Газета Спорт-Экспресс № 157 (2353) от 14 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 июля 2000 | Остальные

ЭЙ, ШОТЛАНДЦЫ, УХНЕМ!

Первое, что вам необходимо знать о шотландцах, - так это то, что они не англичане. И тогда все остальное вам будет ясно без лишних слов. И захочется принять участие в Горных играх.

БРЕВНО КИДАТЬ БУДЕТЕ?

- А можно, можно мне попробовать? - прощебетала губастая девушка в очках, серой майке, военных ботинках и шортах камуфляжной расцветки.

- Записывайтесь, пожалуйста! - ответствовала подтянутая дама в трико.

- Гордеева. Оля.

- Так и запишем. Оля Гордеева.

- Вы же Гуляева написали, - обиделась девушка, заглянув распорядительнице через плечо.

- Не важно. Бревно кидать будете?

Как выяснилось, будет. Хотя занятие это со стороны казалось делом явно не женским. Но Оля без ощутимых трудностей водрузила трехметрово-тридцатикилограммовое бревнышко на плечо, хорошенько разбежалась и с подобием древнего воинского клича метнула снаряд.

- Не засчитано! - почему-то с явным удовлетворением в голосе отметила дама в трико. - Фонов кидает. Зильберд приготовиться!

- А можно мне еще раз? - вкрадчиво поинтересовалась предыдущая участница.

- Хватит Гуляева, хватит.

- Гордеева я... - шептала девушка, отходя.

И отошла - хотя совершенно напрасно. Чем ближе была моя собственная попытка, тем сильнее возрастало желание отдать ее кому-нибудь из страждущих, не накидавшихся в первый раз. Пусть даже этому мифическому однофамильцу с буковкой "д" на конце. А все потому, что метание бревна при ближайшем рассмотрении оказалось совсем непростым делом. У этого процесса вырисовывались особливые тактика и методика. Во-первых, бревно следовало положить на плечо так, чтобы одним концом оно смотрело в небо, а другим, ясное дело, в землю. Во-вторых, снизу его надо было придерживать двумя руками, чтобы при броске работали только они, словно отправляя ввысь невидимого акробата. Мало этого, после выступления Гордеевой-Гуляевой оказалось, что бревно в полете должно еще и перевернуться. Этого-то, поверьте, никто не ожидал...

- Зильберд, к бревну! - уже искала меня глазами распорядительница, которую кто-то только что назвал Ларисой Александровной.

Пути к отступлению были отрезаны. Ну и пусть. Должен же я в конце концов попробовать заняться тем, о чем писать собираюсь?

А ТЕПЕРЬ - ФИНАЛ!

С этими мыслями поплелся к бревну. Самым сложным делом было донести деревяшку с места, где ее оставил предыдущий участник, на исходную позицию. Выполняя эту нехитрую вроде бы процедуру, я был, наверное, похож на персонажа какой-нибудь черно-белой комедии, который, повинуясь законам жанра, бессовестно прогибается под тяжестью ноши, да еще вдобавок и раскачивается из стороны в сторону. Лихо распугав добрую половину зрителей, я приготовился к броску. Хотя уже в тот момент более чем отчетливо понимал, что ничего путного из этой затеи не выйдет. Уж больно неудобным и тяжелым оказалось бревнышко. Через несколько секунд мои упаднические опасения подтвердились. Разбежавшись, я подбросил бревно, что было сил. Но было их, судя по всему, немного.

- Не засчитано! Бревно не перевернулось, - уточнила Лариса Александровна и приступила к записи новой порции атлетов.

Ну а я был счастлив, что лично для меня все закончилось без травм. Тем более что победить в метании бревна не было, если честно, никаких шансов. Крепкого сложения мужчина в желтой кепке с надписью Australia бросил снаряд на 7 метров 10 сантиметров. Дальше всех. Во всяком случае, он так думал. Без согласования с Ларисой Александровной.

- Ну что, мальчики, финал устраивать будем? - задорным голосом массовицы-затейницы обратилась она к присутствующим.

- Будем, будем! - закричали вокруг. Что, впрочем, естественно. Ведь на 7,10 метнула только желтая кепка. Остальные - безнадежно отстали. Тем не менее Лариса Александровна на скорую руку сколотила финальную пульку из шести лучших, по ее мнению, результатов. И произошло чудо. Один из этих шести по имени Сергей и фамилии Александров послал бревно на 7,80.

- Так я и знал, что после внеплановой попытки спина болеть будет, - пробурчала желтая кепка, пытаясь объяснить упущенное лидерство.

- Итак, Александров Сергей - первое место, - продекламировала Лариса Александровна и вручила победителю целлофановый пакет, в котором призывно бушевало настоящее шотландское виски. - Поздравляем! Ну-ка, хлопаем! А теперь записываемся на перетягивание каната. Командами, командами. Как ваша называется? 0'Брайн? А попроще нельзя? Я ведь могу и не выговорить.

- У нас в команде два участника беременные, - гордо отметил представитель 0'Брайнов.

- Так бы сразу и сказали. Следующий!

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С МАЛКОЛМА

Вся эта суматоха происходила в минувший уик-энд на стадионе имени братьев Знаменских и называлась Шотландскими горными играми. Даже в Москве они проходят в четвертый раз. Что уж говорить о самой Шотландии! Там они в чести с XI века. И все потому, что король Малколм III посчитал, видите ли, что подданные его плохо физически подготовлены. Вот и обязал их этот Малколм каждое лето упражняться в силе и ловкости. Ну а поскольку у шотландцев приказы начальства принято выполнять, они до сих пор и упражняются. Причем по канонам того самого XI века. И костюмы у них соответствующие, и музыка. А как иначе, если в программу этих поистине всенародных соревнований даже танцы вписаны!

Правда, у нас, россиян, дансинг в зачет Игр не входит. Хотя практикуется в качестве показательного вида. Среди официальных же - описанная процедура метания бревна, бросание камня, перетягивание каната. Весьма сокращенная, в общем, программа. Нет ни бега, ни знаменитого шотландского молота. Канат короток. Вместо положенных восьми всего шесть человек с каждой стороны умещаются. Хотя задачи это ни насколько не облегчает. Тут один наш сосед за команду "Сага" выступал. Человек с виду неслабый, а в полуфинале упал от натуги, как ребенок, на спину. Бревно, между прочим, тоже от стандартов отступало. Да и слава Богу. А то я бы его в жизни не поднял.

Но людям нашим все равно игрища подобные по душе. Своих-то непонятно почему не осталось. А тут еще и виски за победу дают. Вот и было на стадионе братьев Знаменских народу больше, чем на ином футбольном матче. Многие в парадных народных костюмах. Часть из них составляли героические шотландские волынщики, которые непонятно как проснулись. Выпивали-то накануне часов до четырех утра. А другая часть разодетых в юбки (кстати, под юбкой у уважающего себя гражданина быть действительно ничего не должно. В смысле, ничего из одежды. Многие, знаю, интересуются) - самые что ни на есть русские люди. По большей мере - члены Московского каледонского клуба, который функционирует с 1994 года.

БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ

Ну и что вы по этому поводу подумаете? Правильно: зачем? Зачем нашему человеку их проблемы? Да еще и в юбках ходить! Фи!

- Не скажите! - скажет вам на это активный член клуба, сотрудник Академии наук историк Дмитрий Федосов. Мы ж с шотландцами близнецы-братья, народы-побратимы. Еще какие! Флаг шотландский видели? Ничего не напоминает? Да это же Андреевский стяг. Так что у нас как минимум общий покровитель. Да и вышли шотландцы, по легенде, из причерноморской степи. Скифы они бывшие, то бишь. А кто нас военному делу учил? Шотландцы. Еще во времена Ивана Грозного шотландские наемники русской армии устрашали своими выстрелами злобных крымских татар. Первый командир Семеновского полка шотландцем был. И, если уж на то пошло, первый русский генерал - тоже шотландец. Александр Лесли. Потомок этого древнего рода смоленских дворян состоит у нас в клубе.

Так что, в общем, существование шотландского клуба на земле московской вполне оправданно. Но вот зачем же забавами заморского народа промышлять? Куда свои подевались?

- Шотландские горные игры в Москве, - тут же парирует Федосов, - не только заморское шоу, но и дань уважения шотландцам - ведь они внесли неоценимый вклад в мировой спорт. Вы, вижу, в моих словах сомневаетесь. Ну, хорошо, а футбол кто, по-вашему, придумал? Да бесит меня, когда говорят, что англичане! Нет, нет и еще раз нет! Не может такого быть, потому что грамота за подписью короля Шотландии Джеймса I Стюарта, датированная 1424 годом, накладывает прямой запрет на футбольную игру под штраф в 4 пенса. А вы знаете, что такое в 1424 году 4 пенса?! Это дневной, а может, и даже двухдневный заработок хорошего ремесленника. И попробуйте теперь меня убедить, что, коль Джеймсу приходилось издавать насчет футбола специальные указы, в футбол этот не играла к тому времени уже вся Шотландия! Да о чем говорить, если основателем английской футбольной лиги был Макгрегор. Как съязвила одна английская газетенка, "естественно, шотландец". Да и в Россию футбол завезли шотландцы. Именно они были участниками первого питерского матча на Васильевском острове. Ведь работники Самсоньевской мануфактуры - сплошь шотландцы. А санкт-петербургский футбольный клуб "Невка" организовал их управляющий Ричардсон. Еще доказательства нужны?

Пожалуй, достаточно. А то можно договориться до того, что шотландцы придумали небо, воздух и землю. Мне, кстати, показалось, что большинство членов клуба и так в этом не сомневаются. На здоровье. Зато в 1999 году Шотландские горные игры в Москве выиграл Сергей Ляхов. В этом году его по обмену послали защищать честь нашей страны в Шотландию. И так подстроили, чтоб он кидал не самый маленький в Шотландии нэрнский камень весом в 84 кило. Нэрнский рекорд считался незыблемым, держался 30 лет. А Сергей Ляхов с ходу улучшил его на 2 метра, сделав его для шотландцев просто вечным. Да и в остальных соревнованиях легко победил. Даром, что член сборной России по легкой атлетике, экс-чемпион Европы.

Знай наших, Шотландия! А я через год еще раз брошу в твою честь бревнышко. И, может быть, даже переверну. В знак признательности к стране, которая так уважает свои спортивные традиции.

Александр ЗИЛЬБЕРТ