Газета Спорт-Экспресс № 115 (2311) от 25 мая 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 мая 2000 | Парус

4 июня в Плимуте (Англия) стартует традиционная трансатлантическая гонка яхтсменов. Среди тех, кто намерен бросить вызов океану, два россиянина - Владимир Арбузов и Виктор Языков.

В ОДИНОЧКУ ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ

Летчики о полете через Атлантический океан говорят: "перелететь через лужу". У яхтсменов это называется "сделать Трансат".

В ясную погоду из самолета, летящего над Атлантикой, хорошо видны идущие внизу суда. Тем, кто полетит над океаном в июне, может повезти - есть шанс увидеть несколько десятков парусников, которые в первое воскресенье месяца стартуют из английского Плимута. Это традиционная гонка одиночников через Атлантический океан, который они в отличие от летчиков "лужей" никак не назовут.

На этот раз, если взглянуть на список участников, составленный по русскому алфавиту, его открывают и закрывают россияне. Это два сочинца - Владимир Арбузов и Виктор Языков. Оба - опытные гонщики, но авторитет Языкова в мире паруса повыше: у него в активе не только "Трансатлантик", пройденный несколько лет назад на самодельной яхте "Лагуна", но и кругосветка одиночников, в которой он занял четвертое место, после чего в декабре 1999-го был признан в России "Человеком года", а английским журналом "Морской конек" (самое авторитетное в мире паруса издание) - "яхтсменом года".

СЭР ФРЭНСИС

История гонок одиночников через Атлантику отнюдь не столь продолжительна, как может показаться человеку несведущему. В одиночку через океан ходили, но до состязаний дело не доходило просто потому, что энтузиастов были единицы и еще в начале XX века найти соперника, готового стартовать вместе с тобой и вести борьбу до противоположного берега, было сложно. Приходилось довольствоваться кругом друзей, которые выходили в море и сопровождали очередного искателя приключений миль пять - десять. Имена отчаянных смельчаков, рисковавших "сделать трансат", хорошо известны, но история гонок берет отсчет с 1960 года.

Победителем первой трансатлантической гонки стал англичанин сэр Фрэнсис Чичестер. Написано о нем много, но всякий раз, когда заглядываешь в биографию этого человека, открываешь там что-то новое и интересное.

Свою первую яхту "Флоренс Эдит" Чичестер купил, когда ему было 52 года. Как раз в это время знаток одиночных путешествий Жан Меррьен убежденно писал, что яхтсменом можно стать в возрасте от 16 до 25 лет. К счастью, англичанин этого, по всей видимости, не читал. Его первые походы на "Флоренс" напоминали попытки покончить с собой оригинальным способом - с помощью кораблекрушения. Однажды, например, он пригласил жену Шейлу присоединиться к нему, и та приехала в местечко Брайтлингси, где была назначена встреча. Старик-рыбак, у которого она осведомилась о муже, показал ей на море, где поодаль от берега сидела на мели яхта, и добавил, что суденышко скорее всего затонет, как только испортится погода. Приятельница Шейлы посоветовала ей немедленно вернуться в Лондон и подать на развод, если Фрэнсис все-таки ступит на берег. Чичестер появился пред очами супруги на следующее утро - он сумел сняться с мели и почти "на ощупь" добрался до Брайтлингси.

В 30-е годы Чичестер прославился как авиатор, совершивший одиночные перелеты на гидроплане из Новой Зеландии в Австралию, а потом из Новой Зеландии в Японию. Пожелав освоить после самолета яхту, он отправился в Королевский клуб океанских гонок, знаменитый, помимо прочего, тем, что проводит состязания в любую погоду. Чичестер предлагал свои услуги разным экипажам, претендуя на место штурмана, но брать на борт штурмана-летчика, мало что понимавшего в парусе, не соглашался никто. Вот и пришлось обзаводиться собственной яхтой. К 1957 году Чичестер уже стал в клубе своим, за четыре года стартовал в 16 регатах и считался неплохим яхтсменом.

Судьба не раз подвергала Чичестера испытаниям. У него был обнаружен рак легких - как считал он сам, из-за того, что долгое время в тесной каюте яхты "Джипси Мот II" пользовался сильными химическими средствами для удаления старой краски. Чичестеру предлагали удалить одно легкое, но потом выяснилось, что операции все-таки можно избежать. Лечение антибиотиками привело к состоянию крайней депрессии, из которого Чичестер вышел... приняв участие в океанской гонке. И вновь появился в баре Королевского яхт-клуба, куда двумя годами ранее заходил выпить "на прощание".

Я не медик, но полагаю, что на самом деле у него был не рак, а сильнейший ожог легких: онкологические заболевания в те годы излечивать практически не умели, а ведь Чичестер не просто вернулся в яхт-клуб, но и выиграл Трансатлантическую гонку. В 1959 году, вскоре после возвращения, он прочитал на доске объявлений предложение 42-летнего Гарольда Хазлера, отставного полковника, героя антифашистского сопротивления, посостязаться на дистанции от Плимута до Нью-Йорка. Впервые с такой инициативой Хазлер выступил еще в 1956 году, но тогда на призыв никто не откликнулся. На сей раз судьбе было угодно, чтобы листок на клубной доске попался на глаза Чичестеру. Если есть двое, третий обязательно найдется. Третьим членом оргкомитета стал репортер еженедельника "Обсервер" Брэшер.

Правила первой гонки были предельно просты - писать скучный регламент всем было попросту лень. В результате правила определяли лишь координаты линий старта и финиша, причем довольно оригинально: "Оставить буй Мелампус справа, после чего любым маршрутом дойти до плавучего маяка Амброз близ Нью-Йорка". Еще одно обязательное условие: яхту на дистанции должен обслуживать лишь сам гонщик.

ГОНКА № 1

Четыре яхты, собравшиеся 11 июня 1960 года в стартовой зоне, производили довольно странное впечатление своей разномастностью. Чичестер шел на 13-тонной "Джипси Мот III" длиной 12,06 м, Хазлер по прозвищу Блондин (хотя он скорее был лысым, чем белокурым) - на "Джестере", фалькботе датского класса длиной 7,64 м, водоизмещением 2,2 тонны и с парусами, как у китайской джонки, Дэвид Льюис - на "Кардинал Верту", 7,6 метра, с бермудским парусным вооружением, высоченный бородач Вэл Хауэлз - на "Эйре", датском фалькботе с бермудскими парусами. Француз Жан Лакомб стартовал пятью днями позже на маленьком шлюпе "Мыс 1орн" - длина 6,5 м, площадь парусов 21,5 кв. м.

По ходу гонки Чичестер не стал ни забираться выше 50-й параллели, ни спускаться южнее 40-й. Хазлер пошел северным маршрутом - поднялся до 58 градусов, но в результате проиграл победителю восемь дней.

Результат Фрэнсиса Чичестера - 40 дней 12 часов 30 минут и 4004 мили за кормой - стал рекордом для одиночных плаваний через Атлантику, что уже было сенсацией. Однако еще больший интерес вызвали некоторые примененные им новинки. Одна из них - автоматическое управление. Правилами запрещалось использовать устройства, приводимые в действие электричеством или другим источником энергии, за исключением ветра. По воскресеньям Чичестер ездил в Кенсингтонгарденс и наблюдал там за моделями яхт на Круглом пруду. Логика его рассуждении была проста: если модель идет без рулевого в пруду, то почему настоящая яхта не может идти без рулевого через Атлантику? В результате он проштудировал книгу о строительстве моделей парусников и соорудил свой "автопилот", который отлично работал в океане, позволяя гонщику некоторое время отдыхать.

Два года спустя Чичестер попытался побить свое достижение и перейти океан быстрее чем за 30 дней, но удача от него отвернулась - 33 дня 15 часов. Зато англичанина поздравили с успехом два человека, неплохо разбиравшиеся в парусном спорте, - президент США Джон Кеннеди и принц Уэльский.

ТАБАРЛИ И УИЛЬЯМС

Вторая Трансатлантическая гонка стартовала 23 мая 1964 года - опять из Плимута, но на сей раз до Ньюпорта. Чичестер пообещал улучшить свой рекорд на три дня - выйти из "тридцатки". Вместе с ним заявились 17 гонщиков из пяти стран. Финишировали 14 - это очень высокий результат. В Ньюпорт Чичестер пришел через 29 суток 23 часа 55 минут, сдержав слово. Но победителем стал не он. На финише уже ждал 23-летний лейтенант французских ВМФ Эрик Табарли, шедший на кэче "Пэн Дюйк II" длиной 13,6 м и водоизмещением 5,4 тонны. Результат молодого гонщика был 27 дней 3 часа 56 минут.

Вполне вероятно, что именно успех Табарли заставил Чичестера подумать о других гонках - вокруг света. К тому же в Ньюпорте он подружился с финишировавшим четвертым англичанином Алеком Роузом - 52-летним зеленщиком, когда-то служившим во флоте. Они быстро нашли общий язык и вместе сумели вывести парусный спорт на новый рубеж, которым стали кругосветки одиночников.

Третьи гонки через Атлантику стартовали 1 июня 1968 года и собрали уже 35 вымпелов из 10 стран. Впервые на старт вышли женщина - 26-летняя Эдит Байман из ФРГ, которая в анкете участника в графе "профессия" написала "секретарь", и... английский пастор. Фаворитом был Эрик Табарли, который на специально построенном тримаране "Пен Дюйк IV" пообещал совершить плавание за 20 дней. Взяв старт, он шел с очень хорошей скоростью 13 узлов, но ночью в Ла-Манше, пройдя всего 140 миль, столкнулся с торговым судном. Пришлось возвращаться в Плимут и вновь стартовать спустя 80 часов после соперников. Второй старт состоялся 4 июня, но из-за поломки руля пришлось сделать остановку в порту Ньюлин и в третий раз отправиться в путь 5 июня. Увы, такелаж не выдержал той скорости, которую пришлось развить Табарли, и к вечеру того же дня французу пришлось выйти из гонки.

А спустя 25 дней 19 часов и 33 минуты орудийный выстрел приветствовал в Ньюпорте финиш 25-летнего англичанина Джеффри Уильямса, шедшего на прекрасно оснащенной яхте "Сэр Томас Липтор". Сам Уильямс сумел собрать всего 3000 фунтов стерлингов, чего никак не хватало для участия в гонке, но еще пять шестых требуемой суммы он набрал с помощью спонсоров. Это был первый триумф компании English Electric, использовавшей для поддержки соотечественника компьютер, по тем временам дорогое удовольствие. ЭВМ с помощью специальной программы обрабатывала метеоданные и координаты гонщика, выдавая ему рекомендации на следующие 24 часа плавания. Успех победителя сделал компьютерщикам отличную рекламу. Правда, яхта, шедшая второй, отстала всего на 17 часов, хотя никакой электронной системой навигации не пользовалась.

НАПЕРЕКОР УРАГАНУ

Пятый "Трансат" оказался самым многочисленным и самым трагическим. Заявилось 125 судов - 107 однокорпусных, 3 катамарана и 15 тримаранов, среди участников фигурировали две француженки, англичанка и итальянка. Самой большой яхтой был французский четырехмачтовик "Клуб Медитеранеен" длиной 72 метра, водоизмещением 260 тонн и с площадью парусов 1204 квадратных метра со шкипером Аленом Кола. Эрик Табарли шел на "Пен-Дюйк VI". В первые три дня патрульным самолетам не о чем было беспокоиться - облеты показывали, что все идет нормально, ни одно судно не сообщало о проблемах. А на четвертый день разразилась не предсказанная синоптиками серия циклонов с ураганными ветрами. Из-за поломок, вызванных затянувшимся штормом, с дистанции сошли 27 яхтсменов.

Табарли поначалу выбрал северный маршрут и шел севернее 50-й параллели. Шторм едва ли не первым порывом изувечил его авторулевое устройство, и несколько часов француз раздумывал, не отказаться ли от продолжения гонки. В конце концов он все же решил продолжать - и финишировал первым через 23 дня 20 часов 12 минут после старта. Это была его вторая победа в трансатлантической гонке.

Несколько участников были спасены "грузовиками", поспешившими на SOS. Не добрались до финиша 52 яхты, двое гонщиков бесследно исчезли в океане. Алэн Кола пошел северным маршрутом, и шторм порвал на его судне фалы и паруса. По радиотелефону он вызвал из Франции ремонтную бригаду и зашел в канадский порт Сент-Джонс на Ньюфаундленде. Бригада действовала быстро, и на финише Кола был вторым, но за заход в порт и использование посторонней помощи к его результату было добавлено 10 процентов времени, что в итоге отодвинуло француза на пятое место.

ОДНАЖДЫ В НЬЮПОРТЕ

...Однажды утром в мае 1992 года меня разбудил телефонный звонок из Англии. Звонил Виктор Языков:

- Знаешь, я тут собрался стартовать в гонке одиночников через Атлантику.

- На какой лодке?

- На "Лагуне". Помнишь, я говорил, что строю лодку в Сочи. Деревянную. Вот на ней и пойду. Здесь, в Англии, я ее достроил и подготовил.

- На что подготовил-то?

Реставрировал старые краснодеревки (лодки с применением красного дерева. - Прим. В.К.) , кое-что заработал и купил для "Лагуны" оборудование. На стартовый взнос тоже хватило, а за квалификацию мне засчитали переход из Сочи до Англии.

Спросонья разговор получился не слишком содержательным, да и не был я, честно говоря, готов к такому звонку: в стране с экономикой черт знает что творится, все стонут, что спонсоров ни на что найти не могут, а тут какой-то Языков на самоделке через океан стартует! Но прошло два месяца, в июле того же года я оказался в Бостоне по хоккейным делам, выдался свободный день, и мне удалось уговорить известного хоккейного тренера вратарей Виталия Ерфилова взять напрокат машину и съездить в Ньюпорт. Хотелось увидеть Виктора после финиша гонки.

Время от времени над гаванью звучал пушечный выстрел - отмечали финиш очередного участника, хотя после старта прошло уже порядка сорока дней. В секретариате "Трансатлантика" было пусто и скучно - мне сказали, что гонщики сразу после финиша падают спать, а отоспавшись, уезжают по домам.

В Мекке парусного спорта - на здешней акватории почти столетие шли гонки за "Кубок "Америки" - было жарко и безлюдно. Классическая "одноэтажная Америка". На доме, рядом с которым мы припарковали машину, красовалась табличка, гласившая, что здесь бывал генерал Лафайет. Яхтсмены останавливались в маленьких гостиничках классического английского стиля - общая комната с телевизором и небольшие номера на одного-двоих. Языкова мы так и не нашли, но узнали, что он пришел девятнадцатым в своем классе - очень высокий результат для новичка.

И ВНОВЬ - "ВЕТЕР ПЕРЕМЕН"

Потом Виктор ходил в кругосветку одиночников на "Ветре перемен". Вторым участником этой гонки от России был Федор Конюхов. Но Языков действительно гонялся - выжимал скорость, боролся за результат, - а Федор был "путешественником", что, конечно, ни в коей мере не умаляет его достижения: он тоже прошел всю дистанцию на яхте "Современный гуманитарный университет".

После успеха в этой кругосветке Языков замахнулся было на участие в другой знаменитой кругосветной гонке - "Вандея Глоб", но, увы, его проект оказался нереализованным: денег на постройку новой лодки попросту не удалось собрать, "хрустальная мечта" разбилась о нашу действительность. Оказалось, что построить корпус из углепластика в Москве обойдется дороже, чем изготовить его в Новой Зеландии и доставить во Францию самолетом.

Но остаться без гонки Виктор не мог - тем более что "Трансатлантик" считается квалификацией для кругосветки. К счастью, "Ветер перемен" он не продал - лодка всю зиму простояла в американском порту Чарльстон. С помощью друзей Языков привел ее в порядок и сейчас приближается к месту старта. В Атлантике поначалу шло все хорошо, но посреди пути случилась поломка. На "Ветре перемен" стоит "качающийся" киль, который управляется гидравликой. Она-то и отказала. По последним данным, киль удалось зафиксировать, и лодка снова пошла достаточно хорошо. Задача Языкова - прийти в Плимут 26 - 27 мая, чтобы успеть подготовиться к старту, пройти обмер и проверку оборудования.

Всеволод КУКУШКИН