ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. "Гран-при Бельгии" |
ВТОРОЙ ПИЛОТ "ФЕРРАРИ" - НЕВИДИМЫЙ ГЕРОЙ |
Лина ХОЛИНА
Конечно, интервью с бразильским пилотом "Феррари" Рубенсом Баррикелло нужно было бы сделать месяц назад после его фантастической победы в Хоккенхайме, когда Рубиньо был на пике всеобщего внимания. Увы... Беседа с пилотом "Больших призов" - штука совсем не простая. Для того чтобы добиться аудиенции, иногда нужно потратить на переговоры с менеджерами гонщика, команды и спонсоров не одну неделю. В Спа мне здорово повезло - я была официальным гостем генерального спонсора Скудерии концерна "Мальборо", и принимавшие меня сделали максимум для того, чтобы выполнить мои журналистские капризы.
Из двух пилотов "Феррари" 28-летний бразилец был более доступен для общения (о практической невозможности побеседовать с Михаэлем Шумахером вне рамок обычных пресс-конференций среди журналистов легенды ходят!), да к тому же вызывал у меня больший интерес. Давно хотелось встретиться с парнем, на которого в 22 года свалилось бремя ответственности за формулическую славу такой страны, как Бразилия, давшей миру Арйтона Сенну, Нельсона Пике и Эмерсона Фиттипальди. Теперь с полным правом можно сказать: и Рубенса Баррикелло. Да, мой собеседник пока не выиграл ни одного чемпионата и закончил первым всего одну гонку. Но то, что он, похоже, выжил в непростой, сконцентрированной исключительно вокруг Михаэля Шумахера атмосфере "Феррари", уже об очень многом говорит. Даже несмотря на то, что после Германии Баррикелло оказался эффектно оттеснен в глубокую тень двукратных чемпионов мира Шумахера и Мики Хаккинена, ведущих острейшую схватку за высший титул.
Спа
Рубенс БАРРИКЕЛЛО
ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ШКОЛЬНИКОМ.
НАДЕЮСЬ, ЧТО УЧУСЬ ХОРОШО
Все знают, что трасса в Спа-Франкоршам - особенная для Михаэля Шумахера. Первый "Гран-при", первая победа - все это пришлось у него именно на Бельгию. Не совсем посторонний для Спа и Рубенс Баррикелло: в 1994 году бразилец завоевал здесь свою первую поул-позишн. Правда, хорошими результатами на знаменитой трассе второй пилот "Феррари" похвастаться не может: он лишь однажды завоевал на ней зачетные очки - в 1995 году. Но сейчас после серии уверенных финишей и прекрасной победы в Хоккенхайме многие ожидали, что на сей раз в Бельгии на любимом автодроме Рубенс обязательно блеснет уверенной ездой и заставит забыть бледную гонку в Будапеште.
Однако уже в пятницу по окончании свободных тренировок, которые бразилец закончил только 9-м, стало ясно, что это как минимум проблематично. Тогда и начался наш разговор, продолжавшийся с некоторыми перерывами вплоть до воскресенья. Меня поразило, насколько спокойно и профессионально воспринял Баррикелло свою пятничную неудачу.
- Не слишком доволен балансом машины, - сказал он. - Теперь надо сесть с инженерами и спокойно во всем разобраться. Постараться выявить промашки и улучшить характеристики машины. Я почти не сомневаюсь в том, что какое-то решение проблемы мы найдем.
- Над чем сегодня работали?
- Обычно в пятницу мы занимаемся подбором настроек на гонку. Я сделал 26 кругов и использовал два комплекта резины.
- Ясно, что вы не слишком довольны машиной. Это как-то связано с тестами в Мюджелло?
- Они прошли очень удачно. Однако взять и автоматически перенести все найденные там настройки и усовершенствования прямиком на Спа невозможно.
...Но и в субботу "Феррари" не удалось выйти на привычный уровень результатов. И если Михаэль Шумахер, став четвертым, имел все шансы на борьбу за победу, то Баррикелло финишировал в квалификации лишь 10-м, что давало лишь призрачные надежды на подиум.
Тем не менее бразилец был настроен оптимистично. И очень надеялся на дождь, который мог спутать карты лидерам и помочь аутсайдерам: "Если завтра пойдет ливень, я им всем устрою!"
- Насколько важна в Спа стартовая позиция?
- Как и везде, от нее очень многое зависит. К счастью, тут все же есть места для обгонов. Естественно, сделать это непросто, но по крайней мере возможно.
- Где?
- "Ля Суре", прямая после "Красной воды", "Бас стоп"...
- Трасса в Спа любима многими, но здесь многое решает погода.
- Я считаю, что в дождь больший вклад в успех вносит гонщик, в сухую погоду - машина. Оптимальный вариант: дождь - и ты на поуле!
- Победа в Хоккенхайме изменила вас, как гонщика, как человека? Может, она повлияла на ваше мировоззрение?
- Я столько ждал ее... Безусловно, она изменила мою жизнь. И я чувствую, что люди очень ценят эту победу. Я ее одержал сам, без чьей-либо помощи - никто не уступил мне на трассе без борьбы, никто не выбыл из гонки. Первая победа, доставшаяся в тяжелых боях, всегда особенно дорога. Думаю, после Хоккенхайма я стал более... более цельным человеком. Я словно освободился от каких-то пут, мне стало легче жить. А то ожидание, затянувшееся на столько лет, уже давило. Плюс ко всему перед Хоккенхаймом я провел 11 "Гран-при" за рулем "Феррари", машины, которая постоянно выигрывала гонки. У нас с ней вместе не получалось, и по всему выходило, что это моя вина. Ситуация несколько отличная от той, в которой я был в предыдущие 7 лет. Тогда я сидел в кокпите болидов, слишком далеких от совершенства и только после огромной работы становившихся более или менее приемлемыми. Все, чего я достиг в "Джордане" и "Ягуаре", было больше моей заслугой, чем машины. Словом, после Хоккенхайма я чувствую себя прежним, но чуть более свободным человеком.
- А как насчет вашей гонки в Венгрии? Многие сочли ее бледной...
- Я был доволен своим четвертым местом. Не слишком люблю трассу в Будапеште. И на тренировках, и в квалификации у меня были проблемы. В гонке я слишком долго ехал за "Уильямсом" и в итоге не мог добиться большего, чем 3 очка. К тому же на Хунгароринге у меня вышел из строя шланг, при помощи которого пилот во время гонки может пить воду. Как вы помните, была страшная жара, и после финиша выяснилось, что я потерял почти 2 кг!
- Хунгароринг вы не недолюбливаете, а Спа?
- О, это один из любимейших моих треков. Мне всегда приятно просто приезжать сюда. "О руж" - один из лучших поворотов в мире. Правда, эта трасса задает много загадок и заставляет попотеть. Но это часть моей работы - все команды напрягаются к концу сезона, стараются выжать максимум из своих машин, гонки и квалификации становятся все труднее и труднее.
- После Хоккенхайма "Феррари" на каждый этап привозит два запасных шасси - для вас и для Шумахера, тем самым, по крайней мере внешне, уравняв вас в правах. Это придает уверенности?
- Как сказать... Стараюсь постоянно помнить о том, что я в команде меньше года, а Михаэль - уже 4. Он уже столько лет находится на самой вершине "Формулы-1", а сейчас пытается выиграть очередной титул. Но команда поддерживает и меня. И поддерживает очень сильно.
- До конца чемпионата осталось всего несколько гонок, вы не слишком сильно отстаете от лидеров. Надеетесь на что-нибудь?
- Не хочу много думать об этом. Вообще на подобные вопросы отвечать искренне довольно трудно. Вот, например, на старте сезона меня многие спрашивали: "Планируете ли вы бороться за чемпионский титул?" Что я отвечал? Ну что-то в таком роде: "Если к середине чемпионата дела пойдут хорошо, я приложу все усилия, чтобы на его финише мои шансы были высоки". Хотя в принципе четыре месяца назад у меня не было повода так думать. "Феррари" - это суперкоманда. Она старожил "Формулы-1" и настолько профессиональна... Мне еще не приходилось работать в команде такого уровня. Я тут занимаюсь такими вещами, которые не делал никогда прежде. Прошел уже почти год, а я все еще чувствую себя школьником. Надеюсь, что учусь хорошо. И горд уже одним этим.
Очень многие газеты пишут: он последний из всех, кто может выиграть чемпионат. Вы думаете, таким образом меня стараются ободрить?.. Мне кажется, что я выиграл свою первую гонку в приличном стиле. И если до финиша сезона останется два этапа, а я буду хотя бы теоретическим претендентом на титул, вот тогда я начну думать над этим вопросом. А вообще моя главная цель в этом сезоне - выиграть еще хотя бы раз.
Но в любом случае все в команде построено вокруг Михаэля. Мне остается только одно: быть сильнее его, быстрее его. Для меня это единственный шанс на победу. Только в таком случае меня никто не посмеет остановить приказом из боксов. А если уже на старте гонки я позади него? С какой стати я буду думать о победе в чемпионате? Все, что я сейчас могу сделать, это продолжать учиться, работать с машиной и стараться выигрывать. Только так, шаг за шагом, я смогу наконец-то прийти к мыслям о чемпионском титуле и никак иначе. На прошлой неделе я провел на тестах два дня и проехал за это время около 1000 километров. После такой работы я могу спать спокойно.
- Значит ли это, что, скажем, в следующем году ситуация может измениться в вашу пользу?
- Вспомним, что было в этом сезоне: Михаэль великолепно стартовал, выиграв трижды подряд, и команда, а я - ее часть, мгновенно сосредоточилась только на нем. Так что многое зависит от начала сезона. Если в следующем году мне будет сопутствовать удача... Кто знает, как это изменит ситуацию.
- Вы очень долго ждали хорошей машины, первой победы. Теперь, когда все это, наконец, пришло, что еще может сделать вас счастливым?
- Что может сделать меня счастливым? О! Возможность проводить больше времени с женой Сильваной. Она ездит не на все гонки, и в основном я путешествую в одиночестве. Хочется временами пожить нормальной жизнью: когда я оказываюсь дома, то просто сижу в кресле, смотрю телевизор... У нас ведь ненормальная жизнь: разъезды, гонки, тесты, постоянные физические упражнения... Одно хорошо - конец сезона не за горами.
...Воскресная гонка выдалась интереснейшей, и наш герой сыграл в ней не последнюю роль. Жаль только, что техника подвела.
- Я считаю, что стартовал довольно удачно, - делился впечатлениями Рубенс в воскресенье вечером. - На втором круге, когда на трассе было еще очень сыро, обошел Джонни Херберта. Что касается первого пит-стопа, то я попросил его на круг раньше, но радио не работало, поэтому я попал в боксы следом за Шумахером, однако времени на этом совершенно не потерял. Сразу после пит-стопа - на 9-м круге - я обогнал Френтцена, но застрял за Вильневом. Мне не хватало скорости на прямых, чтобы обойти Жака. 11 кругов я ехал за ним! И мы решили изменить стратегию. Это было совершенно правильно. После второго пит-стопа - на 20-м круге - дела пошли лучше. Увы, когда я должен был заехать в боксы в третий раз, мотор заглох - отказал топливный насос.
...До конца сезона осталось 4 "Гран-при". Не забывайте, что хотя бы один из них намерен выиграть Рубенс Баррикелло.