Газета Спорт-Экспресс № 142 (2338) от 27 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 7

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 июня 2000 | Шахматы

ШАХМАТЫ

КАСПАРОВ НЕ СЧИТАЕТ АНАНДА
"БЫСТРЫМ" ЧЕМПИОНОМ МИРА

Ефим ШАИНСКИЙ

из Бад-Зодена

ПОДАРКИ ИМЕНИННИКУ

Заключительный день спора шахматных гигантов в быстрой игре начался с объявления организаторов турнира о том, что в случае равенства очков у двух участников, добившихся лучших результатов, между ними будет проведен дополнительный микроматч из двух партий. Это сообщение показалось несколько странным, ведь за три тура до финиша Ананд опережал Каспарова на целых полтора очка, и почти никто уже не сомневался в том, что индийский гроссмейстер спокойно доплывет до победной гавани. И все-таки, зная неукротимый характер Каспарова, организаторы решили подстраховаться и напомнить о регламенте.

Потом диктор стал говорить о Владимире Крамнике, которому в воскресенье исполнилось 25 лет. После обычных в таких случаях пожеланий здоровья и успехов организаторы вручили ему несколько не соответствовавший возрасту подарок - явно детского плюшевого медвежонка. Владимир, слегка сощурив глаза и обозначив вежливую улыбку, положил игрушку рядом со столом, за которым его уже ждал соперник по 8-му туру Александр Морозевич. Любопытно, что это была лишь вторая партия двух россиян в быстрых шахматах - первую они провели тут же, на Chess Classic, сыграв в пятницу вничью. На этот раз Морозевич ублажил именинника и, презентовав ему две пешки, сдался. Кстати, это была первая победа Владимира на турнире. Остальные соперники Крамника в тот день - Каспаров и Ананд - делать подарки не собирались и поделили с юбиляром очки.

- Форма у меня не улучшилась - просто поднялось немного настроение, что и сказалось на результатах, - сказал мне после окончания турнира Владимир Крамник.

- Как вы расцениваете "подарки" Морозевича?

- Мы оба в плохой форме, поэтому иногда кое-что "подзевывали". На самом деле здесь все, кроме Ананда, далеки от своего лучшего состояния, поэтому и партии тут не очень "чистые" - в них немало ошибок.

- Не бросает ли уверенная победа Ананда на турнире некоторую тень на ваш предстоящий матч с Каспаровым?

- И для меня, и для Каспарова эти соревнования не имели практически никакого значения, что видно и по моей, и по его игре. Очевидно, что и я, и Гарри старались в дебютах ничего особенного не показывать, чтобы не раскрывать карты. Честно говоря, у меня в определенный момент были даже проблемы с мотивацией. Все-таки к активным шахматам я не отношусь очень серьезно. Да и мысли все мои уже о предстоящем матче с Каспаровым. Ананд же играл со "свободной" головой, да еще находится в отличной форме.

- Не стало ли для вас определенной компенсацией за не слишком удачную игру то, что во встречах и с Каспаровым, и с Анандом вы поделили очки?

- Я уже не мальчик, чтобы считать это большим достижением. А во второй партии с Анандом у меня были большие шансы на выигрыш. Да и с Каспаровым сегодня долго стоял лучше, но где-то не дожал. Впрочем, я особо и не стремился выкладываться.

- По ходу поединка с Анандом многие считали, что вы выиграете. Почему все в итоге закончилось миром?

- У меня действительно было огромное преимущество, но я где-то что-то недоглядел. Может, потому, что под конец соревнований несколько подустал. К тому же у Ананда здесь все складывалось просто здорово - в любой другой ситуации он, конечно, эту партию проиграл бы. Вообще Виши тут быстро почувствовал уверенность, о чем свидетельствует и скорость, с которой он играл. Остальные же частенько попадали в цейтноты, что тоже говорит о их плохой форме.

НАСЛАЖДЕНИЕ ВИШИ

Одной из редких встреч, в которой дело до цейтнота не дошло, оказалась партия 8-го тура Широва с Каспаровым, в которой ничья была зафиксирована уже на 19-м ходу после того, как соперник лучшего шахматиста мира в третий раз повторил позицию. Гарри всем своим видом показал недоумение и разочарование по поводу решения Алексея и быстро вышел из зала. Какие же основания были у известного своей бескомпромиссностью Широва для такого решения? Вот комментарий игравшего в Chess Classic в турнире "Мастере" Василия Иванчука: "Тут все понятно. В сицилианской защите Каспаров предложил новинку, которую в быстрых шахматах опровергнуть трудно. Речь идет о ходе 15...g7 - g6. Впрочем, не исключаю, что на каком-нибудь первенстве, предположим, Караганды, этот ход уже встречался. Широв, наверное, не видел хороших продолжений и решил, что играть с листа неразумно, поэтому и зафиксировал ничью повторением ходов".

В 9-м туре, чтобы обеспечить себе общее первенство, Ананду достаточно было белыми сыграть с Шировым вничью. Однако индийский гроссмейстер блистательно провел партию и завоевал очередное очко. Ананд получил перевес по дебюту в выбранной Шировым французской защите, перешел в мощное наступление и в последней фазе партии очень красиво заматовал черного короля. Вопрос о победителе турнира был решен.

Поздравив Ананда, я поинтересовался у него, когда он почувствовал, что выиграл турнир.

- У меня не было такого момента, когда я вдруг ощутил, что победил. Просто каждый день трудился, стараясь не думать об очках. Впрочем, в субботу вечером, конечно, уже понимал, что полтора очка отрыва перед последними тремя турами позволяют мне надеяться на конечный успех. Примечательно, что самая большая проблема тут у меня возникла в последней партии, когда общая победа была уже за мной. Видимо, дело в мотивации.

- Каково, на ваш взгляд, значение битвы гигантов в Chess Classic?

- Все признают, что это лучший турнир в мире по быстрым шахматам, ведь в нем участвуют самые сильные игроки. Безусловно, победить здесь - большое удовольствие. Не хотел бы преувеличивать значение моей победы, но сегодня вечером при анализе, безусловно, буду наслаждаться тем, как сыграл некоторые партии.

- Чем объясните свой довольно большой отрыв от остальных участников?

- Трудно сказать, в чем дело. Я играл хорошо, стабильно. Так получилось...

- Сменим тему. Почему вы все-таки отказались играть матч с Каспаровым?

- Я уже не раз высказывался на эту тему. Ничего нового добавить не могу. Да и не хочу еще раз возвращаться к этому вопросу.

- Вас не удивило, что вам быстро нашли замену и теперь матч с Каспаровым будет играть Крамник?

- Нет. Может, Крамнику предложили не такой контракт, как мне, ведь он будет впервые участвовать в матче, а у меня такой поединок уже был. Наверное, я стремился к другим условиям контракта, нежели те, которые предложили Крамнику. Впрочем, я не знаю, чем отличается его контракт от того, о котором шла речь, когда с Каспаровым должен был играть я.

УСПЕХАМ В БЫСТРЫХ ШАХМАТАХ
АНТИБИОТИКИ НЕ СПОСОБСТВУЮТ

В заключительном 10-м туре Каспаров все-таки хлопнул дверью, обыграв черными Морозевича и обеспечив себе чистое второе место. По поводу вице-чемпионства Гарри президент Chess Classic Ханс Вальтер Шмитт во время чествования победителей высказался таким образом: "Мы присутствовали на очень редком событии - Каспаров не выиграл турнир".

Впрочем, лучший шахматист мира не выглядел слишком расстроенным.

- Я сыграл лучше, чем предсказывали здешние гроссмейстеры и эксперты, которые перед началом турнира выше итогового третьего места меня почему-то не ставили, - сказал мне Гарри. - В целом играл я плохо, но если бы не начудил вчера с Леко, то набрал бы свои "плюс 4", как планировал - по "плюс 1" каждый день. Правда, для первого места и этого бы не хватило. Но как на такое рассчитывать? Вчера, конечно, во встрече с Леко я на какое-то время отключился. Загляделся на партию Ананд - Морозевич, которая меня просто поразила: как можно было проиграть в 5 ходов черными? А потом уже трудно было собраться - Леко проявил упорство, я же вдруг "заснул" минут на 10. Когда проснулся, времени уже не осталось. Я мог еще сделать ничью, но голова не соображала.

- Наверное, на вашу игру повлияла и простуда?

- Я принимаю сейчас антибиотики, что вряд ли помогает при игре в быстрые шахматы. Но сегодня я разозлился, сам себя накачал и сыграл довольно прилично, достойно. Если Широв, увидев новый ход, повторил позицию в дебюте в своем коронном варианте, которым пользуется всю жизнь... В конце концов, играй же в шахматы, чего бояться? Ну проиграешь, а может, и выиграешь, позиция-то непонятная. С Крамником, считаю, была очень хорошая партия - мы оба сыграли достойно. Морозевича же я в конце просто запутал, к тому же борьба шла в цейтноте. Если посмотреть на итоговую таблицу, то Ананд обыграл только тех, кто не выступал здесь в прошлом году. Тогда, кстати, все отыгрывались на Карпове. Сейчас же со мной и Крамником Ананд сделал четыре ничьих и фактически все на везении - ни в одной партии с нами он даже близко не стоял "на выигрыш". Но в целом Виши играл очень уверенно, удачно и снял все, что только можно было.

- Какое значение имел для вас этот турнир?

- Никакого.

- Немцы называют эти соревнования чемпионатом мира по быстрым шахматам, а об Ананде они уже говорят как о свежеиспеченном чемпионе мира...

- Когда я в прошлом году выиграл этот турнир, когда не было Широва, Морозевича и Леко, его почему-то никто не считал чемпионатом мира. Чтобы называть соревнования мировым первенством, надо для начала хотя бы установить в зале кондиционеры.

"Турнир гигантов". Итоги

Вишванатан Ананд (Индия) - 7,5 очка из 10; Гарри Каспаров - 6; Владимир Крамник (оба - Россия) - 5; Алексей Широв (Испания) - 4,5; Петер Леко (Венгрия) и Александр Морозевич (Россия) - по 3,5.

8-й тур. Морозевич - Крамник - 0:1. Ничьи: Широв - Каспаров и Леко - Ананд.

9-й тур. Ананд - Широв - 1:0. Леко - Морозевич - 0:1. Каспаров - Крамник - ничья.

10-й тур. Широв - Леко - 1:0. Морозевич - Каспаров - 0:1. Крамник - Ананд - ничья.

"Мастерский турнир". Итоги

Майкл Адамс (Англия) - 10,5 очка из 14. Василий Иванчук (Украина) - 9,5; Евгений Бареев - 8; Сергей Рублевский (оба - Россия) и Веселин Топалов (Болгария) - по 6,5; Люк ван Вели (Голландия) и Артур Юсупов - по 5,5; Роберт Рабиега (оба - Германия) - 4.

12-й тур. Адамс - Юсупов - 1:0. Ван Вели - Рублевский - 1:0. Ничьи: Топалов - Иванчук и Бареев - Рабиега.

13-й тур. Адамс - Топалов - 1:0. Рабиега - Иванчук - 0:1. Ничьи: Рублевский - Бареев и Юсупов - ван Вели.

14-й тур. Бареев - Юсупов - 1:0. Топалов - Рабиега - 1:0. Ничьи: Иванчук - Рублевский и ван Вели - Адамс.