Газета Спорт-Экспресс № 290 (2486) от 21 декабря 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 декабря 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧТОБЫ ПРОЙТИ КОЛЕРА, НАДО БЫТЬ МАРСИАНИНОМ

Ефим ШАИНСКИЙ

из Дортмунда

В СБОРНОЙ МИРА - ОДИННАДЦАТЬ КОЛЕРОВ!

С Юргеном Колером мне по журналистским делам приходилось встречаться дважды - и оба раза на базе дортмундской "Боруссии". Сперва он произвел самое благоприятное впечатление: был вежлив, словоохотлив, постоянно шутил. Помню, на вопрос, кого бы он включил в символическую сборную мира всех времен, Юрген без паузы, хитро улыбаясь, ответил: "Одиннадцать Колеров!" Уже потом, под моим нажимом, долго взвешивая все "за" и "против", все-таки назвал свой вариант команды-мечты: Яшин, Брайтнер, Ширеа, Беккенбауэр, Ди Стефано, Платини, Хесслер, Чарльтон, ван Бастен, Марадона и Феллер.

Вообще многие его знают как классного "прикольщика". В прошлом году 39-летний Лотар Маттеус, которого частенько критиковали за то, что он уже не так быстр, как прежде, вполне серьезно предложил Колеру в присутствии прессы устроить спринтерский забег на 30 метров. Юрген ответил в своем стиле: "Мы будем бежать спиной или боком? В свою очередь, предлагаю тест, который определит, у кого из нас больше раскачивается башка при ударах по мячу головой".

Владимир Бут, немало времени проведший бок о бок с Колером в дортмундской "Боруссии", мне как-то рассказал: "Однажды Юрген подложил в сумку шотландца Пола Ламберта килограмма три бананов и несколько бутылок минералки. Парень, который сравнительно недавно появился в команде, еще не понимал, что надо быть начеку, и, не заметив подвоха, долго таскал на себе тяжеленную сумку".

Спустя несколько месяцев на той же базе "Боруссии" Колера я не узнал. Когда, вспоминая о предыдущей встрече, попросил его о небольшом интервью, он жестко отрезал: "Наин!" Чуть позже пытался сфотографировать Юргенау его черного "Ягуара". Увидев, что я нацелил на него объектив, Колер недружелюбно прищурился и с уже знакомой мне железной интонацией произнес: "Найн!"

Тот же Бут вспоминает: "Колер не любит проигрывать - ни в матчах, ни на тренировках. Если, не дай Бог, такое случается, к нему лучше не подходить. Я, Ибрагим Танко из Ганы и другие молодые ребята не любили играть с ним на тренировке в одной команде. Если кто-то ошибался, он мог и накричать". Похоже, в тот день, когда я пытался к нему подойти, у Колера на тренировке что-то не сложилось...

Многие считают его трудным человеком. Похоже, он и сам о себе такого же мнения. Недавно на вполне невинный вопрос о ближайших планах он ответил: "Хотел бы только одного: оставаться таким же, каким был - открытым, неудобным, прямым. И запомните: Колер никогда не будет подобострастным! Никто не сможет мне диктовать, что делать".

Другой динозавр германского футбола, ровесник Юргена 35-летний Ульф Кирстен говорит: "Для меня всегда было два Колера: супертоварищ по сборной и непримиримый соперник. С ним всегда нелегко - такой уж характер. Но особенно трудно на поле. В единоборствах действует очень жестко, но всегда честно".

КАК КЛЕВАЛИ "СТОППЕРА НАЦИИ"

Говорят, что у Колера типично рурский менталитет, сочетающий в себе крутой характер, суровость, открытость, выдержку и одновременно некую ироничность. Похоже, именно эти качества помогли футболисту устоять на ногах после лавины критики, обрушившейся на него в 1995 году. Тогда журналисты уничтожали "стоппера нации", как называли Колера германские фаны. В многочисленных статьях о нем писалось, как о "металлоломе" и "устаревшей модели", ему вменялись в вину медлительность, подверженность частым травмам - в общем, футбольное старение. "Ваше время, господин Колер, прошло!" - безжалостно кричали газеты.

Но очень скоро Юрген заставил замолчать всех ярых критиков. С "Боруссией", куда в 1995 году перешел из "Ювентуса", он дважды выиграл первенство Германии, победил в 97-м в Лиге чемпионов и завоевал Межконтинентальный кубок, а в составе сборной стал в 96-м году чемпионом Европы. В 1997 году был признан лучшим игроком страны.

Но выше всех этих титулов Колер ценит звание, присвоенное ему болельщиками после полуфинального поединка Лиги чемпионов на поле "Манчестер Юнайтед", в котором "Боруссия" во многом благодаря именно Юргену добилась очень важной победы. Сразу после финального свистка сотни германских фанов на трибунах и тысячи болельщиков, вываливших на улицы Дортмунда, не сговариваясь, стали скандировать: "Колер - футбольный бог!" "Пожалуй, это была лучшая игра в моей карьере, - вспоминает Юрген. - Тогда в Манчестере мне удалось трижды выбить мяч с линии наших ворот... Но, конечно, было немало и других горячих поединков. Сложнее всего приходилось в борьбе с Марко ван Бастеном. Наши дуэли стали чуть ли не футбольной классикой. Во многом благодаря ему я получил известность. Одно из самых горьких моих воспоминаний связано тоже с ван Бастеном. В полуфинале чемпионата Европы 1988 года за две минуты до финального свистка его гол принес победу сборной Голландии. Меня называли одним из виновников поражения - ведь именно мне была поручена опека ван Бастена. Та критика сыграла большую роль в моей судьбе. Я сильно переживал и много думал над тем, каким должен быть современный защитник. К счастью, через два года на мировом чемпионате в Италии нам удалось взять у голландцев реванш, и в итоге мы получили золото".

ДОБРОВОЛЬСКОГО НЕ ЗАБЫЛ

Четыре раза на уровне сборных сражался Колер и с нашими футболистами. В трех поединках его команда оказывалась сильнее. В 88-м году в Дюссельдорфе Юрген и его партнеры сдержали атаки Протасова, Черенкова, Беланова и победили - 1:0. Спустя три года во Франкфурте Колер со товарищи, одолевшие сборную СССР - 2:1, поставили жесткий заслон перед Юраном, Колывановым, Шалимовым, а гол пропустили лишь с одиннадцатиметрового удара, точно пробитого Добровольским. Своей третьей победы в матчах с нашими футболистами Юрген добился в 1994 году в Москве (1:0) - тогда его безуспешно пытались пройти Кирьяков, Колыванов, Радченко. Но в единственном поединке на крупном турнире - первенстве Европы 1992 года в Швеции - тогдашние чемпионы мира, в числе которых был и Колер, не смогли одолеть сборную Анатолия Бышовца (1:1), в атаке которой выступали Колыванов и Михайличенко. А гол в ворота германской команды - вновь с пенальти - забил Добровольский. Именно его, а также, разумеется, Яшина и Блохина навскидку вспомнил Колер, когда я спросил его, кого из наших футболистов он знает. Остальных Юрген припомнить не смог.

Яшина Колер видел только в кадрах кинохроники, ну а в эпоху Блохина он уже сам начинал заявлять о себе.

Его уникальная карьера началась в небольшом промышленном городе Мангейм, что примерно в ста километрах к югу от Франкфурта. "В 1983 году пришел в юношескую команду "Вальдхоф", - вспоминает Юрген. - Когда мы сдавали беговой тест, я оказался одним из худших, и тренер Герхард Бауманн месяца на два перевел меня в третий состав. Пришлось немало потрудиться, чтобы вернуться. Позднее выступал с "Вальдхофом" и в бундеслиге. Однажды на тренировочной базе запарковал свой небольшой Fiat между "мерседесами" Фрица Вальтера и Гюнтера Зеберта. После тренировки ко мне подошел мальчик и попросил фотографию с автографом. Она лежала в машине, и мы с юным болельщиком подошли к ней. Увидев мой скромный Fiat, мальчик перевел взгляд на меня и презрительно сказал: "Ты не можешь быть Колером!" Со слов мальчика я понял, что езжу на ярко-желтом Ferrari, на котором могу разгоняться до скорости 300 километров в час".

СТАРАЯ ПЕСНЯ

Еще будучи в "Вальдхофе", Колер провел в 1986 году свой первый матч за национальную сборную. После финального свистка знаменитый в то время датский форвард Пребен Элькьяр, которого Юрген начисто выключил из игры, признался: "Чтобы выиграть единоборство у Колера, надо быть марсианином". Всего же на счету Колера, завершившего карьеру в национальной сборной после чемпионата мира 1998 года во Франции, 105 матчей в составе главной команды страны. Больше в Германии только у мирового рекордсмена Маттеуса (150) и Клинсманна (108). Вслед же за Колером расположился сам Беккенбауэр (103).

Сейчас, как и в 1995 году, вновь поговаривают, что Юрген устарел, не так быстр и вынослив. В общем, старая песня. Впрочем, наученные прошлым опытом, критики высказываются уже не так жестко и безапелляционно. Да и сам Колер признает, что в соревновании по спринтерскому бегу с юными форвардами бундеслиги у него шансов нет. Но при этом Юрген, который по-прежнему безупречен в воздушной борьбе, прекрасно смотрится в единоборствах, уверенно читает игру, вполне справедливо замечает: "Если защитник неправильно выбирает позицию, никакая скорость ему уже не поможет".

Недавно тренер "Боруссии" Маттиас Заммер, который моложе Колера на два года, в разговоре с глазу на глаз со своим любимцем Ларсом Риккеном попросил его на тренировках почаще пытаться один в один обыгрывать "старика" Юргена. Уже после первого занятия Заммер увидел, как приуныл 24-летний Ларе, который так ни разу и не прошел Колера.

Сегодня у Юргена, которому тренер безгранично доверяет, по-прежнему в "Боруссии" нет проблем. Колер не появляется в составе только тогда, когда нездоров. Более того: менеджер Михаэль Майер уже предложил "футбольному богу" после выхода на пенсию работу в дортмундском клубе. 31 декабря Колер, у которого летом 2001 года заканчивается в "Боруссии" контракт, должен объявить, что будет делать дальше. Пока свое решение Юрген держит в тайне, но при этом заявляет: "Ни один из вариантов не исключаю".

- Чем займетесь после окончания футбольной карьеры? - спросил я у Колера.

- Буду сидеть в кресле-качалке и курить трубку. Неплохо, правда? - хитро улыбнулся Юрген. - А еще вдоволь насмотрюсь фильмов о силовых единоборствах и наиграюсь в теннис.

- С Борисом Беккером на корте встречаться приходилось?

- Нет, на корте мне с ним делать нечего, впрочем, как и ему со мной на футбольном поле.