ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА |
Юрий ПАТРИКЕЕВ: НАСЛЕДНИК КАРЕЛИНА?
12 лет вопрос о том, кому на крупнейших турнирах по греко-римской борьбе представлять Россию в самом престижном, тяжелом, весе даже не ставился. И вдруг после ухода великого Александра Карелина это место оказалось вакантным. Но похоже, ненадолго.
Мемориал Ивана Поддубного 2000 года Юрий Патрикеев выиграл с блеском, уже на второй минуте финальной схватки одержав чистую победу над пузатым американцем Рулоном Гарднером. Тем самым, что месяц спустя в Сиднее лишил Александра Карелина четвертого олимпийского золота.
С той поры, завидев Патрикеева, многие качают головой: "Эх, Юрка, боролся бы ты в Сиднее - не отдали бы Америке первое место в тяжелом весе..." Даже Карелин обронил недавно: "Как ни крути, получается, я и сам не выиграл, и у парня золотую медаль отнял. Съездил бы Юра на Игры, приложил бы там еще раз американца, и все было бы замечательно".
Патрикеев в ответ недовольно хмурит брови:
- Пустые разговоры. Сан Саныч на Олимпиаду поехал абсолютно заслуженно. И там, напомню, на пути к финалу под орех разделал всех главных соперников - и Мурейко, выступающего за Болгарию, и венгра Бардоша, и грузина Солдадзе. А справился бы я с ними - еще вопрос. Они-то намного посильнее этого Гарднера будут. Для меня вообще загадка, как он в финал пробился!
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ "ТАФГАЙ"
Кто-то из борцов сказал однажды про Карелина: "Он убил целое поколение тяжеловесов". Двенадцать лет Сан Саныча не мог победить никто. Целая плеяда его ровесников была обречена на то, что никогда не станут чемпионами.
Патрикееву в этом смысле повезло: Карелин ушел с ковра, а ему нет еще и 22. И, значит, впереди. Бог даст, и чемпионаты мира, и Олимпийские игры.
Другим повезло меньше.
Вообще-то борцом он стал случайно. В родном Кирово-Чепецке в почете всегда был хоккей - не случайно этот город подарил нам Мальцева, Трефилова, Мышкина. А из Патрикеева, думаю, мог бы получиться отменный "тафгай", мечта любого НХЛовского клуба.
На коньки его поставили уже в пять лет. Правда, сначала родители, школьные учителя, хотели сделать из сына фигуриста. Что ему самому категорически не понравилось. Как-то на занятии он специально наелся снега и долго проболел. Зато с фигурным катанием было покончено, и Юрка с облегчением переключился на хоккей. До сих пор, к слову, дружит с Михаилом Доникой, играющим в московском "Динамо". А зимой, приезжая домой, первым делом достает из шкафа коньки и клюшку.
- Борьбой увлекся потому, что очень хотел научиться каким-нибудь красивым приемам, - рассказывает Патрикеев. - Карате и ушу в городе популярны не были, вот отец и отвел к борцам. Около года никак не мог сделать выбор между льдом и ковром, но в итоге борьба победила. Наверное, сказалось то, что быстро выиграл пару детских турниров.
КАСТРЮЛЯ БОРЩА
В 17 лет его пригласили в Краснодар, в Академию физической культуры. Студент и деньги - вещи, как известно, совместимые редко. Патрикееву сняли номер в гостинице, где он, к слову, обитает и поныне, и положили небольшую стипендию. Заканчивалась она обычно на второй день. Бывало, сутками ничего не ел и вскоре похудел на десять килограммов. Столовался чаще всего у друзей и знакомых. А по ночам снилась огромная кастрюля борща.
- Сложный был период, не скрою. Сколько раз порывался собрать чемодан и уехать домой! Но жалко было бросать все на полпути. К тому же я понимал: если перестану бороться, пулей вылечу из Академии. И тогда у меня была бы одна дорога-в армию. Так что старался не раскисать. А вскоре выиграл молодежный чемпионат мира, стал призером первенства Европы - и в материальном плане задышалось полегче. Теперь я цену деньгам знаю.
КАРЕЛИН
Карелина он впервые увидел по телевизору в 1988 году, когда совсем еще юный Сан Саныч выиграл Олимпиаду в Сеуле. С этого дня иного кумира для Патрикеева не существовало.
- Познакомился с ним на сборах. Мне лет 18 было. На некоторых тренировках Карелин брал меня в спарринг-партнеры. Тогда я и почувствовал, что такое настоящая сила. Особенно когда на его фирменный обратный пояс нарывался. Ощущение такое, словно со второго этажа улетел вниз головой. Но ничего, постепенно окреп и больше на этот прием не попадал.
В официальных соревнованиях они с Карелиным встречались дважды, оба раза в финале чемпионата России. В 1999 году Патрикеев проиграл в дополнительное время - 0:3. В 2000-м - уже 0:1. Прогресс.
- Карелина многие боялись и проигрывали еще до старта. Когда он начинал вытаскивать на обратный пояс, соперники часто предпочитали сразу лечь на лопатки, лишь бы не воткнуться с такой высоты головой в помост. Кто-то из иностранцев так описал свой поединок с Сан Санычем: "Представьте, что на вас движется каток, который вы изо всех сил пытаетесь удержать двумя руками. Если опустите их - он вас раздавит". Другой борец сказал, что Карелин, когда делает захват, напоминает питона, который душит жертву. У меня на первых порах были похожие чувства. Зато потом на ковре уже никто не страшен... А в жизни с Сан Санычем общаться очень приятно. Начитанный, образованный человек. Добрый. Если в кино всей командой ходили, платил всегда Карелин. Разумеется, определенную дистанцию он держит, но никогда не ставит себя выше других.
- Как бы вы отреагировали, если бы после Олимпиады в Сиднее он заявил о том, что остается в борьбе до следующих Игр, в Афинах?
- Обрадовался бы. Потому что появился бы шанс победить Карелина. А так это удалось только Гарднеру.
- Зато вы победили того, кто победил Карелина. Вам это греет душу?
- Нет. Когда Сан Саныч проиграл в Сиднее, я чуть не плакал. Впрочем, аналогичные чувства, думаю, были у многих, даже далеких от борьбы людей. А с этим американцем я боролся два раза. В Подольске на турнире Поддубного и в Швеции, где выиграл у него 8:0. На мой взгляд, Гарднер ничего собой не представляет. Заурядный борец. Хотя у кого-то, быть может, иное мнение. Другое дело что нередко слабые спортсмены в силу различных обстоятельств становятся крайне неудобными для тех, кто значительно превосходит их в классе. Так случилось и с Карелиным. Гарднер непропорционально сложен. Толкаться с ним непросто - давит массой. Тут помочь может только бросок.
В поражение Карелина многие долго не могли поверить. И Патрикеев - не исключение. Когда же он узнал фамилию обидчика трехкратного олимпийского чемпиона, и вовсе едва не лишился дара речи.
- "Тарелки" у меня в Краснодаре нет, поэтому прямую трансляцию финала не смотрел. Ждал, когда вечером его покажет ОРТ. Вдруг позвонили друзья: Карелин проиграл. Я рассмеялся - решил, что разыгрывают. А кругом все твердили о каком-то американце. Честно говоря, я понятия не имел, кто достался Сан Санычу в соперники, но думал о ком угодно, только не о Гарднере. Даже не подозревал, что он на Олимпиаду попал. В США есть куда более классные борцы. И, обнаружив своего старого знакомого в финале, оторопел. До последнего отказывался верить в то, что он сумел победить Карелина. Пока не увидел это собственными глазами.
- Почему же Карелин проиграл, как полагаете?
- Может, чуть-чуть недооценил американца - всех сильнейших-то уже прошел. Может, надо было не на обратный пояс его тащить, а сделать одно техническое действие, накатить - и заработать баллы. Вряд ли кто-нибудь лучше самого Сан Саныча ответит на этот вопрос... Кстати, Гарднер, слышал, собирается продолжить борцовскую карьеру. Если это правда, он либо глупец, либо после Олимпиады совсем потерял голову. Такой сейчас шанс уйти непобедимым! Ясно ведь, что в Сиднее был его звездный час, который, уверен, больше никогда не повторится. До Сиднея-то Гарднер ни одного серьезного турнира не мог выиграть, а тут сразу двух зайцев убил: золотую олимпийскую медаль завоевал, да еще самого Карелина одолел. Вспомните его лицо после окончания финальной схватки. Он же сам не понял, что произошло! Стоял, как истукан, пока на него все не налетели.
ТРОСТИНКА
Кто бы ни занял теперь место Карелина в сборной, одно можно суверенностью сказать: ох, и несладко же ему придется! Прежде всего потому, что его неизбежно ждет сравнение с Александром Великим. А любая осечка моментально даст повод для разговоров - дескать. Сан Саныч бы такого не допустил.
Тренер Патрикеева, Игорь Иванов, воспитавший олимпийского чемпиона Сиднея-2000 Мурада Карданова, считает, что "закрыть" тяжелый вес Юрию вполне по силам. Но неизменно добавляет:
- Второго Карелина и не ждите. Это уникум. А Юра - обычный борец. Кому-то и проиграть может, и не надо делать из этого трагедии. Но он очень талантлив. Из всех российских тяжеловесов, думаю, самый перспективный. Надеюсь, на Олимпийских играх в Афинах-2004 в этом смогут убедиться все.
Верит в молодого коллегу и сам Карелин, приехавший понаблюдать за новым поколением борцов в Пермь, где в конце января состоялся очередной чемпионат России:
- Юра - весьма одаренный парень. Быть может, ему немного не хватает веса и мощи, но это с лихвой компенсируется хорошей техникой и напористостью. Он демонстрирует очень яркую борьбу. Считаю, у Патрикеева есть все данные для того, чтобы вырасти в сильнейшего борца этой категории не только в России, но и в мире. И неспроста за месяц до Игр на турнире Поддубного он в первом же периоде положил на лопатки Гарднера. Это, кстати, еще один убедительный довод для тех горячих голов, которые призывают меня вернуться в борьбу и взять у Гарднера реванш на чемпионате мира. Зачем? Есть ведь уже готовый мастер.
Главный тренер сборной России по греко-римской борьбе, олимпийский чемпион-72 Шамиль Хисамутдинов более осторожен:
- Конечно, сравнить Патрикеева с Карелиным я не могу. Саша в его возрасте с соперниками расправлялся за несколько секунд. Так что Юре еще нужно много работать. Вес поднабрать. Но главное, нет у него пока той самоотверженности и фанатизма, что отличали Карелина.
- Признаю, последний упрек справедлив, - соглашается Патрикеев. - Я ужасно ленивый. Есть настроение - любого готов порвать. А нет - на ковер иду, как на плаху. Да и с весом проблемы. У меня он колеблется в радиусе 107 - 108 кг. Маловато, как говорится, будет. Еще килограммов тринадцать не мешало бы набрать. Надо со штангой побольше заниматься, на тренажерах. Из наших тяжеловесов я самый легкий. Алексей Тарабарин, к примеру, тянет на 120 кг, а его тезка Колесников однажды при мне встал на весы - 145!
На фоне этих гигантов Патрикеев смотрится едва ли не тростинкой. В финале чемпионата в Перми он сошелся как раз с Алексеем Колесниковым, чей вес на тот момент превосходил его собственный на двадцать с лишним килограммов. Попробуй завали такого! Патрикееву это оказалось не под силу, и он уступил в упорнейшей борьбе с разницей в один балл.
Очередную серебряную медаль российского первенства воспринял без особого восторга, но и драматизировать ситуацию не стал. Понимает - главные испытания впереди:
- Новый олимпийский цикл только начался. Сейчас моя основная задача - окрепнуть, прибавить в весе. За год, надеюсь, управлюсь. Тогда сразу улучшатся результаты. За счет одной техники многого не добьешься. До Афин время есть. Но мне ведь нужно не просто попасть туда, а выиграть золотую медаль! И вернуть титул сильнейшего борца планеты в Россию.
- Чего вам сейчас не хватает для полного счастья?
- Я не жалуюсь. Конечно, квартира, машина, толстый кошелек - это все хорошо. Но далеко не главное. Утром проснулся, увидел белый свет, услышал, как птички поют - и уже на душе радостно. У кого-то ведь и этого нет, правда?
... А мне вспомнились слова Карелина, сказанные в Перми в конце нашей беседы:
- Знаете, на днях кто-то сказал мне: "Вот уйдешь ты сейчас, и никто больше тяжелый вес смотреть не будет". Ерунда! Пока на помост выходят такие, как Юра Патрикеев, забвение нашей категории не грозит.
Александр КРУЖКОВ |
Пермь - Москва |