ФОРМУЛА-3000 |
Восьмой этап международного чемпионата "Формулы-3000", проходивший в минувшие выходные на немецком автодроме Хоккенхаймринг одновременно с уик-эндом "Формулы-1", из-за вмешательства погоды также не обошелся без разного рода неожиданностей, аварий, непредсказуемых ситуаций. В итоге преуспела юниорская команда "Макларена". Ее пилоты чех Томас Энге и Томас Шектер из ЮАР, сын чемпиона мира "Формулы-1" Джоди Шектера, сделали дубль. О том, как пережила "Гран-при Германии" наша команда Arden Team Russia, рассказывает ее спортивный директор Александр Требич.
ГЕРОЕМ НЕВЕРОЯТНОЙ ГОНКИ
В ГЕРМАНИИ СТАЛ Виктор МАСЛОВ
- Уже в пятницу перед квалификацией начался настоящий кошмар. Перед самыми заездами разразился страшный ливень - воды на трассе скопилось выше щиколотки! Механики бродили по лужам босиком - водостоки оказались забиты, и на пит-лайн глубина луж достигала сантиметров 20. Покрышки, которые в боксах готовили для гонщиков, в этих лужах плавали. Организаторы пригнали восемь пожарных машин, которые откачивали воду. В итоге квалификацию отложили почти на три часа, а когда решили ее все-таки провести, то вместо двух серий по 30 минут с перерывом сделали одну, но 45-минутную.
- Это был, наверное, единственный выход?
- Нам подобное укорачивание на пользу не пошло. Но об этом позже. В тот момент все были рады и такому решению - ведь заезды вообще могли отменить, а места на стартовом поле распределить, согласно положению гонщиков в общем зачете чемпионата.
- Нам это было бы выгодно, ведь тогда Дэррен Мэннинг стартовал бы с третьей линии поля!
- Неплохая шутка. Но в пятницу нам было не до смеха. За часы ожидания произошло некоторое просветление в небесах. Когда настало время квалификации, перед всеми встал выбор - как быть с резиной. Ведь дождь мог и не возобновиться, и трасса подсохла бы. В итоге мы решили остаться на дождевой резине и настройках.
Первые три круга квалификации нас вдохновили - Дэррен был очень быстр, шел на третьем месте, но потом... вылетел с трассы. Машина была цела и абсолютно исправна, вот только насмерть увязла в гравии. Неприятность заключалась в том, что в отличие от "Формулы-1" мы в квалификации можем использовать только одну машину, но вызволить ее с трассы не представлялось возможным. Имей мы, как раньше, вторые полчаса, все можно было бы исправить. А так... Оставалось только ждать, когда Виктор Маслов покажет результат, который позволит ему квалифицироваться, а затем быстро передать его машину Дэррену.
- Были сомнения, что Дэррен удержится на стартовой решетке со своим начальным результатом?
- Конечно. Трасса ведь могла подсохнуть - и тогда гонщики поехали бы заметно быстрее. Очень обидно, что Дэррен попал в такую ситуацию. Было совершенно ясно - он очень хорошо едет и реально может оказаться на стартовом поле очень высоко. У нас уже примета есть: если он с самого начала идет в первых рядах, то заканчивает сессию на высоком месте.
Виктор тоже уверенно ехал по мокрой трассе. Но почти сразу начал жаловаться на проблемы с коробкой передач. Помня о нашей досадной неудаче на Валлелунге, мы в первый момент подумали - парень решил над нами подшутить. Оказалось, нет, у него и вправду были большие технические неполадки. И опять укороченная сессия не позволила нам что-либо исправить.
Я вот рассказываю об этом, а по коже все еще мурашки бегают! Большинство пилотов отказались бы продолжать езду в таких условиях, а Виктор в итоге попал на стартовую решетку. Иначе как подвигом я это и назвать не могу. Уверен, что, будь с машиной все в порядке, он оказался бы не на 25-м месте (Мэннинг в итоге стартовал 26-м. - Л.Х.), а намного выше.
Ситуация осложнялась еще и тем, что примерно через полчаса после начала квалификации вновь пошел дождь, и на этом субботние заезды фактически завершились - было очень много вылетов с трассы. Не миновала сия участь и Виктора, а потому Мэннингу его машина не досталась. Нам еще повезло, что первые три круга англичанина оказались достаточно быстрыми для того, чтобы попасть на стартовую решетку.
- Настроение, конечно, было плохое.
- Признаться, не слишком радостное. Особенно из-за коробки передач на машине Маслова. Но главным было все-таки то, что в таких непростых условиях оба наших пилота получили право стартовать в гонке.
- А что произошло в субботу?
- С самого утра было непонятно, какая нас ожидает погода. Она вообще в нынешнем году "Формулу-3000" не жалует. Насколько помню, только несколько гонок были "сухими". Каждый раз перед стартом надо решать, какую резину надевать, какие настройки выбирать. В Хоккенхайме мы вышли на старт с дождевыми настройками.
Погода была очень переменчива - принялся накрапывать дождик, нависли чернейшие тучи. Потом брызгать прекратило, но ненадолго - на пятом круге гонки полил сильнейший дождь. Такой, что организаторы выпустили на трассу машину безопасности. В этот момент Виктор шел 16-м, а Дэррен - 18-м. Неприятность поджидала нас на 16-м круге - Дэррен столкнулся с Гэвином Макгаррити, обе машины получили повреждения: у Дэррена был снесен передний обтекатель, у Макгаррити - заднее антикрыло. К счастью, ходовая часть "Лолы" Мэннинга оказалась цела, он заехал в боксы, и механики все быстренько заменили. И поставили слик - трасса наконец-то начала сохнуть.
- И тут последовал 10-секундный штраф.
- Совершенно непонятно, по какой причине. В коммюнике было написано что-то вроде "за намеренный снос соперника". Это просто глупо - никто не может намеренно идти на аварию при скорости под 200 км/ч, на мокрой трассе и при водяной завесе из-под колес впереди идущей машины!
- Решение действительно более чем спорное. "Гран-при Германии" был полон разнообразных столкновений, участниками которых стали Алонсо и Веббер, Голлин и Коуту, Жункейра, Саленс и Морелли, Монтаньи и Ван Хойдонк. Да и самого Мэннинга в самом начале гонки послал в разворот Шелд...
- Увы, но, если стюарды гонки принимают решение о штрафе, сделать ничего невозможно, надо останавливаться. В итоге Дэррен потерял около 36 секунд. Не будь этого сомнительного штрафа, он занял бы не 13-е место, а попал в шестерку.
- Неужели за весь уик-энд не было ни одного приятного момента?
- Конечно, были. Потрясающий сюрприз преподнес Маслов, который в Германии выглядел просто блестяще. Старт с 25-го места в дождь - не самое приятное занятие, соперники просто засыпают тебя водяными брызгами, но он устоял на первых трудных кругах и в итоге показал свой лучший в чемпионате результат - финишировал 15-м.
- Вы не меняли ему дождевую резину?
- Нет. На протяжении всего "Гран-при" были машины, которые шли на "слике", и были машины на дождевой резине. Наверное, кто-то выиграл от переобувания, но мы посчитали, что секунды, которые потребуются для замены резины, будет слишком сложно отыграть на трассе. Виктор, кстати, очень хотел поменять резину...
- Но в итоге согласился с мнением команды?
- Он очень грамотно шел по подсыхающему асфальту, выбирал мокрые участки дороги, где имел преимущество в скорости. И, считаю, показал великолепный результат.
Знаете, что еще очень радует? То, что после пенальти "стопэнд-гоу" Мэннинг не остался в тени, он удивил присутствующих, показывая великолепную скорость. Предпоследний его круг оказался лучшим среди всех - 2.04,170. Это потрясающее достижение - в нашем активе быстрейший круг в гонке.
- И это будет записано в книгах по статистике "Формулы-3000". Каковы дальнейшие планы?
- На следующей неделе нас ждет гонка в чемпионате Италии по "Формуле-3", которая пройдет на английском автодроме в Доннингтоне. Надеюсь, на домашней трассе Уоррен Хьюз выступит достойно.
Лина ХОЛИНА