались использовать олимпийские идеалы там и тогда, где и когда главными в воспитании были идеалы коммунистические. Это явное противоречие разрешить на том этапе истории так и не удалось. Во-вторых, в конце концов убедил себя, что более честно и практично говорить не о воспитании, а об образовании. И им заниматься. То есть из двух возможных значений термина Olympic education, содержащегося в Олимпийской хартии, выбрать не "олимпийское воспитание", а "олимпийское образование".
Воспитание - процесс и результат множества воздействий. За него отвечать трудно и потому не хочется. А образование - конкретнее, предметнее и стократ более "проверяемо". Потому и заниматься им честнее. И более ответственно.
Так мы пришли к примату олимпийского образования. А придя к нему, отразили его в структуре Олимпийского комитета России, в рабочем аппарате которого уже с осени 1992 года появилось Управление олимпийского образования, территориальных и ведомственных организаций. С 1997 года отпочковалось самостоятельное Управление олимпийского образования, которое возглавляет доцент А.Т.Контанистов.
Организационную стратегию выбрали простую и бесспорную для страны, в которой существует стабильная государственная система школьного образования: внедриться в эту систему, отыскав в ней союзников.
Чем можно было привлечь руководителей образовательных органов? Да тем, что распространение знаний об олимпизме, олимпийском движении. Олимпийских играх способствует формированию у детей и молодежи принципов благородного поведения, стремления к гармоничному развитию физических и духовных способностей. Особенно в периоды идеологического вакуума и охвативших часть молодежи чрезмерного прагматизма, нигилизма, безразличия к духовным ценностям.
Какой практический путь мы предложили Минобразованию? В школьном предмете "Физическая культура" есть не только практические уроки, но и теоретическая часть. Вот ее мы и решили наполнить олимпийским содержанием. А наш главный союзник остался прежний, как и многие десятилетия, - учитель физкультуры.
5 марта 1994 года вышел совместный приказ Министерства образования и Олимпийского комитета России "Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр". Этим приказом, подписанным министром Евгением Ткаченко и президентом ОКР Виталием Смирновым, предусматривалось главное: в целях приобщения обучающихся к духовно-нравственным ценностям олимпийского движения трем главным управлениям министерства поручалось включить в действующие образовательные программы по физической культуре и по видам спорта вопросы олимпийской тематики и олимпийского движения.
Так образовалась необходимая административная база для введения курса олимпийских знаний. Оказалось у нас и множество единомышленников в регионах России. Там "Олимпийские уроки" начали раньше, еще до приказа - например в Челябинске, Красноярском крае, Москве и других городах.
Чего мы хотели от олимпийского образования школьников на первых порах? Создать в сознании учащегося образ олимпийского движения, олимпизма и Олимпийских игр как яркой, наглядной, запоминающейся модели современного общества с его организационными, духовными, нравственными, эстетическими и правовыми нормами и атрибутами. Пример: в государстве и обществе есть законы и их нарушители. В олимпийском движении и спорте есть Олимпийская хартия, правила соревнований - и тоже их нарушители. Утверждают ведь, и не без оснований, что спорт - наглядная модель общества.
Нашу инициативу заметили. И наряду с Канадой, Германией, Австралией и Великобританией Россия стала экспериментальной базой для отработки программы созданного МОК Руководящего комитета по олимпийскому образованию.
Назову некоторым, пожалуй, определяющие этапы.
ОКР выпустил лекцию "Приглашение в олимпийский мир" в помощь чемпионам и призерам Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, страны для подготовки к проведению ими олимпийских уроков в школах. Потом с привлечением ведущих ученых был разработан курс "Основы олимпийских знаний", включенный Минобразования в программу физического воспитания учащихся 8-х классов общеобразовательных школ. Была создана система стимулирования: совместно с Минобразования были объявлены и проведены всероссийские конкурсы среди школ на лучшую постановку олимпийского образования учащихся и среди школьников - на знание олимпизма.
Наконец, наступил переломный момент - выход первого в истории официального учебного пособия "Твой олимпийский учебник", выпущенного за счет ОКР тиражом 30 тысяч экземпляров. Пособие было рекомендовано Минобразования России для учреждений образования страны. Мне было оказано доверие возглавить авторский коллектив книги, в который вошли профессора Л.Б.Кофман, В.В.Столбов, В.И.Столяров, Ю.М.Чернецкий, лауреат Государственной премии России писатель С.А.Иванов и кандидат исторических наук Н.П.Силкова.
Мы постарались в доступной для школьников форме рассказать о древних Олимпийских играх, становлении, развитии и структуре современного олимпийского движения, значимости спорта для общества и личности. Опять нашлись союзники. На этот раз - коллектив издательства "Советский спорт", выпустившего учебник нарядно и недорого.
Так, 1996/97 учебный год стал первым учебным годом полномасштабного распространения знаний об олимпийском движении. Олимпийских играх и олимпизме среди российских школьников в соответствии с официально утвержденной государственной программой. Учебник разослали по территориальным спорткомитетам для распространения среди школ.
Сначала досталось в лучшем случае по одной книге на три школы. А потому говорить об успехах в работе по олимпийскому образованию в России было явно преждевременно - достаточно представить себе масштабы страны и численность учащихся. Мы обратились к руководителям субъектов РФ с просьбой изыскать средства на второе издание учебника. Те дали ему высокую оценку, но выяснилось, что и у них нет финансовых возможностей. Лишь Москва нашла деньги на 10 тысяч экземпляров второго издания, которое почти целиком ушло на Всемирные юношеские игры.
И только 5 августа 1999 года пришел настоящий праздник на нашу улицу: ОКР выделил средства на выпуск третьего издания книги "Твой олимпийский учебник" тиражом 80 тысяч экземпляров! Теперь книгу получит каждая российская школа. Хотя в идеале учебник должен был бы стать настольной книгой для каждого школьника.
Что дальше? Почти закончена работа группы специалистов над рукописью "Олимпийский учебник студента". Нет, не для физкультурных вузов, а для всех остальных. Хотим, чтобы будущие инженеры, офицеры, музыканты, физики и так далее, которым не довелось в школе ознакомиться с ценностями олимпизма, смогли это сделать в вузе. Утопия? Да нет, нужно всего 20-30 тысяч экземпляров. Высший орган ОКР-Олимпийское собрание в феврале этого года постановило: учебнику для студентов - быть!
Потому и ждем нового праздника.
Владимир РОДИЧЕНКО
вице-президент Олимпийского комитета России,
доктор педагогических наук, профессор