Газета Спорт-Экспресс № 80 (2276) от 10 апреля 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 апреля 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 3-й тур

СПАРТАК - ЛОКОМОТИВ М - 0:0

ДЕНЬ НИГМАТУЛЛИНА

Игорь РАБИНЕР

из Лужников

ПОЧТИ МАДРИДСКИЕ НУЛИ

0:0. Именно этот счет футбольного матча чаще всего приводят в качестве аргумента американцы, когда остальной мир удивляется: почему в Новом Свете равнодушны к соккеру? В Америке люди, привыкшие к баскетбольной и американо-футбольной результативности, свято верят в то, что усилия игроков должны быть тождественны крупным цифрам на табло. А когда за всю игру обе команды не добиваются внешнего результата, американец считает, что часы, проведенные на стадионе, он выбросил из жизни вместе с деньгами за билет.

Но у футбола - другая эстетика, американцам неведомая. Для настоящего ценителя игры иная нулевая ничья стоит несравненно дороже, чем голевой обвал наподобие 4:3 или 5:2. Кто, например, посмеет сказать, что нули в недавнем матче Лиги чемпионов между "Реалом" и "Манчестером" скучны? Этот матч был одним из самых красивых в последние месяцы, и отсутствие голов никак не могло заслонить его блестящего содержания. Впрочем, бывают - а в российских условиях куда более часто - и такие бессодержательные нулевые ничьи, как в пятничной встрече "Динамо" и "Торпедо".

Счет 0:0 в матче "Спартак" - "Локомотив" куда ближе к мадридскому, нежели к московскому. Быстрый и почти лишенный брака (и это при плохом газоне!) переход от обороны к атаке, две штанги, жесточайшая борьба на каждом участке поля, приведшая к трем красным карточкам, удаление тренера со скамейки, изумительная игра одного вратаря и нелепая ошибка другого, исправленная лишь в последнее мгновение. И, наконец, незабитый сомнительный пенальти уже в добавленное арбитром время! На фоне динамовско-торпедовских мучений встреча наших лидеров, символично прошедшая перед рекордной аудиторией, показалась футболом из совсем другого измерения - европейского. И, с другой стороны, окончательно утвердила в мысли, что между двумя главными претендентами в чемпионы и всеми остальными российскими клубами лежит пропасть. Но даже два-три матча такого уровня и накала способны украсить целый чемпионат.

НАД "ЛОКО" НЕ ДОВЛЕЛ ПРЕСС СВЕРХОЖИДАНИЙ

Восемь поражений "Локомотива" кряду в предыдущих четырех чемпионатах заставляли наш футбольный мир теряться в догадках. Где корень "болезни" - в тактике или в психологии? Мне кажется, первое свидание двух ведущих клубов в сезоне-2000 доказало, что человеческое объяснение оставшегося в прошлом феномена гораздо ближе к истине, чем "технократическое".

Перед обоими поединками "Спартака" и "Локо" в прошлом году фаворитами называли железнодорожников. Ажиотаж в прессе, вызванный долгожданным появлением у "Спартака" серьезного конкурента, сыграл с "Локомотивом" злую шутку. "Начитались газет - и попросту перегорели", - сказал мне прошлой осенью Юрий Дроздов. Если такие слова произносит матерый игрок, то легко представить, что в те дни творилось с семинской молодежью. Спартаковцы же, наоборот, признались, что от многочисленных нелестных прогнозов рассвирепели. И вышло дважды по 3:0 - хотя в матчах с остальными соперниками красно-белые заработали лишь на очко больше, чем красно-зеленые. Которые, к слову, со своим прошлогодним показателем в 1998 году уверенно выиграли бы чемпионат.

Теперь все было наоборот. Под впечатлением от игры "Спартака" на старте сезона явным фаворитом называли уже чемпиона - и это несмотря на то, что "Локомотив" тоже победил во всех предыдущих матчах. Над семинцами нынче не довлел пресс сверхожиданий, в то время как спартаковцы лишились прошлогоднего "газетного" стимула. Руслан Нигматуллин говорит: "Мы помнили о прошлом сезоне и были очень осторожны в своих высказываниях. Что касается меня лично, то раньше я настраивался на свою бывшую команду по-особому, и это негативно сказывалось на моей игре. Теперь же готовился к матчу со "Спартаком", как к обычной встрече чемпионата, совсем не нервничал. И все сложилось совсем по-другому".

В прошлогодних дуэлях красно-белые безраздельно захватывали инициативу с первых же минут. В субботу, когда на каждую спартаковскую атаку "Локомотив" стал отвечать своей, сразу же подумалось: спартаковского комплекса у "Локо", похоже, больше нет. Бросилось в глаза и то, что железнодорожники подчеркнуто не стали "закрываться" на своей половине поля, а приняли извечный спартаковский вызов посостязаться в обоюдоострой игре.

Оба матча прошлого года "Локо" начинал с одним форвардом. Нынешний - с двумя: Терехиным и Саркисяном. Это уже было недвусмысленной декларацией о намерениях. А сольный проход Евсеева на 8-й минуте, увенчавшийся фантастическим попаданием в дальнюю штангу с нулевого угла, их лишь подчеркнул. Мне кажется, что для Семина было делом чести показать, что его команда может сражаться со "Спартаком" на равных именно в открытом футболе, в котором, как принято считать, на территории бывшего Союза равных семикратному чемпиону России нет.

Впрочем, во втором тайме "Спартак" атаковал уже гораздо больше и острее, чем до перерыва, а "Локомотив" стянул в оборону значительные силы. Но объяснять это я склонен не изменениями в тактической схеме Семина, а тем, что красно-белые сейчас все же готовы лучше. А в умах их соперников, не забывавших о прошлогодних разгромах, рефрен "Не пропустить!" с каждой минутой наверняка звучал все более актуально, чем "Забить!".

СОЛОМАТИН 12 МИНУТ ИГРАЛ С СОТРЯСЕНИЕМ МОЗГА

То, что матч будет сверхконтактным, стало ясно уже на первой минуте. Лаврик неласково обошелся с Тихоновым и удостоился энергичного внушения от судьи Бутенко. И пошло-поехало: как спартаковские защитники Хлестов, Ковтун и Парфенов, так и локомотивцы Нижегородов, Дроздов и Евсеев соперников не жалели. Для встречи, которая как минимум психологически должна была задать тон гонке за чемпионство, такая борьба нормальна, а по нынешним европейским меркам - даже обязательна. Причем борьба борьбе рознь: если, например, тотальная грубость игроков "Ювентуса" в матче с "Сельтой" после того, как счет стал 0:4, выглядела лишь неумением достойно проигрывать, то при счете 0:0, когда соперникам нужно выиграть каждую пядь поля, без нарушений не обойтись. И без россыпи разноцветных карточек - тоже. Не следует забывать, что игроки не жалели не только соперников, но и себя. Пример мужественного Соломатина, игравшего 12 минут с сотрясением мозга и даже не сумевшего покинуть поле самостоятельно, здесь выглядит наиболее показательно.

Страсти на поле кипели такие, что не выдержали нервы у Семина. После травмы Соломатина (ему, кстати, ее случайно нанес партнер по команде Евсеев) тренер выбежал из технической зоны и тут же был удален арбитром со скамейки.

У НИГМАТУЛЛИНА БЫЛ КОМПЛЕКС НЕ "СПАРТАКА", А ФИЛИМОНОВА

Когда после перерыва "Спартак" стал наступать все более мощно, пришло время Нигматуллина. До сих пор он играл против своей бывшей команды крайне неудачно, и в субботу для него настал "час X". Вратарская техника и эстетика Нигматуллина не вызывали сомнений никогда - в отличие от характера, от умения прыгнуть выше головы в важных матчах. Если бы голкипер "Локо" провалил и эту встречу со "Спартаком", ему бы сразу забыли и блестящую игру против ЦСКА, и длительную сухую серию. У Нигматуллина не было права на ошибку.

На мой взгляд, чудеса, которые творил в субботу локомотивский страж ворот, имеют свое психологическое объяснение. У Нигматуллина и раньше не было комплекса "Спартака". У него, мне кажется, был комплекс Филимонова - человека, которому он в свое время проиграл изначально равную схватку за место в спартаковских воротах. И, выходя затем против Филимонова, Нигматуллин больше всего хотел доказать, что не слабее его. И перегорал. В последний раз это случилось спустя неделю после драматического матча с Украиной, когда Романцев заявил, что на тренировках в сборной Филимонов был на голову выше Нигматуллина.

А теперь в противоположных воротах Филимонова не было. И Нигматуллин больше не отвлекал себя посторонними мыслями - он просто играл, как умеет. Баранов бил головой в упор метров с четырех - он отбивал. Тихонов, привыкший забивать "Локомотиву" откуда угодно, исполнил фантастический штрафной - Нигматуллин взмывал в воздух и кончиками пальцев переводил мяч из "девятки" в перекладину и на угловой. Любопытная деталь: вратарь "Локо" ощущал себя таким хозяином в штрафной, что даже не позволял никому из партнеров выбивать мяч от ворот - делал это исключительно сам.

Глядя на такую уверенность оппонента, занервничал Сметанин и совершил нелепую ошибку, которая воскресила в памяти оплошность 30-летней давности армейца Леонида Шмуца. Правда, Сметанин в свои ворота, подобно Шмуцу, мяч не забрасывал. Он лишь попытался поймать его, но сделал это так неловко, что, ударившись о руку вратаря, мяч вдруг покатился в ворота. Сметанин все-таки сумел предотвратить гол, который мог стоить ему, как тому же Шмуцу, карьеры голкипера. В отчаянном броске он выбил мяч с линии ворот, и многие спартаковские болельщики постарше наверняка потянулись в этот момент за валидолом.

НАЗНАЧАЮТ ЛИ ТАКИЕ ПЕНАЛЬТИ НА ПОСЛЕДНЕЙ МИНУТЕ?

Когда лимит неиспользованных моментов, казалось, был исчерпан и нули на табло виделись окончательным результатом, наступила развязка. После навеса Тихонова в борьбе с Евсеевым в штрафной упал Титов. Бутенко незамедлительно указал на 11-метровую отметку, а заодно показал экс-спартаковцу вторую желтую карточку. К тому моменту, когда Тихонов готовился пробить пенальти, время матча уже истекло.

Забей спартаковский капитан - и скандала, скорее всего, было бы не избежать. Сам факт назначения пенальти в такой момент такого матча - явление экстраординарное. Повтор эпизода показал: во-первых, Титов до мяча в любом случае не добирался, а во-вторых, в момент контакта Евсеева и Титова руки у защитника были разведены в стороны. Следовательно, толчка быть не могло - просто спартаковец в нужный момент притормозил и "подставился" под летевшего к мячу Евсеева. О том, был ли состав преступления или нет, наверняка еще долго будут дискутировать. "Лично у меня не поднялась бы рука назначить такой пенальти", - сказал Семин уже после матча.

Впрочем, когда Тихонов разбегался, никто об этом уже не думал. Все титанические усилия "Локомотива" по изживанию спартаковского синдрома в этот момент могли пойти прахом. Но это был день Нигматуллина! Бросившись в правый от себя угол, он совершил главный пока подвиг в своей футбольной карьере. И тут же раздался финальный свисток.