Газета Спорт-Экспресс № 142 (2338) от 27 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 июня 2000 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000. 1/4 финала

ФАТАЛЬНАЯ ОШИБКА РАУЛЯ ОСВОБОДИЛА ФРАНЦИЮ
ОТ ТРАДИЦИОННОЙ СЕРИИ ОДИННАДЦАТИМЕТРОВЫХ

ИСПАНИЯ - ФРАНЦИЯ - 1:2 (1:2)

Голы: ЗИДАН (штрафной), 33 - 0:1.МЕНДЬЕТА (с пенальти), 38 - 1:1. ДЖОРКАЕФФ (Виейра), 44 - 1:2.

Нереализованный пенальти: Рауль, 89 (мимо)

Канисарес

5,0

Бартез

5,0

Мичел Сальгадо

5,5

Лизаразу

7,0

Арансабаль

4,5

Блан

6,0

Абелардо (к)

6,5

Десайи

6,5

Пако

5,0

Тюрам

5,5

Гвардьола

7,0

Виейра

7,0

Иван Эльгера

6,0

Дешам (к)

6,5

(ХерардЛопес, 77)

б/о

Джоркаефф

7,5

Мендьета

6,0

ЗИДАН

8,0

(Урсаис, 57)

5,5

Дюгарри

7,0

МУНИТИС

7,0

Анри

6,0

(Эчеверрия, 73)

б/о

(Анелька, 82)

6/0

Рауль

5,0

Альфонсо

5,5

Удаления

-

-

Предупреждения

Альфонсо, 57 (грубая игра)

Гвардьола, 62 (грубая игра)

Мичел Сальгадо, 65 (грубая игра)

Пако, 71 (грубая игра)

Дешам, 61 (грубая игра)

5

Голевые моменты

4

8(4)

Удары (в створ ворот)

8(4)

6

Угловые

5

52

Владение мячом в %

48

Судья: Коллина (Италия).

25 июня. Брюгге. Стадион "Ян Брейдель".

30 000 зрителей (вмещает 30 000)

Александр ПРОСВЕТОВ

из Брюсселя

Рауль пополнил список великих неудачников, не забивавших пенальти в решающие моменты. Если во встрече с Югославией испанцам удалось на растянутой последней минуте сначала реализовать 11-метровый и сравнять счет, а затем и вырвать необходимую победу, то теперь возможностью половить рыбку в мутной воде дополнительного времени они не воспользовались.

НЕ ПРОМАХИВАЕТСЯ ТОТ, КТО НЕ БЬЕТ

Комментируя драматичную концовку, Хосе Антонио Камачо как бы перефразировал выражение, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

- Не промахиваются с 11-метровой отметки только те, кто оттуда не бьет, - философски заметил главный тренер испанцев. - Рауль правильно сделал, что взял на себя ответственность в отсутствие нашего основного пенальтиста Мендьеты.

Франция же, с одной стороны, продолжила насчитывающую уже 19 с половиной лет традицию не проигрывать Испании, а с другой - избежала серии послематчевых пенальти, которые "Трехцветным" неизменно приходилось бить именно в четвертьфиналах трех последних крупнейших турниров с их участием. Напомню эту историю.

ЧМ-86: Франция - Бразилия - 1:1 и 4:3.

Euro-96: Франция - Голландия - 0:0 и 5:4.

ЧМ-98: Франция - Италия - 0:0 и 4:3.

Так или иначе, в четвертом четвертьфинале подряд "трехцветным" помог чужой промах. Зинедин Зидан, правда, справедливо заметил, что его команда сохранила больше сил, а посему имела бы в добавочные полчаса больше шансов на победу. Но это еще, - при всем уважении к одному из лучших футболистов мира, - как говорится, бабушка надвое сказала.

"БАСКСКИЙ ВОПРОС" В ПОЛИТИКЕ И ФУТБОЛЕ

А началось действо, завершившееся трагическим для Рауля и его команды промахом, не с футбола, а с политики. После исполнения национального гимна Испании на поле выскочили двое мужчин, которые, как позже выяснилось, оказались активистами борьбы за независимость Страны Басков. За ними тотчас стартовали на газон охранники - свой транспарант инсургентам развернуть так и не удалось - он остался лежать на земле скомканной тряпкой. Оба "борца" на бегу еще и попытались сдернуть с себя рубашки. Один это в конце концов сделал, что позволило продемонстрировать публике и - главное - фоторепортерам начертанный на майке призыв к освобождению заключенных в Испании баскских националистов. Примечательно, что в стартовых составах команд, выстроившихся в это время на поле, было сразу четыре баска. Причем распределились они поровну: Аугустин Арансабаль и Гаиска Мендьета готовились защищать цвета Испании, а Дидье Дешам с Бишенте Лизаразу - Франции.

А когда прозвучал финальный свисток, Лизаразу обнялся с еще одним "братом по крови" с противоположной стороны границы - Хосебой Эчеверрией, который и был его непосредственным оппонентом в последние четверть часа. Вместе покидали поле Хосеп Гвардьола и поигравший в "Барселоне" Лоран Блан. Кристиан Карамбе, который лишь перед самым началом Euro-2000 перешел из "Реала" в "Мидлсбро", тепло приветствовал старого знакомого Сантьяго Канисареса и утешал, как мог, Рауля. Соперники покидали поле друзьями - и это после напряженной борьбы, в ходе которой было немало жестких единоборств.

ДЮГАРРИ ИГРАЛ СО СЛОМАННЫМ НОСОМ

В связи с травмой, полученной Эмманюэлем Пети в матче с чехами, главный тренер французов Роже Лемерр включил в состав другого футболиста лондонского "Арсенала" - Патрика Виейра. О чем наверняка не пожалел. Виейра был не только очень хорош в отборе и полезен при борьбе за верховые мячи в своей штрафной, но и неоднократно подключался в атаки. Именно он уже на 3-й минуте направил мяч головой над перекладиной после подачи Зидана. Да и хлесткому удару Юрия Джоркаеффа, после которого мяч во второй раз вонзился в сетку испанских ворот (Канисарес, наверное, не виноват, но и не выручил), предшествовали резкое выдвижение вперед и передача на ход, сделанная Виейра. Примечательно, что французская 1'Equipe выставила опорному полузащитнику самую высокую оценку - 8,0. Даже у Зидана, которого официальное жюри назвало лучшим игроком матча, меньше - 7,5.

Столько же газета поставила и Джоркаеффу, который до своего гола был незаметен, но потом разыгрался и демонстрировал высокую технику. Может быть, стартовые проблемы этого игрока были связаны с его откомандированием на левый фланг. Ожидалось, что там разместится Кристофф Дюгарри, дабы нейтрализовать Мендьету, как ему это удалось с Карелом Поборски.

Мендьету французы особенно побаивались. Но в итоге полузащитник "Валенсии" оказался надежно прикрыт. И в том заслуга не Дюгарри, а Лизаразу, которому частенько помогал Виейра. Лизаразу вообще был очень полезен (1'Equipe выставила ему 7,0) - к каким бы перестановкам ни прибегали испанцы, ничего существенного на своем правом фланге атаки они не совершили. Сначала Лизаразу "съел" Мендьету, потом закрыл Альфонсо и, наконец, Эчеверрию.

Дюгарри же был отряжен на противоборство с любящим подключаться в наступление Мичелом Сальгадо - и в общем-то защитник "Реала" не принес атакам Испании того, что от него ждали. Причем Дюгарри уже на 17-й минуте в борьбе на "втором этаже" сломал нос, но остался на поле, хотя французы уже собирались выпускать Робера Пиреса.

ВАСЕЖ НАЗВАЛ МУНИТИСА ОТКРЫТИЕМ ЧЕМПИОНАТА

Матч получился зрелищным. В нем было много движения и достаточно острых ситуаций. Заслуга в том не только победителей - испанцы хорошо держали мяч и в первом тайме провели несколько красивых атак. Прекрасный навесной удар с ходу под перекладину нанес Рауль. Но больше все-таки выделялись Эльгера и Мунитис, которого в комментарии для бельгийской газеты la Derniere Heure главный тренер "Красных Дьяволов" Робер Васеж назвал в числе наиболее понравившихся ему игроков наряду с Давидсом и Фигу. Юркий, постоянно шедший в обводку Мунитис оказался чрезвычайно неудобным для Лилиана Тюрама. Тот в конце концов его и зацепил - потому что просто не попал в ритм предложенного танца с мячом.

Чемпионов мира спасало то, что при навесах испанцев, и в частности Мунитиса, бдительно действовали и Фабьен Бартез, и Лоран Блан, и Марсель Десайи. Французские атаки носили более завершенный характер.

После перерыва команда с Пиренейского полуострова перестроила игру, выпустив на острие атаки высокого Урсаиса. При верховых подачах шел вперед Абелардо, и у чемпионов мира возникали осложнения. Во всяком случае, были эпизоды, в которых мяч удачно для них просто попадал в Виейра и Десайи. А на последней минуте - уже после незабитого пенальти - Урсаис промахнулся из выгодной позиции в ворота головой.

ЧУДИЛ КОЛЛИНА, ШАЛИЛ БАРТЕЗ

Во второй половине матча французы, заиграв плотнее, заметно затруднили соперникам развитие атак. Они позволяли себе фолить, но не столь впечатляюще, как испанцы. Арбитр Коллина долго за карточками в карман не лез вообще, а затем за четверть часа показал один за другим пять "горчичников", из которых четыре - испанцам. Впрочем, итальянский "Фантомас" мог бы быть по отношению к ним и строже. Когда Мичел Сальгадо толкнул в спину Лизаразу. Коллина решительно направился к испанцу, но передумал: желтая карточка стала бы для защитника второй. А на 71-й минуте Пако с помощью поистине регбийного захвата задержал Тьерри Анри: бомбардир, до того прикрытый Абелардо, совершал стремительнейший спурт к воротам от центральной линии. Разве это не был фол "последней надежды"? Впрочем, претензии арбитру могла предъявить и противная сторона. Бартез, поймав мяч, скрючился, но с мячом не расстался. Возможно, вратарь и впрямь испытывал боль, но формально испанцы были правы, обращая внимание на нарушение правила "шести секунд".

За четверть часа до конца Камачо поочередно заменил подуставших Эльгеру и Мунитиса. Поскольку его команда к французским воротам подбиралась нечасто и ограничивалась навесами, а чемпионы мира принялись радовать своих болельщиков техническим совершенством, создавалось твердое впечатление: все ясно. Бартез, затягивая время, поиграл даже с соперником в "а ну-ка, отними". Не это ли шаловливое настроение не позволило ему вскоре завладеть мячом так, чтобы никакого пенальти на последней минуте не было?

А так Бартез дал право Камачо сетовать на судьбу:

- У меня осталось чувство, что мы заслуживали большего и не были по достоинству вознаграждены. Во втором тайме команда не смогла поддерживать такой темп, как в первом. К тому же мы опасались французских контратак.

У Дюгарри мнение по поводу закономерности зафиксированного на табло счета, естественно, прямо противоположное:

- Мы превзошли самих себя и одержали красивую победу. По-моему, арбитр слишком часто свистел в пользу испанцев. Два пенальти - это слишком. Можно было даже подумать, что судьба настроена против нас. Но в конце концов она повернулась к нам лицом.