ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. Пятый этап. ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ |
Две недели назад в Сильверстоуне пилоты "Макларена" Дэвид Култхард и Мика Хаккинен прервали беспроигрышную серию Михаэля Шумахера из "Феррари". Поэтому главным вопросом предстоящего гоночного уик-энда будет такой: сумеет ли "Макларен" сохранить победный порыв или же Шумахеру вновь удастся повернуть Фортуну к себе лицом? Напомним, что "Гран-при Испании" двух предыдущих лет заканчивался одинаково - победным дублем "Макларена".
Дэвид КУЛТХАРД ИНТЕРВЬЮ НЕ ДАЕТ |
Лина ХОЛИНА |
из Барселоны |
Накануне основных событий - квалификации и гонки - в центре внимания были отнюдь не перипетии схватки за чемпионский титул. Повышенным спросом у прессы и публики пользовался пилот "Макларена" Дэвид Култхард, который на днях чудом спасся после авиационной катастрофы.
12 дней назад он выиграл в Сильверстоуне. Это была неожиданная, очень нужная - и команде, и ему самому - победа. Своего рода момент истины, ведь не секрет: многие поклонники Култхарда уже не верили, что шотландцу удастся переломить судьбу. После той гонки британские газеты писали: "В Сильверстоуне Дэвид родился во второй раз - как пилот высочайшего класса".
Култхард вновь и вновь давал интервью - рассказывал о том, как он обогнал Рубенса Баррикелло. Обгон этот журналисты сразу сравнили с аналогичным маневром десятилетней давности в исполнении великого Найджела Мэнселла. А потому давали слово и самому Большому Найджу, который, оказывается, проводил Култхарда в гонку словами: "Дэвид, тебе нужно всегото на один процент больше поверить в себя - и ты сможешь творить на трассе чудеса. И снова будешь выигрывать!"
Минувший вторник стал еще одним вторым рождением Култхарда. То, что он вместе с невестой Хайди Вишлински и тренером Энди Мэттьюзом остался цел после авиационной катастрофы в Лионе, иначе как чудом, волшебством, невероятной удачей сейчас не называет никто.
Что ж удивительного в том, что Култхард оказался в центре внимания на "Гран-при Испании". Всем хочется посмотреть на него, поговорить, убедиться, что с пилотом и на самом деле все нормально. В общем - ажиотаж жуткий, только вот надежды репортеров на интервью не оправдываются. Но, если честно, я заранее предполагала, что будет именно так. Надо знать хозяина "Макларена" Рона Денниса: он, конечно же, должен был сделать все, чтобы максимально оградить Дэвида от прессы.
Предположения оправдались на все сто - стоило мне появиться в пресс-центре предстоящей гонки, тут же, как и мои коллеги, получила извещение организаторов "Гран-при": "По вполне понятным причинам участие Дэвида Култхарда в дневной пресс-конференции будет ограничено коротким заявлением. В данных исключительных обстоятельствах Култхард не будет отвечать на вопросы журналистов и благодарит представителей прессы за понимание".
Это "короткое заявление" шотландец должен был распространить - для пишущей братии - в письменном виде и зачитать представителям телевидения.
Телевизионщики, естественно, сразу рванули к моторхоуму "Макларена" - занимать лучшие места около загончика, специально устроенного командой. Вслед за ними ринулись остальные. Мест для всех желающих, отягощенных телекамерами, фотоаппаратами и микрофонами, явно не хватило, и дело могло закончиться давкой: дошло до того, что особо настойчивые неудачники подкатили к загончику мусорные баки и взгромоздились на них прямо с оборудованием. По вполне понятным причинам - в основном из-за риска получить удар тяжеленной камерой (однажды испытав подобное, я повторять печальный опыт вовсе не хотела) - ни один пишущий журналист проникнуть сквозь эту круговую оборону даже не пытался. Потому видно нам было плохо. Но кое-что высмотреть все-таки удалось: Дэвид был неестественно бледен и неулыбчив. Он и действительно не сказал без бумаги ни единого слова - так что стало ясно: инцидент с падением самолета потряс шотландца до глубины души.
Текст заявления, которое, слегка запинаясь, зачитал Култхард, и впрямь оказался достаточно короток, зато в нем объяснялись буквально все детали происшедшего, а потому практически не оставалось простора для вопросов.
Итак, что же случилось в Лионе с Learjet 35? "Для того чтобы как можно полнее сконцентрироваться на предстоящей гонке, - зачитал Дэвид, - я решил изложить все свои мысли по поводу аварии самолета на бумаге и тем самым попытаться дать вам всю интересующую информацию. Надеюсь, что этим мы и ограничимся.
Во-первых, хотел бы выразить искренние и глубокие соболезнования семьям двух погибших пилотов - Дэвида Сондерса и Дэна Уорли и заявить, что на протяжении всего инцидента оба сохраняли хладнокровие и действовали с огромным профессионализмом.
Во-вторых, хочу сказать, что двухмоторный Learjet 35 - тот тип самолета, который я знаю довольно хорошо и которым пользуюсь постоянно, хотя на данном конкретном самолете с данным экипажем летел впервые.
Во время полета из аэропорта Фарнборо в Ниццу второй пилот проинформировал нас о некоторых проблемах с мотором и о необходимости с точки зрения безопасности вынужденной посадки в Лионе. Перед посадкой у нас было время подготовиться и принять безопасную позицию.
При приземлении самолет потерял равновесие, и топливный бак на левом крыле оказался охвачен пламенем. После этого произошел носовой удар - фюзеляж был разрушен полностью. Уже в этот момент стало понятно, что выбраться из самолета можно только через его переднюю часть. Через обломки мы с Энди пробрались вперед и помогли выбраться Хайди - эта часть самолета находилась в трех-четырех футах над землей.
После того, как все мы оказались на земле, я возвратился к самолету для того, чтобы проверить, могу ли сделать что-нибудь для пилотов. Увы, ничего...
Буквально через минуту прибыли машины безопасности. Хочу передать нашу благодарность службам спасения Франции и руководству аэропорта за их профессионализм и понимание.
Прямо с взлетно-посадочной полосы нас отвезли в госпиталь Edouard Herriot в Лионе для медосмотра. Врачи обнаружили только ушибы и порезы. Через пару часов мы уже смогли отправиться домой в Монако.
Хайди, Энди и я понимаем, что эта авария, как и вообще все подобные инциденты, вызывает интерес и прессы, и публики. Несмотря на это, хочу попросить вас на протяжении нынешнего уик-энда проявить уважение к нашей частной жизни. За Хайди и Энди я прошу особо.
Хочу информировать вас, что мы все вместе прибыли в Барселону на частном самолете.
Французские власти вместе с представителями США (самолеты типа Learjet, на котором летел Дэвид, выпускают в Штатах. - Прим. Л.Х.) сейчас ведут расследование причин аварии. Мы оказываем им в этом полное содействие. Исходя из интересов следствия и понятий человеческой морали, с моей стороны было бы недопустимо давать какие-либо дополнительные комментарии или каким-то иным образом спекулировать на этом инциденте. Спасибо за понимание - и давайте надеяться, что у нас будет спокойный "Гран-при".
Сами понимаете, после такого заявления ни у кого не хватило нахальства кинуться к пилоту с расспросами.
Специальное коммюнике опубликовал и "Макларен", в котором, в частности, приводились такие слова Рона Денниса: "Пока все данные об аварии в лионском аэропорту не будут собраны и проанализированы, нельзя объективно судить о том, что же произошло. Дэвид в любой момент готов давать представителям аэропорта самую полную информацию, которая, я допускаю, может быть чрезвычайно важной для расследования.
В данный момент команда делает все, чтобы создать для пилотов максимально рабочую и комфортную атмосферу и помочь им полностью реализовать имеющийся потенциал.
Дэвид - профессионал высочайшего класса и находится в хорошей физической и психологической форме и, несмотря на недавние события, подтвердил свое желание принять участие в гонке".
Кстати говоря, по свидетельству опытных и знающих людей, посадить двухмоторник типа Learjet 35 при одном отказавшем моторе не представляет особого труда. Представители лионского аэропорта заявили, что расшифровка записей обоих черных ящиков никаких новых данных расследованию не дала, а директор аэропорта Бернар Шаффанж сообщил, что, запрашивая аварийную посадку, пилот самолета был чем-то сильно взволнован: "Так что, возможно, есть какая-то иная причина аварии, кроме очевидного отказа одного из моторов".
Осталось добавить, что в четверг Култхард прошел медицинское освидетельствование у профессора Сида Уоткинса, главы медслужбы "Формулы-1". Вердикт профессора: пилот абсолютно здоров и к гонке допущен. "На его обычном шотландском чувстве юмора пережитая авария ничуть не сказалась, - сказал мистер Уоткинс. - Я обнаружил обширную гематому на правой реберной дуге и несколько ссадин на локтях, а в остальном - никаких проблем. Дэвид, как и другие гонщики "Формулы-1", похож на летчиков боевых истребителей - они обладают суперздоровьем и каждый день с азартом готовы рисковать жизнью. Они выросли с мыслью о том, что в любой момент могут угодить в смертельно опасную аварию. Несмотря на то, что Дэвида потрясла смерть пилотов, он как истинный профи не позволит этим мыслям сказаться на его подготовке к "Гран-при".