Обозреватель "СЭ" Александр БЕЛЕНЬКИЙ и автор телепередачи "Большой ринг" Владимир ГЕНДЛИН ведут разговор о наиболее любопытных тенденциях в мире профессионального бокса
ОТОМСТИТ ЛИ БРАТ ЗА БРАТА?
Тем, кто подписан на телеканал НТВ+, Владимира Гендлина представлять не надо - они регулярно смотрят его отличную программу "Большой ринг". Но далеко не все знают, что журналистикой интересы Гендлина не ограничиваются. В свое время он был президентом профессионального боксерского клуба "Ред Старз" и генеральным менеджером Союза боксеров России. Принимал участие в организации первого, что состоялся в Москве, матча за звание чемпиона мира среди профессионалов: в 1993 году обладатель золотого пояса IBF Эл Коул защищал свой титул против британца Глена Маккрори. Неудивительно, что Гендлину известно многое из того, что творится за канатами профессионального бокса.
А начался этот разговор с того, что обозреватель "СЭ" попросил своего собеседника прокомментировать ситуацию с братьями Кличко, которая сейчас у всех на слуху.
Владимир ГЕНДЛИН: - Кое-что в этой ситуации, признаюсь, настораживает. Вспомните бой Владимира Кличко с Россом Пьюритти, когда украинский боксер неожиданно проиграл, и то, что произошло совсем недавно во встрече его брата Виталия с Крисом Бердом. Думаю, два эти поражения - результат стратегических просчетов их немецкого промоутера Коля. Мотивы промоутера понятны: он хотел заработать на братьях побольше, но финансовый успех в результате сработал против Кличко, против их роста. Слишком долго братьям подставляли слабых и неумелых боксеров, которые падали, как кегли.
Народ был в восторге, раскупал билеты. Но когда у обоих Кличко появились соперники чуть посильнее, хоть в Штатах они все равно невысоко котируются, все резко изменилось. Пьюритти - это ведь вышедший в тираж старый конь. Берд? Способный боец, но, скажем так, нестрашный. Кстати, считаю, что именно по этому критерию он и был избран для Виталия.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ: - Согласен, Берда явно подобрали специально: невысокий, безударный, к тому же недавно битый, а значит - психологически сломленный. Но вместе с тем - представитель элитной группы тяжеловесов...
В.Г.: - И последовал провал... Да такой, что теперь все разговоры о том, что, мол, Кличко побьет Тайсона, что Кличко рвется к бою с Ленноксом Льюисом, воспринимаются, мягко говоря, странно. Штаты - ужасная страна в том плане, что подобное поражение сразу же отбрасывает боксера намного назад и реабилитировать себя крайне трудно. Это только Косте Цзю оказалось по плечу, да и то не сразу. Плюс в Америке к иностранцам относятся в высшей степени настороженно, там нужно жестоко убеждать и публику, и противников на ринге в своей силе - чтобы тебя хоть как-то восприняли. Вот и получается, что теперь братьям Кличко придется работать в два раза больше, чтобы доказать, что они все-таки чего-то стоят.
А.Б.: - Известный боксерский обозреватель американского телеканала НВО Лэрри Мерчент, знаю, давал Виталию Кличко самые уничижительные характеристики и во время боя с Бердом, и особенно после него. Как вам кажется, мнение такого человека, как Мерчент, играет в Америке большую роль?
В.Г.: - Лэрри известен и популярен не меньше, чем многие знаменитые боксеры. Я его знаю. Он человек непредвзятый, но чрезмерно жесткий. А что касается его влияния, то вот вам одна история - про Тайсона.
Железному Майку в пору его расцвета Мерчент много раз давал самые нелицеприятные характеристики - правда, не как боксеру, а как человеку. Закончилось это тем, что разъяренные Тайсон и его промоутер Дон Кинг явились в офис НВО. С этой телекомпанией у них был контракт, и, будучи уверены в своей силе, они заявили: либо вы уберете Мерчента из эфира, либо мы разорвем с вами все соглашения. И что же вы думаете? Вице-президент НВО Лу Ди Белла, курирующий на канале бокс, ответил им: "Ребята, мне очень жаль, но вот дверь. Мерчент остается". И Лэрри действительно остался. Да, это очень влиятельный человек. И к его мнению о Кличко в Америке, без сомнения, прислушались.
А.Б.: - Вот вы упомянули о вице-президенте НВО Ди Белле... С ним произошел любопытный эпизод. Сразу же после боя Виталия с Бердом он очень резко высказался насчет обоих Кличко. Но уже буквально на следующий день от своих слов наполовину отказался, заявив, что имел в виду только Виталия.
Дальше - еще интереснее. Ди Белла сообщил, что Берд, которому теперь принадлежит чемпионский титул по версии WBO, будет защищать его в бою против Владимира Кличко, занимающего в рейтинге этой организации второе место. Первое принадлежит Тайсону, но он, похоже, готовится к бою с Ленноксом Льюисом и драться с Кличко не собирается, так что Владимир становится официальным претендентом. Бой планируется провести в Берлине. Видимо, Ди Белла смекнул, какие деньги можно заработать на таком поединке, который наверняка пройдет под лозунгом "Брат мстит за брата".
В.Г: - Ну, поживем - увидим.
А.Б.: - Теперь давайте поговорим о Косте Цзю. Ему сейчас принадлежит чемпионский титул в первом полусреднем весе по версии WBC, а титулом по версии IBF владеет очень яркий боец Заб Джуда.
В.Г: - Да, если бой между ними состоится, он станет большим событием.
А.Б.: - А мы увидим его в вашем "Большом ринге"?
В.Г: - Обязательно. В прямом эфире. И следующий бой Цзю - с Чавесом - тоже будет транслироваться напрямую.
А.Б.: - Думаю, шансы Кости в бою с Джудой все-таки чуть более предпочтительны.
В.Г: - А мне кажется, что 50 на 50. Это очень разные боксеры. Причем разные, если можно так сказать, по качеству таланта. Джуда - пластичный, изворотливый, невероятно быстрый и непредсказуемый, а Костя - мощный силовик-панчер.
А.Б.: - Я говорил об этом бое с Цзю, он сказал мне, что задавит Заба психологически, так как тот еще мальчишка.
В.Г: - Не удастся. Джуда, как и Рой Джонс, не понимает толком, что он делает на ринге, настолько все у него естественно выходит. Запугать его до боя нельзя, потому что это чудовищный нахал. А во время боя - самое важное в него попасть, а это почти невозможно.
А.Б.: - Вы упомянули абсолютного чемпиона мира в полутяжелом весе Роя Джонса. Знаю, что вам довелось с ним встречаться. Какое впечатление он произвел?
В.Г: - У Джонса есть фраза, которая определяет все его поведение: "Мне в бою весело". Мне кажется, что ему весело всегда. Он, как котенок, готов поиграть со всем и со всеми. Его трудно разозлить, хотя оснований для этого у него предостаточно. В Америке к нему относятся весьма критично. У знатоков бокса не укладывается в голове, как человек, защищающий завтра звание чемпиона мира, может сегодня играть за профессиональную баскетбольную команду. Говорят, он отыграл целый тайм, и результативно. К тому же Джонс богат, независим, у него свой зал в Пенсаколе, где он живет. Известно, что Джонс оказывает очень положительное влияние на ребят, с которыми тренируется. Знаете ли вы, что это именно он психологически готовил Винса Филлипса к бою с Цзю? Филлипс до этого семь лет принимал наркотики, и Джонс сказал ему: "Если ты побьешь наркотики, ты побьешь кого хочешь". Так оно и получилось. Это был единственный бой, который Костя проиграл.
А.Б.: - Интересно, кто из звезд мирового бокса, с которыми вам довелось встречаться, произвел самое сильное впечатление?
В.Г: - Самым достойным из всех считаю Орзубека Назарова, чемпиона мира в легком весе 1993-1998 годов по версии WBA. Есть какая-то дикая несправедливость судьбы в том, что с ним случилось (Назаров получил тяжелую травму глаза, в результате чего ему пришлось оставить бокс. - Прим. "СЭ"). А из остальных это, конечно, Джордж Формен (чемпион мира 1973-1974 годов, чемпион мира по версиям WBA и IBF 1994-1995 годов. - Прим. "СЭ") Удивительна история его перерождения. Те, кто любит бокс, помнят, с чего начиналась карьера Большого Джорджа. Знаменитый американский писатель Норман Мейлер очень точно писал, что Формен внушал тогда инстинктивный страх. Это было чудовище, которое одним своим присутствием угрожало всем. Люди опускали глаза, не могли на него смотреть. И вот, представьте, проходит время, и появляется толстый веселый Джордж Формен - с замашками вашего соседа, очень домашний доброжелательный человек.
Мне кажется, что это перерождение - самая большая загадка в современном спорте. Жадность, правда, осталась. В Америке всем известно любимое выражение Формена: "Покажи деньги". Уже в солидном возрасте Джордж был готов драться с кем угодно. Те, кто видел, как он, уже приближавшийся к своему пятидесятилетию, тянет за собой в гору джип на тросе, понимал, что пробить такого монстра невозможно. Холифилд утверждал, что отбил все кулаки об его предплечья.
Также огромное впечатление произвел на меня великий тренер Анджело Данди. Я встретился с ним впервые, когда был менеджером. В Финляндии проводился матч, и мой тяжеловес Саша Попов дрался против Майка Диксона. Вы можете представить себе, как это было интересно - увидеть в углу напротив Анджело Данди в качестве секунданта. Ему уже шел восьмой десяток, а он до боя шесть часов провел на телевидении и ни разу не показал никаких признаков усталости. Сравнивая бокс нынешний и бокс минувший, Анджело, помню, сказал: "Раньше ребята выходили драться. Для них важно было побить противника. Сейчас они выходят зарабатывать деньги".
А.Б.: - Это хорошо было видно в бою знаменитого Оскара Де Ла Хойи с Феликсом Тринидадом за титул чемпиона мира в полусреднем весе по версиям WBC и IBF. Де Ла Хойя просто не считал нужным отрабатывать двадцать с лишним миллионов. Если считать очки, то победил он, но...
В.Г: -.. .если смотреть на поведение в ринге...
А.Б.: - ... то, конечно, победил Тринидад, потому что он хоть что-то пытался сделать. У него не получалось, правда, но это уже другой вопрос, а Де Ла Хойя четко вышел "срубить" денег по-легкому.
В.Г: - Я был на этом матче. В Лас-Вегасе царил дикий ажиотаж. На взвешивании - представьте только! - было 6 тысяч зрителей и больше 50 телекамер. После этого поведение Де Ла Хойи на ринге смотрелось, как плевок в душу его самых яростных поклонников и поклонниц. В газетах тогда так и писали: этих денег Оскар не заработал. Ему еще долго придется восстанавливать свой имидж.
А.Б.: - В Америке трудно стать звездой, но еще труднее ею остаться?
В.Г: - Это в Германии все были в сумасшедшем восторге от тех нокаутов, которые устраивали братья Кличко, а за океаном люди бокс понимают по-другому, им неинтересно смотреть, как тот же Рой Джонс дурачится со своими соперниками. Там публика хочет видеть бойца, который представляет для Джонса опасность. Но таких просто нет, и отсюда раздраженные комментарии, хотя Джонс в этом совершенно не виноват.
В Америке мало быть хорошим боксером, там надо еще быть популярным, а это гораздо труднее, чем побить кого-то. Из наших это удалось, например, Сергею Артемьеву. В начале карьеры, когда он выходил на ринг в красных трусах с серпом и молотом, его встречали свистом и улюлюканьем, а потом, даже не будучи чемпионом мира, он превратился в звезду, пусть и в масштабах Восточного побережья.
А.Б.: - К сожалению, Артемьеву пришлось оставить ринг из-за травмы. Кстати, нужно еще понимать, что это на самом деле такое - масштаб Восточного побережья. Это больше, чем вся Европа, вместе взятая.
В.Г: - Положение все-таки меняется. Появилась промоутерская группа Коля в Германии, в которую входит много сильных бойцов, в том числе и братья Кличко. Во Франции тоже кое-что появилось, и у англичан.
А.Б.: - Как вы думаете, чем вызван подъем бокса в Европе?
В.Г: - Роль личности в спорте огромна. В данном случае это роль промоутера. Дон Кинг, Боб Арум, Дува, Панос Элиадес, братья Акариесы, Коль - все это личности неординарные. При всем плохом, что сделал Дон Кинг, он же сделал и много хорошего. Конечно, он сукин сын, но невероятно талантливый. Такой вот злодей эпохи Возрождения. В нем есть какое-то отрицательное обаяние. А его изворотливость - это уже просто мистика. Правительство США судилось с Кингом более ста раз - и не смогло посадить. Он сидел за убийство, второе убийство сошло ему с рук за недоказанностью, а потом его принимали президенты, он снимался в кино, делал все что хотел и дурачил величайших боксеров XX столетия, в том числе и Мохаммеда Али.
Правда, сейчас Кинг потерял девять десятых своего влияния. В мировом боксе назревают новые процессы. Его пытаются свести к единому знаменателю, поставить на место все эти бесчисленные организации - WBC, WBA, IBF и т.д. Кроме того, как в свое время большие компании вытеснили гангстеров из Лас-Вегаса, так теперь телеканалы начинают вытеснять промоутеров, то есть телеканалы сами решают, какой боксер им нужен. Если раньше Кинг мог навязывать телеканалу Showtime свою политику, то сейчас это у него если и получается, то в гораздо меньшей степени. Ну а НВО вообще превратился в крупнейшего промоутера всех времен и народов.
А.Б.: - Кстати, а вы сами с Кингом общались?
В.Г: - Познакомились прямо перед камерой. Это было во время боя Тайсона с Питом Макнили. Я спросил его: "Зачем вы организовали это безобразие?" Дон тут же взял меня за пуговицу и сказал: "Вы же не заставляете танцоров вашего Большого театра танцевать шесть часов подряд - достаточно одного адажио, чтобы оценить качество исполнения. Так вот я представил публике 90 секунд боя отличного качества".
Американский журналист Джек Ньюфилд написал о нем книгу. Там есть такой эпизод. Агенты ФБР, собиравшие материал на Кинга, как-то пришли к Касу д'Амато, приемному отцу и тренеру Тайсона, и спросили его, связан ли Дон с организованной преступностью. Кае ответил: "Что значит "связан", он и есть организованная преступность".
А.Б.: - В заключение я бы хотел поговорить об Олеге Маскаеве. 20 мая этого российского тяжеловеса ждет серьезное испытание - он будет драться с сильным Кирком Джонсоном. Признаюсь, что Олег для меня - загадка. В проходных боях его истинный потенциал почти не виден, зато в самых важных поединках он прыгает выше головы. Я, например, не верил, что он сможет победить Хасима Рахмана.
В.Г: - Никто не верил. Сильный боец для Олега - мощнейший раздражитель, и тогда он выжимает из себя 101 процент. Кстати, если помните, так было и в бою с южноафриканцем Шабалалой в Москве два года назад.
А.Б.: - Шабалала ему чуть печень не порвал. Об этом мне сам Олег говорил. В бою с Рахманом он тоже оказался в достаточно неприятном положении, но выстоял и вышиб соперника за канаты.
В.Г: - Если на одну чашу весов положить все недостатки Маскаева - возраст, отсутствие скорости, годы, проведенные в безвестности, то кажется, что все это перевесит его достоинства. Но Олег выходит на ринг против сильного бойца и делает то, чего от него никто не ожидал. Он достойный парень и боец до мозга костей. Это мужик, который ничего не отдаст просто так.
А.Б.: - Маскаев - пример того, что характер может компенсировать почти любые недостатки.
В.Г: - Характер - это 80 процентов успеха. Радует, что хоть один российский тяжеловес припугнул кое-кого, да еще так неожиданно.