Газета Спорт-Экспресс № 296 (2492) от 28 декабря 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 28 декабря 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

РОССИЙСКИЙ КЛУБ

ЧЕРНОМОРЕЦНовороссийск

РЕЦЕПТ ВЫЖИВАНИЯ

Борис ПУПКО

4 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ - СЛИШКОМ МАЛЕНЬКАЯ СУММА

Десять лет назад Борис Пупко, нынешний первый вице-президент "Черноморца", командовал самым крупным на юге России военностроительным трестом. Сегодня он занят футболом. Пытается сделать так, чтобы клуб, выстроенный при его непосредственном участии, не рухнул в одночасье, случись что. И получается это у второго человека в "Черноморце" весьма недурно.

- Есть вопросы, которые без участия президента клуба в "Черноморце" даже не обсуждаются?

- Есть вопросы стратегии, а есть - тактики. Стратегия - прерогатива Прохоренко, а с тактикой могут разобраться и его помощники. К примеру, мэр никогда не станет интересоваться, кого мы конкретно покупаем. Я или главный тренер можем сказать: команде нужны три защитника, два нападающих и один полузащитник. И назвать сумму затрат, поскольку элемент стратегии - только в цене. Если, скажем, киевское "Динамо" предлагает нам купить защитника за полмиллиона долларов, то тут без президента не обойтись. Но вряд ли Прохоренко станет вдаваться в подробности приобретения молодых футболистов на перспективу.

- А в вопросы продажи лидеров команды?

- Рынок лучше знают профессионалы. Но мы всегда исходим из целесообразности. Например, прошлогодняя ситуация с Тчуйсе и Левицким оценивалась клубом с разных аспектов. Важно было и игрокам сделать хорошо, и себе не навредить. Взвешенность в решениях и продуманность поступков - одна из наших отличительных черт. А иного пути у клуба просто нет. Мы не можем себе позволить много ошибаться, а значит, терять деньги. А если вспомнить нашу летнюю распродажу, то моя точка зрения тут совпадает с мнением президента. Лучше потерять пару игроков, но сохранить команду. Мы же никого из футболистов в итоге не обманули - это главное.

- А вот у Анатолия Байдачного иная точка зрения. Он неоднократно публично сожалел о продаже Тчуйсе и Левицкого, особенно - вратаря.

- Это нормально. Тренеру с плодами своего труда всегда расставаться нелегко. Байдачный - сложный человек, и у него хватает претензий, в том числе по заработкам и трансферной политике. Но мы предпочитаем платить реальные деньги, а не обещать несбыточное. Это стало бы крахом клуба. В то же время я отметил бы особую роль тренера в финансовой политике клуба: занимай команда по-прежнему двенадцатое место, мы бы продолжали продавать игроков за 10 копеек. Именно взлет в первом круге дал нам возможность брать за игроков приличные деньги.

- Тем не менее "Черноморец" остается небогатым клубом. А насколько "небогатым"?

- Это - коммерческая тайна. Но я могу сказать, что 4 миллиона долларов - слишком маленькая сумма, чтобы претендовать на решение серьезных задач. Мы долго закладывали в бюджет именно такие деньги, но сейчас даже средний клуб высшего дивизиона тратит больше. Ищем возможности зарабатывать. В прошлом году сумма заработанного составила 20 миллионов. Пока, правда, рублей, но уже что-то.

- То, что изменения в составе менеджеров "Черноморца" производятся только в исключительных случаях, традиция?

- Да. У нас высока корпоративная ответственность за результат. Общее - то есть "Черноморец" должно быть выше личного. К примеру, у начальника команды Николая Горохова не самые теплые личные отношения с Байдачным. Что ж, бывает - люди-то разные. Но тот же Горохов при возникновении конфликтных ситуаций говорит: нас всех можно выгнать, а главный тренер должен остаться. Потому что для клуба работа Байдачного на сегодня важна и нужна. К счастью, сам тренер - при всей своей эксцентричности и запальчивости - человек незлопамятный и отходчивый. Поругавшись, он быстро со всеми мирится, так что увольнять никого не надо.

- "Черноморец" представляет райцентр Краснодарского края. А команда из краевого центра - "Кубань" - возвращается в первый дивизион. Наверное, краевые власти и впредь не будут баловать помощью ваш клуб?

- Почему же. Впредь, видимо, такая помощь будет. Новый глава региона Александр Ткачев, встретившись с Прохоренко, пообещал: край сумеет найти возможность посодействовать, чтобы Новороссийск не в одиночку нес расходы по содержанию клуба высшего дивизиона. Прежде подобных обещаний не было, хотя ушедший в отставку губернатор Николай Кондратенко - мой хороший друг. Но к спорту он был не то что равнодушен, просто считал: Кубань - это не Новороссийск, Сочи, "Черноморец" или СКИФ, а село, станичники и казаки. Новый же губернатор заявил: региону нужен клуб в высшем дивизионе, а лучше, если два. А вот взаимоотношения с людьми, которые работают в "Кубани", остаются сложными.

- Почему?

- Это - обычные отношения соседей, всегда ревностно относящихся к успехам друг друга. К тому же на Кубани вообще живут очень амбициозные люди. Но я убежден: такой благодатный край, как наш, может иметь и три добротные команды - игроков и возможностей на это хватит. Просто надо уметь распоряжаться средствами.

- ...как умеет "Черноморец".

- А об этом говорят факты. На стадионе "Черноморца", например, лучшее в стране освещение. При этом мачты могут работать как от общегородской сети, так и на автономном дизеле. Мы предусмотрели этот вариант на случай ЧП. Сам стадион реконструируется уже седьмой год. Мы, конечно, могли бы переехать куда-то и перестроить арену в авральном темпе, с недоделками, но для нас это неприемлемо. Мы не настолько богаты, чтобы потом переделывать. Команда за время пребывания в высшем дивизионе не провела ни одного матча на нейтральном поле, хотя мы отремонтировали и газон, и две трибуны. Мы обзавелись фактически новой базой, выстроили несколько полей при отсутствии сумасшедшего бюджета и долгов перед командой. Мы не судимся с футболистами через КДК. В общем, у нас свой путь, который уже принес нам что-то. Уважение уж точно.

- У вас есть мечта?

- Я надеюсь, она уже сбылась. В феврале я, вернувшись со сбора на Кипре, пришел к Прохоренко. Президент стал расспрашивать меня о команде: сумеем ли удержаться, трудно ли будет выжить? Я взял лист бумаги, нарисовал состав и поставил подпись. Заодно дал гарантию: время выживания, кажется, прошло. Теперь эта бумажка хранится у мэра в сейфе. Для музея.

Период становления клуба мы прошли - теперь пойдем дальше. Надо стремиться к медалям - пусть не сегодня, а завтра. В "Черноморце" нет сторонников шагать широко - есть риск оступиться. Мы уже сделали многое, чтобы наш райцентр прописался в российской футбольной элите надолго. А сам футбол стал в городе социальным явлением, без которого Новороссийск уже не может жить.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Новороссийск