Газета Спорт-Экспресс № 99 (2295) от 4 мая 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 мая 2000 | Футбол

Омари ТЕТРАДЗЕ

ПОДАРОК СУДЬБЫ

30 апреля у Тетрадзе был выходной. Православная Греция в Пасху не работает - отмечает День Воскресения Христова. В чемпионате страны - запланированный перерыв. Великий праздник. Даже главный тренер ПАОК Душан Баевич изменил самому себе - отменил тренировку. Вот и получил Омари Тетрадзе, ведущий игрок клуба из Салоник, первый в этом году выходной. На радость жене Ани и дочери Кэти.

У БАЕВИЧА ВОПРОСОВ НЕТ. У ЖУРНАЛИСТОВ - ТОЖЕ

Восемь месяцев, проведенных в ПАОК, дали ответ на самый главный вопрос: Омари полностью восстановился после тяжелейшей травмы колена. Может играть на самом высоком уровне, а не доигрывать. Разве приглашение в сборную Олегом Романцевым - не доказательство? А то, что не вышел против американцев, меня, признаюсь, даже обрадовало - ведь именно в Петровском парке ровно три года назад в матче за сборную Тетрадзе получил травму, которая чуть было не стоила ему карьеры.

Если Романцев занят поисками оптимального варианта защиты сборной, то у знаменитого югославского тренера Баевича по отношению к Тетрадзе вопросов нет. Наш легионер - сильнейший игрок его клуба. Когда зимой руководство ПАОК, недовольное работой Ари Хаана, пригласило Баевича, тот в первую очередь приказал сделать все возможное, чтобы Тетрадзе, у которого в декабре заканчивался контракт, остался в команде.

Напомню - в июле Омари проходил межсезонную подготовку в итальянском "Удинезе". Там его разыскал вице-президент клуба ПАОК, сделал предложение, и стороны договорились о контракте на полсезона. Греки не хотели рисковать, поскольку покупали "кота в мешке" - никто не знал, на что способен футболист, не игравший два года. А благородный Тетрадзе не мог требовать от людей, протянувших ему руку помощи, долговременных обязательств. Он ведь и сам не знал, на что способен.

Но очень скоро узнал. Греция тоже. Первыми поняли, какого игрока им подарила судьба, журналисты. Семь спортивных газет выходят в Афинах. Четыре издания - в Салониках, втором городе страны. И каждое после матчей очередного тура ставило Тетрадзе высшие оценки в его команде. Независимо от того, в каком амплуа выпускал его Хаан - либеро, правым или передним защитником, опорным или правым полузащитником, - всегда Тетрадзе оставался лучшим.

А получить признание греческих журналистов очень сложно. Не секрет - многие футболисты и в Афинах, и в Салониках приплачивают газетчикам, чтобы о них писали только хорошо. Мой афинский друг, бывший журналист, смеется: "Команда проиграла, на другой день смотрю газеты и ничего не понимаю. В одной - форвард лучший, в другой - вратарь, в третьей - защитник, в восьмой - вышедший на замену. Так как же команда умудрилась пропустить три гола, не забив ни одного, если все игроки провели выдающийся матч?"

КОГДА НЕТ АГЕНТА, ПРИХОДИТСЯ ВСЕ ДЕЛАТЬ САМОМУ

- Омари, какие у тебя отношения с журналистами?

- Никакие. Я ведь по-гречески не говорю.

- Но ведь только что ты сделал официанту заказ!

- Разве сложно выучить названия 10-15 блюд? А с журналистами заговорю тогда, когда буду знать язык в совершенстве.

Мы сидим в рыбном ресторане в Каламарии, богатом пригороде Салоник. Когда Тетрадзе узнал, что я собираюсь сюда в командировку на "Финал четырех" баскетбольной Евролиги, на правах давнего друга поставил условие - жить только у него. Тем более что есть где - ПАОК предоставил трехэтажный дом в фешенебельном районе Панорама. Это в горах. Значит, чистый воздух. Общественный транспорт не ходит. Значит, болельщики беспокоить не будут. До Салоник - 15 минут на машине, на такси из центра города - 2000 драхм, примерно 6 долларов. Значит, и быстро, и недорого.

Этот дом он получил в январе, когда подписал новый контракт с ПАОК. До этого жил в гостинице - клуб оплачивал. Теперь, когда стало ясно, что Тетрадзе - это тот Тетрадзе, которого в 96-м покупала "Рома", только мудрее и опытнее, президент ПАОК был готов на все. Тем более что трансфер выкупать не было нужды. Совестливый Омари не хотел, не играя, получать по контракту зарплату в "Роме", а потому еще весной прошлого года предложил итальянскому клубу прервать отношения. Вариант был такой: вы больше не платите мне денег, но отдаете мой трансфер. Итальянцы с радостью согласились. Сейчас кусают локти: цена Тетрадзе на трансферном рынке - 5 миллионов долларов.

А тут еще "Панатинаикос" и "Олимпиакос", монстры греческого футбола, активно им заинтересовались. И неожиданно позвонил Валерий Газзаев, новый главный тренер "Динамо". О звонке из Москвы Омари сообщил руководству клуба, журналисты об этом мгновенно прознали, и газеты запестрели заголовками: "Кому достанется Тетрадзе?" В этой ситуации уже он диктовал свои условия. Сам, без агентов. С теми, которые обманули его в Италии, расстался. С новыми связывать себя пока не хочет. И добился контракта, куда более выгодного, чем с Римом. Ну и конечно, дом, машина - все, что в таких случаях положено. Правда, теперь он принадлежит ПАОК.

- Не поторопился, подписывая контракт еще на два с половиной года? Разве ПАОК - это то, о чем ты мечтал?

- Если бы мне год назад кто-то сказал, что буду играть в одном из сильнейших клубов Греции, да еще на таких условиях, счел бы этого человека сумасшедшим. А сейчас понимаю, что ПАОК - это мало. Хочется выступать в клубе, который ставит высокие цели не только в национальном чемпионате. Был бы хороший авторитетный агент, моя карьера могла сложиться по-другому. Но я же остался один, а потому, считаю, сделал все, что мог. Конечно, теперь "Олимпиакос" или "Панатинаикос" вряд ли смогут купить меня, даже если очень захотят. ПАОК ни за что не отдаст Тетрадзе своим вечным врагам или выставит такую цену, которая им окажется не по карману.

ЗНАМЕНИТЫЙ СЕКТОР НОМЕР ЧЕТЫРЕ

Вот и трудится Омари в майке ПАОК. Под номером 31 - тем самым, что был у него в "Роме". За весь чемпионат пропустил только три матча. Два - из-за небольшого растяжения мышцы, один - из-за отъезда в сборную России на матч в Германии. Все три ПАОК проиграл.

Чемпионат для этого богатого клуба складывается непросто. В межсезонье Хаан, партнер Йохана Кройфа по знаменитой сборной Голландии, не смог купить сильных игроков, приобретение Тетрадзе - не его заслуга. Больше звезд нет. О попадании в Лигу чемпионов речь больше не идет. Перед Баевичем стоит задача попасть в Кубок УЕФА. В день моего приезда президент ПАОК провел собрание команды и потряс игроков тем, что объявил: если не хотят потерять его любовь, то обязаны выиграть все оставшиеся матчи чемпионата. Любовь и нелюбовь - это, как я понимаю, есть премиальные или нет их.

А болельщиков ПАОК Кубок УЕФА не интересует. Им подавай Лигу чемпионов. Вот и ведут себя неприлично. Хотя и так пользуются дурной славой в Европе. Когда "Рейнджерс" приезжал в Салоники играть с ПАОК, Андрей Канчельскис поинтересовался: "А где на стадионе находится ваш четвертый сектор? И чем он знаменит?" "Тем, что после окончания матча его завсегдатаи не знают, каков счет", - ответили журналисты.

После недавней ничейной встречи с ОФИ, в которой ПАОК спасся только на последней минуте ценой автогола, разъяренные болельщики стали переворачивать машины своих игроков. Когда на стоянке остался только автомобиль Тетрадзе, в толпе начали выкрикивать его имя. Потрясенный Омари полтора часа не покидал раздевалку, надеясь, что фанаты разойдутся. А когда все-таки вышел, те бросились обнимать и качать его. Наутро газеты вновь выставили ему высшие оценки.

Хотя болельщики боготворят Тетрадзе, я на них в обиде. Потому что они помешали мне увидеть "живьем", как играет Омари. За две недели до моего приезда ПАОК встречался в "дерби" с "Арисом" Олега Веретенникова и победил - 3:2. Во время матча фанаты начали ломать сиденья на трибунах и бросать на поле наполненные песком бутылки из-под воды. Полиции пришлось применить слезоточивый газ, от которого пострадали даже запасные игроки.

- Матч был остановлен на 5 минут. Смотрю, бежит из-за ворот Веретенников, а у него слезы текут. Ущерб, нанесенный стадиону, оценили в 40 миллионов драхм - это более 100 тысяч долларов, - рассказывает Тетрадзе. - Федерация футбола не стала разбираться, чьи болельщики виновны в беспорядках. Наказала оба клуба - по два следующих домашних матча мы должны провести на нейтральных полях.

- Но следующий домашний для ПАОК был как раз с ОФИ, когда ты в раздевалке скрывался. Почему вы играли его дома?

- Есть такая версия. Президент "Олимпиакоса" - очень влиятельный человек в федерации. Сейчас "Олимпиакос" ведет борьбу за чемпионство с "Панатинаикосом", разрыв всего очко. А "Панатинаикосу" предстояло играть на выезде с "Арисом", который дома может обыграть кого угодно. Вот в надежде на то, что "Арис" сможет взять очки у "Панатинаикоса", президент "Олимпиакоса" и организовал дело так, что наше и "Ариса" наказание оказалось сдвинутым на один тур. Так что лишь следующий "домашний" матч мы будем играть на нейтральном поле.

- Смогу туда доехать на машине или автобусе?

- Нет, только на самолете - это остров Лесбос. Туда и обратно мы летим чартером.

КАК СПАРТАКОВСКАЯ "СТЕНКА" СПАСЛА ПАОК

Так и не осуществилось мое желание увидеть в игре "живого" Тетрадзе. Но один матч я все-таки посмотрел - по телевизору, выездной против "Ксанти". Туда ПАОК уехал как раз в тот день, когда я прилетел. Есть в Салониках знаменитое кафе, где собираются любители бильярда, Интернета и футбола. На первом этаже катают шары и гуляют по виртуальному миру, на втором - смотрят мировой футбол. Кроме меня посмотреть матч "Ксанти" - ПАОК собрались еще человек 50.

Играл ПАОК тяжело. Без моментов. Открыл счет с пенальти. Баевич, стараясь обезопасить свои ворота, поставил Тетрадзе на место либеро. Тот без суеты и спешки командовал защитой, уверенно подчищая промахи партнеров. Во втором тайме давление "Ксанти" на флангах стало расти. Но в середине поля образовались бреши. Туда, выбрав момент, и сделал рывок Тетрадзе. Дошел с мячом до штрафной, отдал короткий пас партнеру и открылся для "стенки". Был бы на месте партнера Титов, Тетрадзе мгновенно получил бы на ход ответный пас и оказался бы в одиночестве перед вратарем. Но игрок ПАОК в "Спартаке" не обучался, а потому передача у него не получилась.

Следующее подключение Тетрадзе к атаке случилось через десять минут. Правда, один соперник попытался встретить его у центральной линии. Омари вновь предложил партнеру сыграть по-спартаковски, получил точный ответный пас (первая "стенка" в матче!) и тут же неожиданно для всех по диагонали метров на 40 отправил мяч на дальний угол штрафной, куда в одиночестве врывался форвард ПАОК. Тот сделал еще пару шагов и мощно пробил - гол! После этого Тетрадзе свой пост уже не покидал - его команда вскоре осталась вдесятером, "Ксанти" с пенальти один гол отыграл и хотел большего. Тут-то и стало ясно, что Баевич поступил правильно - Тетрадзе не забыл, как играл либеро в "Алании".

Домой Омари приехал в полночь. После трехчасового путешествия на клубном автобусе. А утром меня разбудил: "Поехали, команда собралась кофе пить, отказывать неудобно". В ПАОК так принято - встречаются днем игроки в одном из пригородных ресторанов, подальше от глаз болельщиков, пьют фрапе - холодный кофе со сливками - и обсуждают новости. Расходятся часа в три, потому что в пять - тренировка.

Кстати, оказалось, что по-гречески Тетрадзе говорит уже вполне сносно. Во всяком случае, проблем в общении с партнерами не возникает.

В СБОРНУЮ - ПО ПЕРВОМУ ЗВОНКУ

В тот день мне предстояло первое посещение Дворца спорта ПАОК, где проходил "Финал четырех". Тетрадзе подбросил на машине, но в пятистах метрах от дворца нас остановили полицейские: дальше нельзя - только по пропускам. Я вышел, Омари уехал на тренировку, а полицейский вдруг спросил: "Это был Тетрадзе? Как же я сразу не узнал! Для него у нас проход всюду".

... - Время детское - без пятнадцати десять. Почему ты попросил официанта принести счет?

- Потому что в 22.00 обязан быть дома. Тренер требует. Вот мы сидим здесь, а завтра Баевич об этом узнает. Официант доложит или кто-нибудь из посетителей. А если засидимся, будут неприятности.

- Возникают ли проблемы с отъездом в сборную?

- Тренер ворчит - в Германию, например, отпускать не хотел, но есть регламент, которому ПАОК обязан подчиняться.

- Отношения с руководством клуба из-за этого могут ухудшиться?

- Приглашение в сборную России - огромная честь. Буду приезжать по первому звонку, независимо от того, что об этом подумают в клубе.

Дома нас ждала Лига чемпионов. Но прежде чем сесть у телевизора, Омари достал толстую тетрадь и стал в нее что-то записывать.

- Дневник ведешь?

- Почти десять лет. Конспектирую все интересное, что увидел на тренировке. Учителя-то какие! Бесков, Романцев, Игнатьев, Газзаев, Бьянки, Земан, Де Канио, Хаан, Баевич...

- Никак тренером собираешься стать?

- Ну еще лет 5-7 намерен поиграть, а затем и о тренерстве можно думать. Олег Блохин, между прочим, по признанию самих футболистов, считается одним из лучших специалистов в Греции. Другое дело - характер у него горячий, умудряется на ровном месте ссориться с президентами и журналистами. Но ведь со своим средненьким "Ионикосом" дошел до финала Кубка Греции.

На другой день в ПАОК из Российского футбольного союза пришел конверт, в котором лежали авиабилеты - Тетрадзе вызывали в сборную России на матч с американцами. Но прежде он с командой еще на два дня слетал на Лесбос, где ПАОК сыграл вничью "домашний" матч с "Панахаики", вернулся в воскресенье в полночь, а рано утром в понедельник улетел в Афины, чтобы оттуда отправиться в Москву - в сборную России.

* * *

30 апреля вечером он позвонил мне, чтобы узнать результаты матчей очередного тура российского чемпионата. Пока Тетрадзе не может смотреть наши телеканалы. Не спешит обзаводиться тарелками. Потому что хочет летом сменить клуб.

Владимир ТИТОРЕНКО

Салоники - Москва