ВЕЛОСПОРТ |
Александр КУЗНЕЦОВ
ЕКИМОВУ ПОВЕЗЛО: ОН СТАРТОВАЛ РАНЬШЕ ФАВОРИТОВ
Профессиональные велосипедисты - народ крайне занятой. Поэтому олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова миновала сколь почетная, столь и выматывающая участь прочих героев Сиднея: бесконечные приемы, презентации, пресс-конференции... Из Австралии он вместе со своим тренером Александром Кузнецовым направился прямиком на постоянное место жительства - в Барселону. А оттуда почти сразу - в Москву, чтобы успеть на чествование олимпийцев в Кремль (без праздничной суеты все-таки не обошлось). Но не успели: застряли из-за тумана на пересадке в Цюрихе. Вечером того же дня, когда удалось дозвониться до Кузнецова по мобильному, я услышала:
- Мы со Славой сидим в самолете - снова летим в Барселону. Позвоните вечером, поговорим спокойно.
Спокойно не получилось. Лайнер приземлился в Испании, когда в Москве была глухая ночь. На просьбу не откладывать беседу на еще более позднее время тренер сказал: "Тогда через 20 минут. Как раз успеем выйти из самолета и пересесть в машину, которая повезет нас во Францию. По дороге я и отвечу на ваши вопросы".
- Почему вы так рано улетели из Сиднея и сейчас - из Москвы?
- Нужно готовиться к чемпионату мира (ЧМ по трековым гонкам пройдет в Манчестере 25-29 октября. - Е.В.). А что касается Сиднея, то ребята-трековики из-за неудачного выступления в слишком минорном состоянии были.
- Вы уже успели понять причину столь неважных результатов?
- Завалили этап шоссейной подготовки. В России гонок на шоссе практически нет, а за границей наши велосипедисты не всегда могут пробиться на них в своих командах. Да и в Австралии в самом конце подготовки к Играм дела не заладились: приехали на сбор в Аделаиду, а там оказалось несколько прохладнее, чем мы рассчитывали. Сбор-то запланировали задолго до Игр - во время прошлогодней предолимпийской недели в декабре. Как-то не пришло в голову, что в сентябре в Австралии значительно холоднее.
- Неужели это так важно?
- Приходилось тренироваться на треке в комбинезонах, а в них очень сложно набирать скорость. Поэтому полноценных занятий не получилось. Провели же мы в Аделаиде больше 10 дней.
- Если честно, вы думали, что Екимов сможет не только побороться за олимпийское золото, но и выиграть его?
- Я видел, как Слава настраивался на Игры. Очень серьезно. И его состояние по мере приближения старта все время улучшалось. Помогла и групповая гонка: организм "прокачался", а трех дней до "разделки" хватило, чтобы отдохнуть.
- Что вы обычно говорите своему подопечному перед стартом?
- Что он должен постараться максимально реализовать то, на что готов. Тогда, чем бы ни закончилась гонка, можно сказать себе со спокойной совестью: "Я сделал все, что мог". Планировать заранее какую-то медаль бессмысленно. Ведь пока не дан старт, ни один спортсмен не способен точно сказать, насколько хороши соперники. Славе, безусловно, повезло в том, что он ехал впереди всех основных конкурентов.
- Но ведь считается, что в разделке преимущество всегда на стороне того, кто стартует позже.
- Да, но только не на Олимпийских играх. На них первому нужно просто выкладываться на всю катушку. А вот тем, кто сзади, приходится держать в голове чужие графики, по ходу перестраивать свою езду. Это сбивает настрой, добавляет стресса. Так что нам, можно сказать, повезло. Окажись Слава в замыкающей группе, неизвестно, как бы все обернулось.
- Когда вы поняли, что Екимов победил?
- Когда последний гонщик пересек линию финиша.
- А если честно?
- В принципе, я уже после второго круга видел, что у Армстронга нарастает отставание. И, значит, Слава, скорее всего, не окажется ниже второго места. А когда перед финишем показался Ульрих, было очевидно, что и он не вписывается в екимовский график.
- Трасса вам понравилась?
- Я бы сказал, что она вообще сделана "под Екимова". Он техничный и очень аэродинамичный гонщик. Судьбу медали, думаю, и решили эти качества в совокупности. 7 секунд, которые он выиграл в, по сути, часовой гонке, - это очень мало. Хотя история знает случаи, когда в трековых командных гонках на чемпионатах мира первое и второе места разделяли тысячные доли секунды.
- Надеюсь, вы простите представителю водных видов спорта полное велосипедное дилетантство: мне всегда казалось, что трек и шоссе - это несколько разные вещи. Но Екимов в Сеуле взял золото в командной трековой гонке преследования, а в Сиднее блестяще проявил себя на шоссе. Он, часом, не собирается стартовать в Манчестере?
- Нет. У Славы есть определенные обязательства перед своей командой. Но могу сказать совершенно определенно, что будущее каждого трековика - все-таки шоссе. Потому что именно на нем можно заработать хорошие деньги.
- Но не в России?
- К сожалению. Из тех, кто продолжает выступать дома, сейчас нельзя скомпоновать хотя бы одну нормальную команду. Нет условий. Если бы не фирма "Итера", которая очень помогает мне и моим молодым гонщикам, о российском велоспорте можно было бы надолго забыть. Не всем ведь удается найти хороший контракт на Западе.
- Насколько финансово гарантировано будущее Екимова?
- Вполне. Хотя долгосрочный контракт со своей командой (Вячеслав выступает за американскую группу "Ю. Эс. Постал" вместе с Лэнсом Армстронгом. - Е.В.) он предпочитает не заключать. Максимум на год. И, соответственно, ежегодно продлевает его.
- Более длительный срок не устраивает хозяев или Екимова?
- Как показывает практика, это - оптимальный срок. Спортсмен чувствует, что не обременит хозяев даже в том случае, если вдруг начнет показывать не очень высокие результаты, и в то же время у него развязаны руки.
- А вдруг, не дай бог, травма?
- На этот случай есть страховка.
- Почему вы снова уезжаете из Испании?
- Сбор, который мы планировали провести в Валенсии, сорвался. Там в декабре должен пройти чемпионат Европы по плаванию в 25-метровом бассейне, который именно сейчас начали собирать и устанавливать прямо на треке. Как видите, у наших с вами видов спорта гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ