Газета Спорт-Экспресс № 84 (2280) от 14 апреля 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 апреля 2000 | Футбол - Зарубежные

ФУТБОЛ

Самым громким внутренним трансфером в истории постсоветского пространства стал переход в минувшее межсезонье Георгия Деметрадзе из владикавказской "Алании" в киевское "Динамо". Лучший бомбардир первенства России-99 решил продолжить карьеру в безусловно лучшем клубе Украины. Больших интервью грузинский легионер с тех пор не давал: Валерий Лобановский не очень любит общения своих футболистов с прессой. Но все же корреспонденту "СЭ" удалось добраться до Деметрадзе.

Георгий ДЕМЕТРАДЗЕ

НЕ ХОЧУ БЫТЬ ПОХОЖИМ НИ НА КОГО.
ДАЖЕ НА ШЕВЧЕНКО

Андрей БИЛЕЙЧУК

из Киева

Часы показывали 20.35. Три охранника знаменитой динамовской базы в Конча-Заспе были явно озадачены появлением столь позднего визитера. Один из них, узнав о цели приезда, поднял трубку и соединился со "святая святых" чемпионов Украины: "Корреспондент "Спорт-Экспресс" пришел. Пропускать?"

Получив согласие, секьюрити одобрительно кивнул головой - и через минуту я находился в огромном холле. Прямо напротив - маленький изысканный фонтан, в центре которого - вращающийся гранитный мяч с динамовской эмблемой.

А вот и Георгий Деметрадзе. Рывком поднявшись с кожаного кресла, он протянул руку и предложил подняться к нему в номер. Комната № 410 оказалась очень уютной: компактный шкаф-купе, комфортная кровать, среднего размера телевизор, практичный стол да пара стульев, на которых мы и расположились. Сбоку от самого дорого футболиста, играющего на просторах бывшего Союза, репродукция картины знаменитого импрессиониста Клода Монэ "Сад художников".

- Любите живопись?

- Как вам сказать? - собеседник посмотрел чуть удивленно. - Не то чтобы обожаю, но от красивых вещей никогда не отказываюсь. Так и с этой получилось. Когда я здесь поселился, она уже висела. Никогда не обращал на нее особого внимания. А сейчас присматриваюсь - вроде ничего.

ПРИМЕРОМ СЛУЖИТ МАРАДОНА. НО НЕ КАК ЧЕЛОВЕК

"Вроде ничего..." Именно в таком духе, выражающем некоторые сомнения, говорили в Киеве о лучшем снайпере российского чемпионата, когда стало окончательно известно: Деметрадзе пополнит футбольную гвардию полковника Лобановского. К тому же после приезда в столицу Украины ему было не избежать громкого ярлыка "преемник Шевченко". Впрочем, к сравнениям с суперфорвардом "Милана" сам Деметрадзе относится спокойно:

- С одной стороны, конечно, не очень приятно. У меня ведь собственный игровой почерк, который вовсе не аналогичен стилю Андрея Шевченко. С другой стороны, такие сравнения слышать лестно. Однако я не собираюсь быть чьей-то копией - пусть даже не уступающей по качеству оригиналу. Я не хочу считаться преемником - просто буду играть в тот футбол, в который умею. Это не задетое самолюбие, а естественное желание быть самим собой. Как на поле, так и за его пределами. Шевченко я уважаю, он входит в тройку лучших форвардов мира. Но образцом для подражания всегда считал Диего Марадону. Исключительно как футболиста, а не как личность.

- Прошло уже несколько месяцев нового витка вашей карьеры. А о чем вы думали, впервые надев динамовскую форму?

- О том, что мне крупно повезло. Я был в восторге и от базы, и от организации занятий, и от высочайшего профессионализма футболистов, и от тренерского корпуса, и даже - от технических сотрудников. Здесь не существует мелочей.

- А не было опасений? "Динамо" всегда славилось жесткой конкуренцией и высоким уровнем ответственности.

- Я был уверен в себе, в том, что все получится. Но в то же время прекрасно понимал: места в составе мне не гарантирует никто. И ничто - кроме максимальной самоотдачи, качественной игры и результативности. С первых дней начал много и усердно работать, в товарищеских играх удалось отличиться. С первыми голами пришла дополнительная уверенность, да и с партнерами начал находить общий язык. Если какие-то опасения изначально и присутствовали, то они достаточно быстро развеялись.

- То, с чем вы встретились в "Динамо", соответствовало вашим представлениям?

- Я много слышал о команде Лобановского - в первую очередь от моего друга Кахи Каладзе. Ехал сюда с твердой уверенностью: попаду в суперклуб. И очень рад, что не ошибся в прогнозах.

- Но сложилось так, что киевляне на сей раз не попали в четвертьфинал Лиги чемпионов.

- Несмотря на это, выступили мы достойно и заслуживали выхода в следующий этап. Конечно, не могли пройти бесследно стартовые оплошности, да и мадридский матч с "Реалом" надо было выигрывать. Если бы нам еще капельку везения, за бортом Лиги остался бы испанский клуб. Теперь придется все начинать сначала.

- Однако именно в матче Лиги с "Баварией" произошло долгожданное событие - первый официальный гол Деметрадзе в составе "Динамо".

- Я был счастлив. Открыть счет голам в первую очередь было важно психологически: когда не используешь моменты один за другим, могут и руки опуститься. Теперь подобного не произойдет: в важном матче сделан почин, появилось ощущение, что работаю не вхолостую.

У ЛОБАНОВСКОГО СОВСЕМ НЕ ТАК, КАК У ГАЗЗАЕВА

- Всех динамовских игроков принято спрашивать об отношении к тем якобы непосильным нагрузкам, которые предлагает Лобановский.

- Требования на самом деле внушительные. Мне понадобился почти месяц, чтобы более или менее привыкнуть, освоиться.

- Чем отличаются киевские тренировки от владикавказских?

- Здесь внимание акцентируется на коллективных действиях, тотальном прессинге. Универсальность игроков предполагается априори. Если я оказываюсь на позиции защитника, должен сыграть на ней как минимум не хуже него.

- А есть уверенность, что получится?

- Должно получиться. Надо!

- У Валерия Газзаева было легче?

- Не то чтобы легче - просто по-другому. Назовем это иной направленностью тренировочного процесса. В Киеве вовсю применяется научный подход: после любого занятия, матча лаборатория Анатолия Зеленцова делает расшифровку технико-тактических действий каждого: сколько ты сделал касаний, ударов, перехватов, каков процент брака.

- Цифры, конечно, вещь упрямая. А насколько они соответствуют вашей самооценке?

- Во время тренировки или матча не думаешь о цифрах - просто играешь так, как умеешь. А потом смотришь распечатку ТТД и понимаешь: где не доработал, что нужно усовершенствовать. В этом-то и ценность: то, чего не заметил сам футболист или даже тренер, обязательно покажет расшифровка. Я обеими руками за ее использование - тем более не раз и не два убеждался в ее абсолютной объективности.

- А что значит для вас быть подопечным Лобановского?

- Большая честь! Каждая тренировка у него - прогресс, шаг вперед. Очень рад, что тренируюсь под началом такого великого тренера.

- Лобановский - жесткий человек или очень требовательный? Можно провести грань?

- Скорее, очень требовательный. Без этого в футболе ничего не достигнешь.

- Вы можете при необходимости зайти к нему, уточнить подробности? И что вообще подразумевается под фразой "индивидуальная беседа"?

- Если чувствую, что какие-то вещи понял не до конца, конечно, могу обратиться - Лобановский всегда открыт для общения. Но таких случаев я не припоминаю - тренер объясняет все так полно и доходчиво, что его нельзя не понять. Несомненно, Лобановский - блистательный оратор. У меня сложились о "главном" самые лучшие впечатления: он всегда очень внимателен, выслушивает мнения игроков, учитывает мельчайшие подробности. И еще - прекрасный психолог: обязательно найдет нужные слова, тонко чувствует наше настроение.

- А почему Лобановский видит то, чего не видят другие?

- (Улыбется.) Если бы я знал ответ, видимо, стал бы уже вторым Лобановским...

КИЕВ - ПЛАЦДАРМ ДЛЯ "ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ"

- Каким образом на вас вышли киевские селекционеры? Долго наблюдали?

- Еще в 1998 году селекционер "Динамо" Иван Терлецкий предложил мне трансфер, но тогда я только перешел в "Аланию" и по понятным причинам не мог сразу же покинуть команду А он связи со мной терял, периодически звонил. В конце 99-го состоялся разговор с президентом клуба Григорием Суркисом, и мы пришли к выводу: дальше тянуть с моим переходом бессмысленно. Остальное зависело главным образом от руководства двух команд: мой контракт с "Аланией" был действителен еще год.

- Создавалось впечатление, что вас с большой неохотой отпускали из Владикавказа.

- Тому есть простое объяснение: в 15 матчах второго круга я забил 14 мячей, а партнеры видели во мне лидера. Зачем же такого игрока отпускать?

- Так ведь небезвозмездно...

- И тем не менее руководители клубов не могли договориться долго. Но все же я попал в команду, любимую мной с детства.

- Но был еще и вариант с миланским "Интером".

- В нем было слишком много неувязок. А предложения киевлян отличались четкостью и определенностью. Впрочем, даже если бы "Интер" и "Динамо" предложили абсолютно одинаковые условия, то я связал бы судьбу с чемпионами Украины. Перед тем как претендовать на ведущие роли в Европе, нужно поднабраться опыта - как, например, тот же Шевченко.

- Иными словами, "Динамо" вы рассматриваете как плацдарм для дальнейшей "европейской экспансии"?

- В общем-то, да. Но для начала хочу достичь успехов именно в Киеве.

- О расставании с "Аланией" жалеете?

- В плане карьеры - нет. Но по бывшим одноклубникам, по Газзаеву, конечно, скучаю - был бы рад всех их снова увидеть. Но... Приходится ограничиваться телефонными переговорами.

- Наверняка следите за российским чемпионатом?

- Разумеется. Больше всех переживаю за... Сами понимаете, за кого. Но симпатизирую и остальным командам, где выступают мои соотечественники.

- Уровень конкуренции в российском первенстве выше, чем в украинском?

- Да, в России больше, чем в Украине, клубов примерно одинакового уровня. Но в то же время там нет своего киевского "Динамо" - последние выступления на европейской арене это четко продемонстрировали.

- А в историческом матче Россия - Украина за кого болели?

- За команду Олега Романцева, поскольку выступал тогда в российском чемпионате.

- А если бы такой же матч состоялся снова - допустим, завтра.

- Симпатии были бы на стороне украинцев.

- Все уже заметили: вы - большой любитель "повозиться" с мячом. Не идет это вразрез с коллективным силовым футболом "Динамо"?

- Полагаю, что нет: индивидуальным мастерством пытаюсь блистать в штрафной соперника - никогда не стану делать такого в центре. Хотя и не стану спорить, что порою передерживаю мяч. Но уж очень хочется забить. Жаль, не всегда получается.

- Тренеры ругают?

- Импровизацию они поощряют, если она - дополнение к "обязательной программе". Во всем нужно знать меру.

- Сергей Ребров заметил, что у Деметрадзе хорошее чувство партнера.

- Что ж, приятна такая оценка моего напарника. Мы с партнерами уже наработали взаимопонимание, но его, безусловно, нужно совершенствовать.

В ЖИЗНИ НА БАЗЕ ЕСТЬ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

- Не смущает, что много времени приходится проводить на базе? Тому же Реброву подобное не слишком нравится.

- Это напоминает известное русское выражение про палку о двух концах. С одной стороны, конечно, хотелось бы больше времени проводить за пределами базы. С другой - есть возможность интенсивно тренироваться и отдыхать подальше от городской суеты.

- А если пофантазировать: собирает всех Лобановский и говорит: "Давайте проголосуем: кто за пребывание на базе, а кто за более свободный образ жизни".

- Я бы, наверное, воздержался от голосования, - расплываясь в лучезарной улыбке, слегка смущенно говорит Деметрадзе. - Вообще-то клуб уже выделил мне квартиру, но там как раз в полном разгаре ремонт, потому и живу на базе. Когда дом будет готов, планирую пригласить в Киев сестру. Родители, вероятно, останутся в Тбилиси.

- Любимую девушку еще не встретили?

- А ни к чему хорошему спешка в этих делах не приводит. Как в песне, первым делом - самолеты...

- То, что Георгий Деметрадзе самый дорогой футболист постсоветского пространства, не откладывает на вас отпечатка?

- Не могу сказать, что меня это беспокоит. Скорее, придает уверенности: хорошо, когда котируешься так высоко.

- "Так высоко" - это сколько?

- Даже я сам не знаю конкретной суммы трансфера - руководство "Динамо" и "Алании" в силу определенных причин решило сохранить ее в тайне.

- Игры за сборную Грузии денег не приносят. А удовлетворение?

- Удовлетворения не приносит результат - с задачей выйти в финальную часть чемпионата Европы мы не справились. Главная причина - наш бывший тренер Боскамп: у нас с голландцем было совершенно разное видение футбола, а отсюда - нестыковки, недоразумения. Теперь, к счастью, команду возглавили Давид Кипиани и Реваз Дзодзуашвили: надеюсь, с ними-то в отборочной группе чемпионата мира мы добьемся результата получше. Соперники по традиции у нас неслабые - Италия, Румыния, Венгрия, Литва. Но и мы не лыком шиты - постараемся в конце концов оправдать надежды наших многострадальных болельщиков. Удастся ли это сделать, знает один только Господь Бог.

- Вы - верующий?

- Да. Накануне матчей в Лиге чемпионов мы всей командой ездили в Киево-Печерскую Лавру просить высшие силы о благосклонности. Впрочем, никогда не забываем пословицу "На Бога надейся, а сам не плошай".

- Многие сравнивают вас с Шевченко, а я обратил внимание на схожесть - не только визуальную, но и человеческую - с Роберто Карлосом: та же открытость, эмоциональность, жизнерадостность.

- (С любопытством в голосе.) Вы - первый, кто мне об этом говорит. Что ж, присмотрюсь к бразильцу внимательнее - вы меня заинтриговали.

- Мы начинали разговор с темы искусства - ею предлагаю и закончить. Лобановский любит аналогии между футболом и театром: и там, и там все зависит от качества игры исполнителей - как главных, так и второстепенных ролей. А вы не чувствуете себя иногда актером театра марионеток?

- Что ж, я согласен: у футболистов много общего с марионетками. Но если театром руководит умелый режиссер, проблема отпадает автоматически.