ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион |
ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ ВО ФРАНЦИЮ |
ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ ВСЕНАРОДНУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ, |
В минувшую субботу на стадионе "Петровский" вихрастых подростков, одетых с подчеркнутой небрежностью, объединяло одно - сине-бело-голубой шарф на плечах и майка с крупной надписью "ПАНОВ" и одиннадцатым номером под ней. Город на Неве провожал во Францию своего кумира.
Две единички со спин болельщиков "Зенита" и униформы официантов, обслуживающих посетителей питерских спортивных кафе (равно как и значки с изображением коротко стриженного блондина с рюкзачков школьников и студентов), исчезнут еще не скоро. А вот в самом "Зените" футболист под одиннадцатым игровым номером на поле уже не выйдет. Пока - в этом сезоне, а там - кто знает... Североамериканская традиция вывешивать под сводами спортивной арены именные свитера с фамилией прославивших клуб спортсменов и присвоение им "навечно" игрового номера уже пришла и в наш хоккей. Возможно, очередь за футболом. И, если подобная процедура станет привычным делом, "Зенит" в первую очередь организует такую торжественную церемонию, наверное, в честь Панова. Никого в Питере, во всяком случае это не удивит.
Поражает другое. Подавляющему большинству спортсменов, каким бы природным талантом они ни обладали, на приобретение столь устойчивого и "непогрешимого" ореола славы требуются, как правило, годы. Возьмем для примера кумира спартаковских болельщиков Андрея Тихонова. В середине 90-х он, блеснув результативной игрой в дубле, занял видное место и в спартаковской основе, но еще долго телекомментаторы сопровождали очередной его гол примерно следующей репликой: "Передачу Кечинова замкнул молодой Тихонов" (для справки: Тихонов на четыре года старше Кечинова). Панову же для обретения всенародной известности потребовалось всего десять дней, которые потрясли... Нет, не мир, конечно, но всю футбольную Россию. Для этого питерцу потребовалось в двух матчах подряд забить по два гола. При помощи этих дублей "Зенит" одержал победу в финале Кубка России, а национальная сборная повергла на колени действующих чемпионов мира - французов.
Впрочем, от телевидения бывало доставалось и Панову. На одном из каналов в ходе футбольных репортажей до недавнего времени появление Панова на экране сопровождалось нелепыми титрами - "вес - 49 кг". Эта информация неизменно вызывала шок у непосвященных поклонников футбола: "Да что они там в "Зените" - не кормят его, что ли?" Весьма болезненно реагировал на эту "статистику" и сам Панов, чей боевой вес традиционно колеблется между 62 и 63 килограммами.
Правда, за последние несколько недель Панов вполне мог и похудеть. Минувший июнь выдался для него чрезвычайно напряженным. Накануне отъезда в "Сент-Этьен" он вынужден был существовать в изматывающем "звездном" режиме с бесчисленной раздачей автографов и фотографированием с массой знакомых, полузнакомых и вообще неизвестных ему людей. Как Панов выдержал это чудовищное напряжение, продолжая регулярно забивать на футбольном поле, - известно только ему одному.
ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ ЗАБИВАЛ ВСЕМ ПОДРЯД
В последних шести матчах за "Зенит" Панов провел пять голов в ворота "Уралана", "Крыльев Советов", "Спартака", "Факела" и словенского "Приморья". По странной случайности он не забил только "Локомотиву", со многими игроками которого - Дроздовым, Чугайновым, Смертиным - поддерживает дружеские отношения. Впрочем, с Алексеем Смертиным, как и с другим партнером по сборной - Игорем Яновским, Панов теперь будет общаться во Франции.
- Когда уезжаете в "Сент-Этьен", Александр?
- 4 июля. Несколько дней посвящу улаживанию бытовых вопросов, а затем присоединюсь к своей новой команде в ходе ее тренировочного сбора.
- Едете один или с женой?
- Пока один. Жена приедет в конце месяца, когда определюсь, где мы будем жить. Принципиально не хочу соглашаться на квартиру в многоэтажном доме. Изрядно устал от шума и суеты. Выберу себе дом где-нибудь в пригороде - там, где поменьше людей и автомобилей.
- Можно ли предположить, что вы быстро адаптируетесь во Франции?
- А почему бы и нет?
- Но на первых порах вам явно будет мешать языковой барьер.
- По условиям контракта, "Сент-Этьен" предоставит мне учителя, и не сомневаюсь, что быстро освою язык. Уж если я, играя в Китае, познал основы местного суперсложного языка и практически все понимал, да и меня понимали, - то почему бы мне не выучить французский?
- Когда вы согласились принять предложение "Сент-Этьена", знали ли что-нибудь об этой команде?
- Только то, что это - самый титулованный клуб Франции.
- А это обстоятельство сыграло какую-то дополнительную роль в вашем решении?
- Нет. Просто хочу выйти на качественно иной уровень своей игры и думаю, что участие в чемпионате Франции поможет мне это сделать.
- Уже имеете представление о "Сент-Этьене" и своих будущих партнерах?
- Начал следить за выступлениями "Сент-Этьена" после того, как узнал, что этот клуб интересуется мною. Но пока о его игре имею весьма смутное представление.
- Есть ли в вашем контракте специально оговоренный пункт, согласно которому вы должны иметь постоянное место в основном составе?
- Хм... Уж если меня приглашают в команду за такие деньги, то этот момент, наверное, не стоит специально оговаривать. Полагаю, что завоюю это место, а уж отдавать его, поверьте, никому не собираюсь.
- А если партнеры по "Сент-Этьену" попросят вас описать нынешний российский футбол, как вы сформулируете ответ?
- Скажу, что в России сейчас не самое высокое качество футбола, но есть несколько клубов, которые можно причислить к среднеевропейскому уровню.
- Возьмете что-нибудь с собой на память о родном Питере?
- В минуты ностальгии согреет мысль о том, что болельщики меня помнят. И хочу еще раз поблагодарить их за ту потрясающую поддержку, которую они оказывали и продолжают оказывать команде. Таких фанатов, как в Питере, я в России не видел нигде.
РЕКОРДЫ СУЩЕСТВУЮТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИХ БИТЬ
Что ж, Панов может быть уверен в том, что болельщики "Зенита" никогда не вычеркнут его из своей памяти. Накануне отъезда он, конечно, не мог не подкрепить приятные воспоминания о своей игре конкретным достижением. И отобрал у Владимира Кулика за счет впечатляющего бомбардирского рывка лавры лучшего снайпера "Зенита" в высшем дивизионе. Потрясающая уверенность Панова в собственных силах передавалась и его партнерам. Когда за несколько часов до игры со "Спартаком" в Москве Панова решили дружески подначить, что он-де "не успеет обойти Кулика", тот хладнокровно отпарировал: "Я сегодня забью. И мы выиграем". На выполнение своего обещания забить ему потребовалось всего 13 минут, и "Зенит" действительно выиграл у чемпиона России. Рекорд же состоялся четырьмя днями позже, когда форварду в его прощальном матче чемпионата - с воронежским "Факелом" в родных стенах - почти всю игру фатально не везло, и все же на 84-й минуте он сумел реализовать свой маленький шанс. С повисшим у него на плечах защитником он обработал сложнейший мяч и, уже падая, исхитрился перебросить его через голкипера Гончарова.
- Накануне встречи с "Факелом" вы сказали, что не думаете ни о каких рекордах. Но ведь, признайтесь, хотелось забить юбилейный 25-й мяч в чемпионатах России?
- Хотелось. Рекорды существуют для того, чтобы их бить. И мне приятно остаться в памяти болельщиков лучшим бомбардиром команды. А следующему зенитовцу, который наверняка вскоре меня превзойдет, пожелаю удачи.
- Забить этот мяч, бурно отмеченный 18 тысячами зрителей, вы сумели лишь за шесть минут до финального свистка!
- В тот день никак не удавалось сыграть в завершающей стадии атаки расчетливо и хладнокровно. Болельщики требовали от меня гола, и это давило психологически. Ребята забили уже четыре мяча, а я в последнем своем матче чемпионата все никак не мог отличиться. Но судьба все же предоставила мне благоприятный шанс. Благодарен Диме Давыдову, сделавшему мне голевой пас чуть ли не через все поле.
- Счет 5:0 стал рекордным в этом чемпионате. Настолько силен "Зенит" или все же слаб "Факел"?
- Больших проблем воронежцы нам не доставили. Наверное, им пока не хватает опыта выступления в высшем дивизионе. Да и мы в последнее время явно на подъеме.
- С учетом первой игры в розыгрыше Кубка Интертото "Зенит" в последних четырех матчах на своем поле забил 14 мячей, сохранив свои ворота "на замке". Следствием чего стал, по-вашему, этот взлет команды?
- Мы много и плодотворно поработали на тренировочных сборах в межсезонье, и рано или поздно это должно было сказаться. А Юрий Андреевич Морозов добавил футболистам уверенности в своих силах. Последние пять встреч мы провели очень уверенно, и я получал истинное наслаждение от футбола в исполнении нашей команды. Тот же "Факел" попал под машину, которую невозможно было остановить.
- Прекрасно стартовал "Зенит" и в розыгрыше Кубка Интертото.
- Да, счет 3:0 стал хорошим заделом для победы по сумме двух встреч. Хотя футболисты "Приморья" доставили нам несколько неприятных минут, класс "Зенита" оказался значительно выше. Но Кубок Интертото - длинный и непростой турнир. Надеюсь, что ребята выступят в нем достойно. К сожалению, у нас сейчас вследствие многочисленных травм и болезней короткая скамейка запасных, и это может значительно осложнить жизнь команде. Желаю "Зениту" достойно представлять Питер не только на внутренней, но и на международной арене.
В СЕНТ-ЭТЬЕНЕ ПАНОВЫ БУДУТ СМОТРЕТЬ РОССИЙСКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ
Аналогичные пожелания удачи уже в адрес самого Панова произносились в субботу неоднократно - вначале на "Петровском" на торжественной церемонии проводов 24-летнего форварда, а затем - в ночном клубе "Голливудские ночи" на Невском проспекте, где собралась вся команда. В заполненном гостями большом зале Панов был нарасхват. У столика, где в окружении подруг сидела его жена, форварду удавалось задержаться в лучшем случае на несколько секунд.
- Будь моя воля, наверное, не поехала бы во Францию, осталась бы в своем городе, родила бы ребенка и занялась бы его воспитанием, - говорит Наталья Панова. - Но карьера Саши - дело святое. Наверное, такова участь всех жен спортсменов - сидеть у подоконника, подперев лицо ладошкой, и ждать прихода драгоценного супруга. Я уже привыкла к тому, что практически в любом людном месте мой муж принадлежит уже не мне, а своим поклонникам. Надеюсь, в Сент-Этьене будет поспокойнее, и мы сможем заняться изучением французского. Но телевидение будем смотреть российское и обязательно возьмем с собой видеокассеты со "Служебным романом" и другими старыми добрыми комедиями.
- Не скрою, что работать с Пановым было интересно и одновременно сложно, - сказал главный тренер "Зенита" Юрий Морозов. - Характер у него, мягко говоря, не сахар. Но, с другой стороны, разве может быть бесхарактерной личность? А Панов, бесспорно, личность неординарная. И когда в его жизни и в футбольной карьере наступил трудный этап, именно волевой характер помог Панову выстоять, вновь обрести себя и стать заметной фигурой в нашем футболе.
После этого тренер и его теперь уже бывший подопечный троекратно расцеловались посреди зала, а затем в течение нескольких минут что-то оживленно говорили друг другу.
С мнением заслуженного тренера СССР трудно не согласиться. Именно строптивый, независимый характер Панова помог ему в свое время отстоять законное "место под солнцем" в питерском футболе, в котором ему, руководствуясь скептической оценкой его внешних физических кондиций, отказывали некогда многие специалисты. Смешно сказать: несколько лет назад одна из питерских спортивных газет, комментируя неудачу Панова в ходе тестирования в его китайском клубе, язвительно заметила по этому поводу: "Ничего удивительного - скоростные данные никогда не были козырной картой Панова".
Ярко дебютировав в 1993 году в составе только что созданного "Зенита-2", которым руководили Анатолий Зинченко и Алексей Стрепетов (15 мячей в 27 матчах), Панов запомнился питерским болельщикам агрессивной, неуступчивой манерой игры и постоянной нацеленностью на ворота. При этом ему далеко не всегда доставалась излюбленная с детства роль форварда. Частенько смещали на позицию "под нападающими", а то и правого хавбека. Но, предельно собранный на поле, в повседневной жизни он нередко позволял себе расслабляться, мог "под настроение" и тренировку пропустить.
В садыринском "Зените" образца 1995 года, взявшем курс на высший дивизион, места ему уже не нашлось. Вытеснили "гренадеры" - Денис Зубко и вернувшийся в команду Сергей Дмитриев. Переход в вологодское "Динамо" означал фактическую ссылку, а последовавший затем отъезд в китайский "Бао Канг" (китайцы заприметили Панова в ходе международного турнира в Шанхае) вроде бы ставил окончательный крест на радужных планах. Но случилось обратное. "Именно в Китае я повзрослел, поумнел и многое переосмыслил", - как-то признался Панов. Назабивав в "Бао Канге" кучу голов, форвард вернулся в родной город и постепенно сумел пробиться в состав "Зенита", который возглавил Анатолий Бышовец. Твердое место в основе он, правда, получил лишь во втором круге чемпионата России-98 и отблагодарил за доверие принявшего команду Анатолия Давыдова шестью голами на финише первенства. Ну а последовавший затем феерический взлет Панова в мае-июне следующего года прекрасно известен всем.
В субботу Панову желали удачи на французских полях не только тренеры и товарищи по команде. Веру в талант форварда выразили и представители культурной элиты города на Неве.
Кирилл ЛАВРОВ,народный артист СССР:
- Конечно, Панов своим отъездом во Францию "украл" у "Зенита" внушительную часть его атакующего потенциала. Но наша ленинградско-питерская команда всегда была сильна коллективизмом, командным духом. Уверен, что в "Зените" обязательно появятся новые яркие форварды, которые будут радовать нас, болельщиков, стабильно результативной игрой. А Саше Панову желаю достойно представить свою страну и свой великий город во французском футболе.
Михаил БОЯРСКИЙ,народный артист России:
- Безумно жаль, что "Зенит" покидает Панов, который показывал в последнее время великолепную и результативную игру. Но таковы законы жизни: футболист, как и артист, должен постоянно стремиться к совершенствованию, улучшать и шлифовать свое мастерство. Я верю, что Саше по силам будет выдвинуться в число ведущих футболистов французского чемпионата. А "Зениту", который мы все безумно любим, пожелаю вырастить новых Пановых.
Вечер продолжался, постепенно приобретая неофициальный характер. Футболисты с благословения руководства клуба и тренерского штаба позволили себе слегка нарушить режим, трижды пригубив вино под тосты: "За футбол!", "За "Зенит"!" и "За Панова!". Но все же к всеобщей радостной атмосфере примешивался легкий оттенок грусти. А лучше всех настроение футболистов передал нападающий Геннадий Попович: "Как же жаль, что Пан уезжает именно сейчас, когда он набрал такую великолепную форму и так много значит для команды!"
Александр КУЗЬМИН
Санкт-Петербург