Газета Спорт-Экспресс № 175 (2371) от 4 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 августа 2000 | Теннис

ТЕННИС

Владимир ВОЛЧКОВ

КАРТОШКА - БЕЛОРУССКИЙ ДОПИНГ

Это было, как в сказке, - он проснулся знаменитым. И не где-нибудь, а на Уимблдонском турнире.

Повторив 23 года спустя достижение Джона Макинроя, белорусский теннисист Владимир Волчков сумел из квалификации пробиться в полуфинал. Рассчитывать на успех в дуэли с первой ракеткой мира игроку из второй сотни, конечно же, не приходилось, но похвалы Сампраса за самоотверженное сопротивление 22-летний минчанин удостоился, да и рейтинг поднял ощутимо.

ИСТОРИЯ С ВЛАДИАТОРОМ

- Владимир, правдива ли история о том, что одна из лондонских газет, узнав о вашей горячей симпатии к нашумевшей картине "Гладиатор" (во время Уимблдона вы якобы успели посмотреть этот фильм четыре раза), поместила какой-то необычный фотоколлаж?

- Да, это была The Sun. Журналисты взяли кадр из фильма, а вместо головы главного героя вмонтировали мою. Вышло классно. Более того, в названии статьи мое имя переделали на Владиатор. Было, не скрою, приятно. Кстати, после полуфинального матча с Сампрасом ко мне подошел агент Рассела Кроу, исполнившего в "Гладиаторе" главную роль. Поздравил от его имени и пожелал успехов. Опять же было приятно.

- С вами в Лондоне почти неотлучно находился отец. Он что, по совместительству ваш тренер?

- В моем понимании тренер это, или сумасшедшего уровня психолог, знающий, за какие струнки души потянуть, или математик от тенниса, который может все разложить по полочкам, объяснить, как играешь ты и как - твои соперники. Отец - не тренер. Это именно отец.

- Он у вас, говорят, еще и готовит замечательно.

- Об этом узнали репортеры из Би-Би-Си и приехали снимать - на квартиру, где мы во время Уимблдона останавливались. В тот день у нас на обед была картошка в мундире и рыба. Получилось символично, ведь мы, белорусы, - "бульбаши". На самом деле я очень спокойно отношусь к еде, не привередлив. Хотя, конечно, есть и любимые блюда. Плов, например.

- На "челленджере" в Фергане, который вы выиграли, наверное, вволю его наелись?

- Еще бы!

- И все-таки, Володя, кого-то можете назвать вашим тренером?

- Я бы сказал по-другому - помощниками по теннису. Это Владимир Перко - мы все тренировки проводим вместе. Еще Игорь Тихонко, капитан сборной Белоруссии, когда-то он сам играл на хорошем уровне в Союзе. Кроме того, на Уимблдон приезжал Сергей Леонюк, тоже подсказал пару весьма полезных вещей. Жаль, что он сейчас занимается бизнесом в Москве и нам не удается чаще видеться.

"СЫН ПОЛКА" ИЗ БРУКЛИНА

- В свое время именно Леонюк взял вас в Америку. Вы, наверное, там очень сблизились?

- Да, два года мы с Таней Пучек жили в двухкомнатной квартире Сергея Николаевича в Нью-Йорке вместе с ним, женой и двумя их детьми - в тесноте, да не в обиде. И огромное ему спасибо. Ведь здесь, в Белоруссии, это был, наверное, самый тяжелый период после распада СССР. Помню, перед моим отъездом мы дома чуть ли не только сало с хлебом ели. Купить ничего нельзя было, всюду большущие очереди, а у меня еще и оргпроблемы возникли - остался без тренера. Возможность уехать в Штаты стала своего рода спасательным кругом, который бросил Леонюк.

- Как же помещались вшестером в двух комнатах?

- Они с женой спали на полу в одной комнате, мы - четверо детей - в другой. Вот почему не устану говорить, что Сергей Николаевич - настоящий человек. Он и в школу Таню и меня устроил, и тренировал в своем клубе бесплатно, ведь ни ее, ни мои родители, получая в Минске мизерные деньги, не могли нас содержать. Какое счастье, что Леонюк, отличный в недавнем прошлом теннисист, решил бескорыстно помочь подававшим, наверное, какие-то надежды парню и девочке. В общем, на два года мы стали полноправными членами его семьи.

- Что, связанное с Нью-Йорком, запомнилось больше всего?

- Наверное, атмосфера какой-то детской беззаботности. Мы много играли в теннис, учились - и очень весело отдыхали. У нас в Белоруссии, к сожалению, с организацией досуга молодежи проблемы, из-за чего, мне кажется, многие ступают на скользкую дорожку. В Америке с этим проблем нет, развлечений хватало.

- А в какой школе учились?

- Самой обыкновенной. Это была школа имени Авраама Линкольна в Бруклине. Разве что очень старая и известная. Там, кстати, несколько фильмов с Элвисом Пресли когда-то снимали.

- Бруклин - район неспокойный...

- Согласен. Неподалеку от школы иной раз дело до убийств доходило. Но меня это не касалось. Наверное, секрет в том, что я приходил в школу за пару минут до начала уроков, а сразу после их окончания бежал заниматься другими вещами. Если сам не ищешь на свою голову приключений, то все будет спокойно. Мне, пацану, было куда интереснее общаться с Леонюком и его друзьями-теннисистами, вслед за ним приехавшими в Америку, - Игорем Тихонко, у которого я до того тренировался в Минске, Сергеем Тетериным (он теперь помощник президента Белоруссии по спорту), Александром Демиденко. Я у них совсем, как "сын полка", был...

ПЕРВЫЙ ДОЛЛАР - НА "КУБКЕ КРЕМЛЯ"

- А потом детство закончилось...

- Леонюк уехал работать в Москву, Тетерин - в Минск. Кстати, нам тогда повезло: появились спонсорские деньги. Самое время, ведь наступал возраст, когда нужно было стартовать в юниорских турнирах.

- Свой первый коммерческий турнир и сколько тогда заработали - помните?

- Впервые сыграл на "Кубке Кремля" по wild card, но не получил ничего - все заработанное перечислял, чтобы отдать долг. Первые, совсем небольшие деньги положил в карман в 1995 году - это был какой-то "сателлит".

- А спустя год вы выиграли юниорский Уимблдон. Можно ли по ощущениям сравнить ту победу с нынешним полуфиналом на взрослом турнире?

- Очень трудно. Даже по количеству матчей: тогда я провел шесть поединков, а сейчас, считая отборочные, восемь или девять. Плюс все это растянулось на три недели. И уровень, естественно, несопоставим. Хотя, конечно, чисто психологический заряд от юниорской победы был очень мощным. Помню, какое счастье испытал, когда выиграл последний мяч у хорвата Ивана Любичича. А сейчас радовался в первую очередь тому, что смог неплохо сделать свое дело, реализовать наработанное на тренировках.

- Благодаря чему вы добились на Уимблдоне-2000 такого успеха?

- Думаю, подошел к турниру в очень хорошей физической форме и психологически "голодным", поскольку после Ферганы несколько месяцев не играл, подлечивая плечо, и соскучился по теннису.

- Какие элементы игры вы считаете для себя козырными?

- Говорят, у меня хлесткий кистевой удар справа. Хорошая подача. Еще говорят, что я могу долго поддерживать высокий темп.

- На старте вы были для многих "темной лошадкой"...

- Да, и это, конечно же, сыграло свою роль. Но когда ты начинаешь выигрывать, внимание к тебе становится постоянным, и к этому нужно быстро привыкать.

- Что нового узнали о Сампрасе после матча с ним?

- Мне было очень приятно узнать, что я могу с ним соревноваться. Довольно комфортно чувствовал себя в розыгрышах с задней линии. А вот в подаче и приеме он меня здорово превосходил. Вторую подачу Пит исполнял практически так же, как и первую, с завидной стабильностью и точностью.

- Ощущение, что Сампрас - небожитель, осталось?

- Это, наверное, громкие слова, но по здравому размышлению - да, в известном смысле так и есть. Сампрас для меня последние несколько лет - фигура номер один в теннисе по понимаю философии игры.

АСТРОЛОГИ СУЛЯТ УСПЕХ

- До Уимблдона вы, Володя, участвовали в 11 турнирах АТР и выиграли, как кто-то подсчитал, только три матча. Выходит, в Англии наконец по-настоящему "выстрелили" и теперь впереди новые успехи?

- Скажу осторожнее: возможен переход количества в качество. Тем более что мой новый рейтинг позволяет играть в хороших турнирах, а на US Open начать сразу с основной сетки. В общем, я попал в "обойму", теперь надо в ней закрепиться. Конечно, хочется пробиться в элиту, но тут все зависит от упорства, трудолюбия и таланта. Кстати, Пэт Кэш за несколько минут до моего поединка с Сампрасом сказал комментатору Би-Би-Си: "После того, что сделал этот парень, мне уже трудно давать прогнозы. А вообще грань между просто игроком и хорошим игроком тонка, а между хорошим и очень хорошим - почти неуловима".

- Оставляют ли занятия теннисом место для личной жизни?

- Тут у меня много непонятного. Встречался с девушкой, но съездил в Швейцарию, вернулся - и до сих пор не могу ей дозвониться. Судя по всему, мы расстались. Сейчас познакомился с другой, тоже Олей, но как у нас дальше сложится, можно только гадать. В любом случае у человека должны быть заполнены все "полочки" - работа, деньги, семья, отношения с друзьями и близкими, - только тогда чувствуешь себя хорошо и комфортно. Но все равно, конечно, теннис на первом месте, хотя мне нравятся и другие занятия - музыка, хорошие книги, притягивает астрология.

- Что она сулит вам на ближайшее время?

- Мне делали прогноз на год, и очень многое совпало. Поэтому считаю астрологию серьезной наукой, изучать которую интересно и поучительно.

СПАСИБО САФИНУ ЗА ШОРТЫ

- А музыку только слушаете или играете на каком-то инструменте?

- Купил себе гитару и стал брать уроки игры. Плюс компакт-диски коллекционирую, их у меня много. Люблю бардовскую песню, обожаю Высоцкого, Розенбаума.

- Вы теперь человек в Минске популярный. Это помогает, скажем, устанавливать контакт с прекрасным полом?

- Это самый худший из возможных вариантов. Свежий пример: недавно сижу на дискотеке за столиком и слышу, как какой-то парень говорит своим соседкам: "Вон Волчков - теннисист, который заработал 600 тысяч баксов. Идите знакомьтесь!" Дело не в том, что сумма была безбожно преувеличена. Дело в другом. Мне сразу же стало крайне неловко, и в итоге общаться с девушками не было ни малейшей охоты. Да, для временного кайфа, возможно, и такие знакомства сгодятся. Но мне они неинтересны.

- Заработали вы, как известно, 200 тысяч долларов. Они пришлись кстати?

- Конечно. Этих денег хватит, чтобы рассчитаться с долгами и в ближайшие пару лет их не делать. У теннисиста-профессионала, сами знаете, немалые расходы, начиная от оплаты услуг специалистов, переездов, оплаты кортов и заканчивая экипировкой. Шикарный "мерседес" покупать не собираюсь, меня устраивает мой старенький "вольво".

- Кстати, об экипировке. Правда ли, что на Уимблдоне вас выручил Сафин?

- Да. Консервативный Уимблдон признает только белую форму, и, когда все имевшиеся у меня шорты этого цвета позеленели от травы, Марат одолжил мне несколько своих, а заодно пару маек и кроссовки.

- И это при том, что вы конкуренты!

- На таком уровне конкуренции с негативной подоплекой почти не наблюдается. Все - очень обеспеченные люди и выясняют отношения по-джентльменски, на корте. Марат - считаю, один из самых симпатичных игроков в элите, открытый, абсолютно бескорыстный, очень добрый человек. Один из тех, на ком держится наш вид как шоу, кого искренне любят и спортсмены, и зрители.

- Владимир, вам, если не ошибаюсь, обещана wild card Олимпиады. Собираетесь в Сидней?

- Очень хотелось бы выступить там и подняться как можно выше. Скажем, пробиться в четвертьфинал.

Владимир ПИСАРЕВ

Минск