Газета Спорт-Экспресс № 229 (2425) от 6 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 октября 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

Шахруди ДАДАХАНОВ

ЗА ДВЕ ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ
НИКТО ИГРАТЬ НЕ БУДЕТ

На долю президента ПФК ЦСКА Шахруди Дадаханова в последнее время выпало немало передряг. Однако неплохой в прошлом дзюдоист, а ныне предприниматель ничуть не жалеет, что два с половиной года назад возглавил армейский клуб.

ЦСКА СУЩЕСТВУЕТ НА СПОНСОРСКИЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

- Из чего складывается бюджет футбольного клуба?

- Основывается он на добровольной спонсорской помощи тех людей, которым не безразлична судьба нашей команды. В первую очередь речь идет об Андрее Трубицыне, который является руководителем нескольких московских фирм и председателем Совета директоров ПФК ЦСКА. В нынешнее время я не вижу иных источников дохода, поскольку из бюджета мы не получаем ни копейки - у Министерства обороны просто нет средств на футбольную команду.

- Какие выгоды извлекают для себя ваши спонсоры?

- Никаких. Ими руководит желание помогать российскому спорту и, в частности, футбольной команде ЦСКА.

- Но ведь речь идет не просто о пожертвованиях, а о приличных суммах. Похоже, ваши партнеры - состоятельные коммерческие организации?

- Нам помогал известный московский банк, несколько столичных фирм. Определенный доход приносила ярмарка, работающая на территории легкоатлетического комплекса ЦСКА. Кроме того, при острой необходимости мы получаем кредиты от одного западного банка, но это происходит тогда, когда нам особенно трудно. Потом, по мере возможности, мы эти кредиты отдаем. Естественно, люди, которые нам помогают, прекрасно представляют, какие суммы необходимы для содержания команды.

- Как в процентном отношении распределяется спонсорская помощь?

- Ни один российский клуб не назовет вам подобных цифр. Как не назовет и свой точный бюджет. Но могу сказать одно: финансовое положение нашего клуба сейчас архисложное. Мы стараемся как-то стабилизировать ситуацию, но если финансовое положение станет угрожающим, то я через вашу газету готов предоставить все документы, касающиеся наших доходов. Тогда вы сможете убедиться, в каком тяжелом положении мы находимся.

В ДУМЕ ЕСТЬ ЛЮДИ,
СПОСОБНЫЕ ПОЗАБОТИТЬСЯ О ФУТБОЛЕ

- Почему на Западе бюджет клуба прозрачный и является достоянием общественности, а у нас он - тайна за семью печатями?

- Это зависит от стабильности в стране. На Западе люди, которые зарабатывают большие деньги, не боятся сказать о том, что являются спонсорами той или иной команды. Наоборот, они этим только завоевывают уважение общества. В России к этому не готовы. У нас нет системы, которая давала бы таким людям, скажем, послабление в налогообложении или какие-то другие льготы. Происходит обратное - изо дня в день во всех фирмах, которые с нами сотрудничают, происходят проверки, во время которых задается один вопрос - зачем вы помогаете ЦСКА? Например, на ярмарках ЦСКА более ста проверок в год, которые не выявляют существенных нарушений со стороны администрации. Одному банкиру, который нам помогал, угрожали физической расправой. Некоторым предпринимателям в результате этого приходиться отказываться от сотрудничества с нами.

- Значит, если будет разработан закон о спорте, который учтет интересы вкладчиков, в российский футбол придут большие деньги?

- Безусловно. Если же говорить о серьезных вложениях, то здесь примером должен стать министр путей сообщения Николай Аксененко. Я приезжал в Баковку на открытие новой базы специально для того, чтобы пожать ему руку, - за все, что он делает для футбола. Вот - чиновник, который думает о спорте, а значит, и о здоровье нации. "Локомотив" подал пример, и остальным клубам придется волей-неволей тянуться за ним.

- Закон о спорте принимают в Думе, но вряд ли кто-то знаком там со всеми тонкостями футбольного хозяйства.

- Зря вы так думаете. Лично я знаю в Думе людей, которые прекрасно разбираются в футболе и понимают, что ни один футболист не выйдет на поле за две тысячи рублей.

ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ ЦСКА БУДЕТ ИГРАТЬ
В АНГЛО-ИСПАНО-ФРАНЦУЗСКИЙ ФУТБОЛ

- Не так давно один из руководителей вашего клуба сказал, что бюджет датского "Виборга", который выбил ЦСКА из Кубка УЕФА, составляет 8 миллионов долларов, а у нас, мол, этот бюджет в полтора раза меньше. Значит, сейчас вы располагает суммой 5-6 миллионов?

- Полтора года назад я говорил вам, что наш бюджет едва соответствует требуемой ПФЛ норме - 3 миллионам долларов. Так вот сейчас должен признаться, что он стал еще меньше. Для того чтобы соответствовать имиджу популярной российской команды, мы должны иметь и соответствующую инфраструктуру. Я бываю за границей и постоянно интересуюсь, как обстоит дело там. На территории стадиона - 6-7 великолепных полей, прекрасная база. Там даже дети ездят на матчи на автобусе, который превосходит по классу тот, который находится у нашей главной команды.

Именно поэтому я и пытаюсь взять в аренду стадион, базу - чтобы привести их в порядок. У меня по этому поводу была даже договоренность с московскими властями, но все уперлось в одного чиновника. Хотя мне понятно, откуда взялся этот запрет. После него я поставил в известность руководителей армейского спорта о том, что не в состоянии в одиночку решать все проблемы футбольного клуба и готов отдать Министерству обороны столько процентов акций, сколько будет необходимо. Но если министерство возьмет 50 процентов акций, то на эти 50 процентов будет обязано и содержать команду. Я давно предложил механизм нашей совместной работы, который, как мне кажется, устроил бы всех, однако ситуация остается на прежнем уровне.

Но все равно добьюсь того, чтобы у ЦСКА был свой добротный стадион, по меньшей мере 15 - 20 отличных полей, на которых занимались бы наши дети. Детско-юношескому футболу ЦСКА придаю особое значение, поскольку надеюсь, что через пять - шесть лет наша команда сможет комплектоваться своими воспитанниками. Первые шаги в этом направлении делаем уже сейчас. Наши детские тренеры ездили во Францию, где наблюдали за тренировками специалистов. Записывали эти занятия на видеопленку. Следующий шаг - Испания, затем скорее всего - Англия. Получив в распоряжение три различные европейские методики, мы хотим выбрать лучшее - то, что приемлемо именно для ЦСКА.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ В ДЕНЬ ПОХИЩЕНИЯ ЖЕНЫ ДОЛМАТОВА

- Как вы считаете, связано ли ослабление бюджета футбольного клуба с выступлением вашей команды в нынешнем сезоне?

- Глубоко убежден, что началом всех наших бед послужил один конкретный день - 6 февраля, когда была похищена жена Долматова. Не думаю, что незамеченными для команды прошли и некоторые другие события, сложившиеся в единую цепочку. В день важной игры со "Спартаком" на старте сезона дома у президента клуба побывал СОБР. Затем последовала не менее важная игра с "Торпедо" - и к президенту в тот же день нагрянул уже ОМОН. А в день финала Кубка с "Локомотивом" в средствах массовой информации на меня и клуб вылили поток грязи. Вы можете представить мое состояние перед этими играми - у меня ведь пятеро детей от десяти месяцев до 8 лет. А если кто-то из них со страху залезет под кровать и зашуршит - что в этот момент может сделать ОМОНовец?

Безусловно, игроки не могут не знать о происходящем, а следовательно, обстановка в команде далека от идеальной. На одной из послематчевых пресс-конференций я высказал предположение, что главная причина происходящего - по-видимому, моя национальность. Наверное, это так. Но еще больше я убежден в другом - есть люди, которые заинтересованы в развале футбольной команды ЦСКА. Кто они и зачем это делают - нам известно. Нужно будет - скажем.

МЕЧТАЮ О ПЕРВОМ МЕСТЕ

- Можно ли назвать клуб ЦСКА коммерческой организацией, не имеющей отношения к армии?

- Еще раз говорю: я готов к тому, чтобы права по управлению командой вновь перешли к Министерству обороны, но ведь для этого ее надо содержать. Хорошо хоть министр обороны Сергеев болеет за команду всей душой. Если бы мы не ощущали его поддержки, то не исключаю, что сейчас ЦСКА занимал бы последнее место в турнирной таблице.

- Как же вам на протяжении уже трех лет удается удержаться от соблазна продать своих лучших игроков - Семака, Кулика, Варламова? Ведь даже "Спартак" продает своих звезд. Может быть, на ваших звезд нет спроса?

- На лидеров любой приличной команды высшего дивизиона спрос есть. Но мы не оставляем надежд выиграть чемпионат. А сделать это можно только с помощью высококлассных футболистов. Те деньги, которые мы получаем от спонсоров, идут в том числе и на сохранение костяка команды.

- Значит, у того же Семака есть хорошие зарубежные предложения?

- Да. Есть они и у Кулика, и у Корнаухова, и у Варламова. Но только с ними я вижу возможность выиграть чемпионство. Это нужно не только для удовлетворения самолюбия, а и для того, чтобы пополнить клубный бюджет за счет участия в Лиге чемпионов.

- Помнится, после впечатляющей победной серии в 98-м году вы говорили, что именно в ЦСКА собраны лучшие игроки чемпионата и что в следующих турнирах они это докажут. Но подходит к концу очередной сезон, а "лучшие" игроки опять с треском проваливаются.

- Во время той серии, которую вряд ли кто-то сможет повторить, игроки доказали, что мастерство у них есть. И исчезнуть оно не могло. Сейчас мы живем надеждами на следующий сезон, и наша цель остается максимальной.

И ВСЕ-ТАКИ ЭТО АРМЕЙСКАЯ КОМАНДА

- На Западе в порядке вещей, когда контрольный пакет акций переходит от одного человека к другому - команду по сути продают. Возможен ли вариант, при котором вы продадите акции ПФК ЦСКА, ну, скажем, какому-то западному банку?

- В России еще не было ни одного клуба, который пошел бы по такому пути. Не станет исключением и ЦСКА. Слишком много сил и здоровья я вложил в эту команду, чтобы бросить ее на полпути. Заявляю со всей ответственностью - ЦСКА был, есть и всегда будет армейской командой, командой министерства обороны.

Дмитрий ДЮБО