ШАХМАТЫ |
Как уже сообщал "СЭ", в Стамбуле российская мужская сборная выиграла Турнир Наций, как часто называют Всемирную шахматную олимпиаду. Нашу команду впервые возглавлял чемпион мира ФИДЕ Александр Халифман. Он уже был олимпийским чемпионом - в 1992 году, играя за сборную России на 2-й доске. На 1-й тогда играл Гарри Каспаров, а первым запасным был Владимир Крамник.
Александр ХАЛИФМАН:
"КРАМНИК ВСЕГО ЛИШЬ ЧЕМПИОН МИРА "БРЕЙН ГЕЙМЗ"
- Александр, поздравляю с победой! Вы впервые возглавляли нашу команду. Трудно было?
- Конечно. Тем более мне. Я ведь, как пишет ваша газета, человек маленький...
- Почему же маленький? Вы - чемпион мира ФИДЕ. Сами так себя постоянно называете и подчеркиваете, что на большее не претендуете.
- Да, я это говорил. Но тогда и Владимир Крамник, при всем уважении к нему (у нас всегда были прекрасные отношения и, надеюсь, таковыми они и останутся), не "наследник по прямой", как написал "СПОРТ-ЭКСПРЕСС", а всего лишь чемпион мира по версии компании "Брейн Геймз". То, что сделал Володя, - замечательно, это, возможно, одно из самых выдающихся достижений в истории шахмат, но если он и "наследник по прямой", то в том логическом ряду, который оборвался перед Второй мировой войной... То, что произошло в Лондоне, - это отступление на полвека назад. Каспаров, образно говоря, сидел на печи 5 лет, а потом указал пальцем, кто будет его соперником. Да, соперник этот очень силен, но ведь не было никакого отбора! Какой же это чемпионат мира, коль не соблюден спортивный принцип? Если признать данное соревнование легитимным, то весь шахматный мир может ввергнуться в невероятный хаос.
- Вы смотрели партии этого, как вы выражаетесь, "чемпионата мира "Брейн Геймз"?
- Конечно.
- И что думаете об игре Каспарова и Крамника?
- Я совершенно искренне поздравил Владимира с победой, меня впечатлили его подготовка и игра. Нельзя сказать, что он сделал какой-то шаг вперед. Крамник как был очень сильным и стабильным гроссмейстером, так им и остался. Что же касается игры Каспарова, то она меня поразила. Сказать, что с ним происходило что-то странное - значит ничего не сказать. Такого количества грубых ошибок он еще никогда не совершал. Все это нельзя объяснить каким-то неудачным "сдвоением" субботних и воскресных игр. То ли, столкнувшись с очень продуманной и сильной подготовкой противника, он не смог совладать с нервами, то ли еще что-то, но прежнего Каспарова - игрока огромной силы - в матче не было.
- Вернемся к победе нашей мужской сборной, которую вы возглавляли. Помнится, в свое время вы не хотели играть на Всемирной олимпиаде в Стамбуле из солидарности с вашими товарищами, которым не выплатили призовые после предыдущей олимпиады в Элисте...
- Дело не в солидарности с товарищами, а в том, что Российская шахматная федерация не выполнила своих обязательств. Спустя два года она это сделала, и поэтому команда поехала в Турцию в сильнейшем составе. За это надо поблагодарить первого вице-президента РШФ Александра Жукова. Он спас положение, найдя спонсоров, которые покрыли долги федерации, а также обеспечили выступление нашей сборной в Стамбуле. Что же касается нынешнего президента РШФ Андрея Селиванова, то мое мнение о нем не изменилось: чем быстрее он сам уйдет, тем будет лучше для всех.
- Успех российской команды привычен - она в пятый раз становится чемпионом Всемирных олимпиад. А были для вас какие-то сюрпризы в выступлении других сборных?
- Прежде всего это касается германской команды. Она всегда считалась весьма приличной, крепкой, но никогда не имела никакого отношения к борьбе за медали. А в этом году игравшие за немцев наши бывшие гроссмейстеры Артур Юсупов и Рустем Даутов оказались в такой фантастической форме, что подняли сборную Германии на небывалую высоту. Она была нашим конкурентом вплоть до последнего тура. И ее второе место - абсолютно заслуженное.
- В Стамбуле проходил 71-й конгресс ФИДЕ, на котором обсуждались весьма революционные преобразования. Что-то слышали о них?
- Слышал на уровне голой формы, но глубоко еще не вникал. Судя по тому, что сказал президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов в интервью корреспонденту вашей газеты, они опять что-то перемудрили. Как можно делать отбором к чемпионату мира элитные турниры, в которых играет одна и та же группа людей? Тем более, что кое-кто на них приглашается по конъюнктурным соображениям, не имеющим никакого отношения к шахматной силе. Если этот проект примут, то это будет очень серьезным шагом назад. При всей неидеальности "нокаутсистемы" делать отборочными элитные коммерческие турниры не совсем правильно. Но, конечно, сначала надо как следует вникнуть в то, что они там придумали.
- А каково ваше мнение о "конгениальной" идее деятелей ФИДЕ, предлагающих вдвое сократить время на обдумывание?
- Насколько я знаю, этот проект еще в стадии обсуждения. Ну что о нем можно сказать... Если сократить время на обдумывание до принятого в активных шахматах или почти до него, то это будет уже другая игра. Данное предложение, подозреваю, исходит от сильного гроссмейстера Алексея Широва, и я бы рекомендовал отнестись к нему покритичнее. Активные шахматы - это активные шахматы, блиц - это блиц. А классика - это классика. И убивать ее нельзя! Классические шахматы - единственный вид, в котором поклонники этой игры могут найти что-то для изучения. Если резко сократить контроль времени, то возрастет количество ошибок. В сущности, это будет разновидность блица. Думаю, это "революционное" предложение несерьезно.
- Как настраиваетесь на чемпионат мира ФИДЕ в Нью-Дели?
- После Стамбула играть там будет непросто. Надежды на позитивные изменения в РШФ и желание выступить за свою страну подвигли меня к участию во Всемирной шахматной олимпиаде. Но, увы, это поломало всю стройную систему подготовки к чемпионату мира. Налицо серьезный стратегический просчет ФИДЕ: нельзя так близко ставить в календаре два важнейших события. Фаворитов в Нью-Дели будет много. Постараюсь сыграть так хорошо, как смогу.
Юрий ВАСИЛЬЕВ