Газета Спорт-Экспресс № 194 (2390) от 26 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 августа 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

КАК ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ У Жана ТОДТА

Лина ХОЛИНА

из Спа

Насчет иностранных журналистов не знаю, но российским сделать это довольно трудно. Чтобы я смогла поговорить с техническим директором Скудерии Жаном Тодтом, за меня хлопотал генеральный спонсор "Феррари" концерн "Мальборо". Согласие на встречу и интервью было получено в Москве всего за день до отъезда. И оказалось, что к назначенному времени успеть довольно сложно: нужно было быстро добраться из Брюсселя в Спа, то есть проехать практически через всю Бельгию! Однако упускать такую уникальную возможность было нельзя.

Конечно, опоздай я на свидание к месье Тодту, ничего смертельного не произошло бы. Но простить себе такую оплошность было бы сложно. Видимо, точно так же к сложившейся ситуации относились и в "Феррари". Ответственный за контакты с прессой менеджер Александр Бахр сопровождал меня - по телефону - практически на всем пути от аэропорта Брюсселя до трассы. За час до предполагаемой встречи раздался звонок мобильника: "Здравствуйте, это Александр. Где вы находитесь?" Говорю: "На железнодорожной станции Спа. Беру такси". Таксист, кстати, мне попался потрясающий! Отвечая на всевозможные звонки (ох уж эти мобильные телефоны!), он умудрялся не только довольно быстро приближаться к Франкоршам, но и рассказывать о том, что каждый день смотрел репортажи и слушал новости о российской подводной лодке.

За полчаса до назначенного срока вновь звонок из "Феррари": "Вы где?" - "В аккредитационном центре". - "Когда приедете?" - "Да кто ж его знает! - думаю я, но отвечаю: - В срок!"

Спроектированный совершенно иначе, чем другие автодромы, трек в Спа становится загадкой для человека, впервые на него попавшего. Найти вход в паддоки без проводника - геройство. Однако справилась. Оказалось, правда, что до того места, где нас ждал месье Тодт, было еще метров 200 - так тут все устроено. Александр ждет: "Прибыли минута в минуту. И как только успели!" Не отдышавшись как следует, оказываюсь в расположении "Феррари". Поднимаемся на второй этаж автобуса. Приятная прохлада (на улице - знатоки говорят, что это редкость - жаркая летняя погода без малейшего намека на дождь). Жан Тодт сидит один и пьет чай. Перед ним лежат два телефона.

- Несколько лет назад вы были в Москве, - начинаю разговор. - Сохранились какие-нибудь воспоминания?

- Послушайте, - мой собеседник удивленно выпучивает глаза, - как вы об этом узнали?!

- Уже не помню. Кажется, прочитала где-то, - не ожидая такой бурной реакции, я несколько растерялась.

- Простите, - видя мое смущение, галантно извиняется Тодт. - Да, я был в Москве. Работал с "Ситроеном", а команда принимала участие в ралли-рейде Париж - Москва - Пекин. По-моему, это было в 1991-1992 годах. Жил в отеле "Метрополь". Он еще существует?

- Да, разумеется.

- Я слышал, что Москва очень изменилась с тех пор. Спускался в метро. Это сооружение действительно прекрасно (удивительно: российская столица по-прежнему запоминается своим метро! - Л.Х.). А вот что меня поразило и даже расстроило, так это торговля на улицах - даже в центре все что-то продавали (я не стала говорить месье Тодту, что для своего визита он выбрал не слишком удачные годы. -Л.Х.). Кстати, я был не только в столице, но и облетел довольно много районов России на вертолете.

- Интересно получается. Дэмон Хилл был в Москве, Мика Хаккинен - тоже, и оба после визита стали чемпионами мира. Не думаете ли вы привезти к нам своих пилотов?

- Если бы эта примета на самом деле действовала, я бы организовал в Москву спецрейс! Но судьба чемпионского титула решается не так просто. Хорошая команда, хороший мотор, хорошее шасси, хорошая аэродинамика, хорошая электроника, хороший гонщик... Все должно сойтись. Ну и удача. Она очень важна.

- По вашему мнению, "Феррари" - dream team?

- Во всяком случае, это очень хорошая команда. Уже 4 года мы находимся на самом верху турнирной таблицы, постоянно боремся за первенство и в чемпионате пилотов, и в Кубке конструкторов. В прошлом году мы завоевали Кубок. Теперь рассчитываем на большее.

- На ваш взгляд, сочетание Михаэль Шумахер - Рубенс Баррикелло оптимально для "Феррари"?

- Гонщиками я доволен. Они оба талантливы. Это несомненно.

- Поделитесь своим мнением о Рубенсе Баррикелло. Как созрело решение взять его в команду?

- Мы прекрасно видели, что Рубенс - гонщик с большим потенциалом, понимали, что он один из тех, кто подойдет нашей команде. Я много говорил о нем с менеджерами, с президентом "Феррари" синьором де Монтеземоло. И в итоге мы остановились на его кандидатуре.

- Уже почти год, как бразилец с вами. Вы по-прежнему считаете, что он подходит "Феррари"?

- Да. Он очень быстрый гонщик. Молодой, умный. У Рубенса хорошие отношения с Михаэлем. Вообще в "Феррари" очень сплоченный коллектив.

- Почти у каждой команды "Формулы-1" есть свой имидж. Каков он у вас?

- "Феррари" - это не только команда "Больших призов". Это одна из лучших автомобильных компаний мира. Ее знают везде. Если пройтись вокруг бельгийской трассы, то повсюду можно увидеть красные флаги, красные майки, кепки. То есть "Феррари" - это легенда. И очень серьезная, профессиональная, стабильная команда.

- Михаэль Шумахер - неотъемлемая часть этого имиджа. А что случится, если он покинет команду?

- Он ее не покидает!

- Но когда-нибудь это случится.

- "Феррари" очень сильна. Она в автоспорте уже десятки лет, на ее счету множество самых громких побед. Так что "Феррари" жила до Шумахера, живет с Шумахером и будет жить после него.

- Давайте вернемся к событиям двухнедельной давности на "Гран-при Венгрии". Михаэль, показалось, был вполне удовлетворен своим вторым местом, даже несмотря на то, что расстался с лидерством в чемпионате. Во всяком случае, гонщик не выглядел расстроенным. Сложилось впечатление, что из всей команды переживали только вы.

- Возможно. Я был не в своей тарелке, потому что чувствовал: мы могли выиграть гонку в Венгрии. А теперь команда, уверенно лидировавшая с самого начала сезона, отступила на второе место и в чемпионате, и в Кубке конструкторов. Признаюсь, еще месяц назад мне казалось, что все под контролем, а теперь оказывается, что ничего не ясно. И сезон превратился в чемпионат из 5 этапов!

- Венгерская гонка может повториться в Бельгии?

- Надеюсь, что в воскресенье ошибутся другие.

- Гонка в Спа для Михаэля Шумахера особенная...

- (Перебивает) Да! А главная особенность Спа в том, что это - единственный автодром чемпионата, где используются естественные дороги. Трасса представляет собой совершенно уникальную комбинацию поворотов. Поэтому, на мой взгляд, "Гран-при Бельгии" является особенной гонкой для каждого спортсмена. Все хотят выиграть в Спа, не только Михаэль Шумахер. Но победитель - один.

- "Феррари" готовилась к Бельгии очень серьезно. Шумахер проехал на тестах в Мюджело много километров и только в первый день 8 раз отрабатывал старт. Получается, в этом компоненте он чувствует себя неуверенно?

- Здесь нет ничего необычного - он постоянно тренирует старт. То есть какой-либо спецподготовки к Спа не было.

- Но в этой гонке может решиться судьба чемпионата.

- Если "Гран-при Бельгии" не даст кому-то большого преимущества, то решающей гонкой станет следующая. Когда борешься за победу, каждый старт - решающий. Поэтому поражение не может не расстраивать.

- В этом сезоне, похоже, "Большие призы" вышли на пик непредсказуемости. Лишь дважды "Гран-при" был выигран с поул-позишн.

- Потому "Формула-1" так интересна. Никогда нельзя спрогнозировать, что случится в тот или иной момент.

- Когда 7 лет назад вы пришли в "Феррари", наверняка ставили задачу как можно быстрее выиграть и чемпионат, и Кубок. Предполагали, что этого придется ждать так долго?

- Да. Потому что ситуация в команде была не из лучших. Тем не менее, повторяю, мы уже 4 года боремся за высшие титулы. Хороший показатель, вы не находите?

- Что пришлось сделать с командой, чтобы снова научить ее побеждать?

- Многое. Когда у вас в руках плохо работающий механизм, только разобрав все до винтика и снова собрав, можно заставить его функционировать нормально. Надо было найти не только хороших людей, но и хороших работников. Именно это я и пытался сделать. Кстати, не менее важно уметь удерживать команду в хорошей форме.

- Это, наверное, самое сложное?

- В нашем деле вообще мелочей не бывает. Ключевой момент - успехи команды. Если есть хороший результат, легко сохранить высокую мотивацию, если нет, все становится сложнее.

- Сейчас получается, что "Феррари" добилась результата, а Михаэль - нет. Он никак не может завоевать еще один чемпионский титул. Что, ему сложно сохранить мотивацию?

- Не думаю. Он очень силен. Команда ему нравится, машина тоже. Михаэль одержал с "Феррари" 21 победу. Это очень много. Так что с мотивацией у него все в порядке.

- Ваша работа в "Формуле-1" - это только бизнес или стиль жизни?

- Скорее вызов. Возможность достичь в своей жизни большего. И этот процесс, по сути, бесконечен.

- Но ведь это и тяжелая работа. Одни переезды чего стоят...

- А я много не езжу. Четыре дня каждые две недели. В остальное же время работаю в офисе.

- Четыре дня каждые две недели на протяжении всего сезона... График впечатляющий! И откуда только у вас силы берутся?

- Все зависит от того, чего каждый хочет достичь. Мне повезло, у нас прекрасная команда, которую, признаюсь вам, не заботит то, что происходит там (кивает головой в сторону паддока, где собрались журналисты). Нас заботит то, что происходит вот здесь (бросает взгляд в сторону боксов и пит-лайн).