Газета Спорт-Экспресс № 34 (2527) от 13 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 февраля 2001 | Конькобежный спорт

КОНЬКИ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Александр КИБАЛКО

ХОЧУ, ЧТОБЫ НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТЫВАЛИСЬ
МЫ С ШЕПЕЛЕМ, А НЕ ГОЛЛАНДЦЫ

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

из Будапешта

Бронзовая медаль Александра Кибалко на дистанции 1500 м оказалась единственной наградой российской команды на мировом первенстве по классическому многоборью в Будапеште. Конечно, мы были вправе ожидать очередного сюрприза вроде того, что преподнес на недавнем чемпионате Европы Дмитрий Шепель. Но чудеса каждый день не случаются, и успех Кибалко на льду "Айс Ринк" стал некоторой компенсацией за ряд относительных неудач на остальных дистанциях. Поговорить с корреспондентом "СЭ" Александр согласился сразу. Но, чтобы не терять времени - ему предстоял заключительный для многоборцев забег на 10 000 м, - попросил разрешения во время беседы продолжить подготовку к итоговому старту за рулем велотренажера. К сожалению, из-за отсутствия спидометра мы не узнали, сколько километров "проехал" он за полчаса нашего диалога.

- Александр, у вас не было предчувствия своего успешного выступления здесь?

- Помните, за два дня до старта я сказал, что буду рад любой медали. Теперь признаюсь, что рассчитывал на золотую. Удачи в Кубке мира, в котором после трех этапов я иду вторым в зачете на полуторке, а также малое серебро на чемпионате Европы прибавили уверенности. Не хватило, думаю, самой малости: достойного соперника в забеге. Слишком рано я остался один на один с дорожкой. Потсме и Рийтсме повезло больше - волей жребия мой результат стал для них ориентиром, и голландцы свой шанс не упустили.

- Давно полуторка стала вашим коньком?

- Еще в 92-м на чемпионате России среди старших юношей в Коломне я понял, что буду дружить с этой дистанцией. Тогда в 18 лет вкус побед мне был еще неведом, а через год после юниорского чемпионата мира в Базельге, где я вновь лучше всего выступил на дистанции 1500 м, тренеры посоветовали уделить ей больше внимания. Что ж, в 27 лет пора выходить из тени.

- За счет чего в этом году вы сделали качественный скачок? Время подошло или сказалось что-то еще?

- Сейчас у меня достойные условия для тренировок: вместе с Вадимом Саютиным я занимаюсь в профессиональной группе Барта Фельдкампа. Появилась возможность отдавать больше времени повышению выносливости, аэробной работе. Сейчас понимаю, что слишком надолго задержался в группе спринтеров. Надо было раньше возвращаться в многоборье.

- Однако специалисты по-прежнему считают вас ярко выраженным спринтером, и кое-кто сожалеет о вашем уходе от Валерия Муратова.

- Меня всегда больше тянуло к длинному спринту. Среди тех, кто мне очень нравится, легендарный конькобежец прошлых лет Игорь Железовский, который главных успехов добился в беге на 1000 и 1500 м. Вообще-то до 1995 года я был многоборцем, а после переезда из Казахстана в Россию попал на заметку к Муратову, который пытался убедить меня остановиться именно на спринте. Но кто лучше самого спортсмена знает его возможности? Для меня это все равно, что пойти наперекор первой любви. Недавно в разговоре с Муратовым, думаю, поставил все точки над i, а в Будапеште подтвердил правильность своего решения. Ведь это был мой дебют на чемпионате мира по многоборью.

- По моим данным, прошел год с тех пор, как вы стали членом профессионального голландского клуба Wehkamp.

- Почти год. В мае я попал на тренировочный сбор по приглашению Саютина. Там за 10 дней накрутил на велосипеде столько километров, сколько за весь предыдущий год. Чувствовал, что мои новые одноклубники намного опережают меня в выносливости. Пришлось догонять не только Саютина, но и лидера нашего клуба олимпийского чемпиона Фельдкампа. Однако форсировать подготовку никто от меня не требовал, никто не стоял над душой, как это бывает в сборной.

- Расскажите поподробнее, как вы попали в этот клуб.

- Думаю, тут сошлось несколько факторов. У нас давно сложились дружеские отношения с Саютиным, который первым проторил дорожку в Голландию. Кстати, он тоже через год занятий там стал серебряным призером чемпионата мира. Прямо какая-то временная зависимость получается. Вадим меня рекомендовал, а еще поддержал менеджер клуба, который несколько лет назад сказал: "Будет, Александр, сложно в России, приезжай, всегда поможем". Предложил даже жить в его квартире. Но засиживаться на одном месте нам не удается. Конькобежцы, как цыгане, сегодня здесь, а завтра там.

- Не мешает кочевая жизнь личным делам?

- Сейчас я снова одинок - летом мы расстались со Светланой Журовой. Холостяцкая жизнь на мне сказалась положительно. Когда серьезно занимаешься спортом, лучше быть одному. Переживал, конечно, все же четыре с половиной года были вместе. Порой хочется иметь настоящую подругу рядом, но что-то удерживает от решительного шага. Не всякая выдержит такую жизнь. Мы хуже, чем моряки, - 280 дней в году в разъездах.

- Если бы не коньки, то кем бы стали?

- Ох, не знаю... У моих друзей детства из казахстанского Целинограда в основном жизнь не сложилась. Одни в тюрьме, другие пьют... Может, работал машинистом поезда - успел закончить железнодорожный техникум. Но я, к счастью, попал в конькобежную секцию. До сих пор помню впечатление, когда впервые увидел беговые коньки, так называемые "ножи". Полный восторг и осторожное желание: вот бы и мне такие!

- Значит, вы россиянин с казахстанскими корнями?

- Да. Кстати, своим родным домом считаю Алма-Ату. Все мои личные рекорды были установлены на Медео. На 10-километровой дистанции только в этом году побил свое старое достижение - спустя шесть лет. Скучаю по Медео - сил нет!

- Кто-то из родных остался в Казахстане?

- Родители, брат. Накануне полуторки загадал: если завоюю медаль, обязательно выберусь погостить к ним. Приходится помогать семье. В прошлом году купил им стиральную машину. После чемпионата обязательно привезу им что-нибудь еще. Между прочим, мама в свои 58 лет по сей день регулярно ходит на лыжах, раньше занималась акробатикой.

- Победа Шепеля на чемпионате Европы вас каким-то образом затронула?

- Еще как! Я всего за месяц до этого побеждал его, в том числе на чемпионате России. Считаю большой неожиданностью свой проигрыш ему. Но рад был, что именно российский спортсмен стал лучшим. Плюс после полуторки мы вместе с ним стояли на пьедестале. Почаще бы так. Чтобы не голландцы, а мы с Дмитрием рассчитывались на первый-второй. Собираюсь выступать еще минимум пять лет, дожить до Олимпийских игр 2006 года.

- Столь долгосрочные у вас планы?

- Если буду прогрессировать в таком темпе, как сейчас, почему бы не задержаться в большом спорте? Считаю, что олимпийская медаль 2002 года вполне реальна. А из какого металла, с этим потом определимся.

- Видел, как вы бойко давали интервью зарубежным репортерам.

- За год прибавил в немецком, английском. Сейчас пытаюсь учить голландский - пригодится. Ведь клуб у нас интернациональный. Особенно важно общение с Бартом Фельдкампом, который, кстати, поставил перед нашей небольшой клубной командой задачу завоевать медали на всех дистанциях. Сам Барт, несмотря на осечку в спринте, выступил удачно. Внес свою лепту и я. Мы завоевали 4 медали, 3 из которых на счету нашего опытнейшего бельгийского голландца. Это хорошо для спонсоров, рекламы.

- Ваш уход в профессиональный клуб был неизбежен?

- Не влачить же всю жизнь нищенское существование. У сборной, к сожалению, нет достойных спонсоров, способных помочь российским конькобежцам. Вот и уезжают ведущие за рубеж приносить славу голландским, бельгийским, немецким клубам.

- Чем увлекаетесь вне спорта?

- Компьютером, музыкой. Нравятся автомобили, но некогда ездить. Свою девятую модель "Жигулей" отдал приятелю, и сейчас он раскатывает на ней по Москве. А покупать какую-нибудь престижную иномарку, чтобы стояла в гараже, не хочется.

Чемпионат мира по скоростному бегу на коньках. Классическое многоборье. Будапешт. Стадион Ice Rink. 11 февраля, мужчины. 10 000 м. 1. Барт Фельдкамп (Бельгия) - 13.44,19. 2. Ринтье Рийтсма (Голландия) - 13.56,07. 3. Франк Диттрих (Германия) - 13.58,41. 4. Кейдзи Ширахата (Япония) - 14.05,16. 5. Вадим САЮТИН (Россия) - 14.05,40. 6. Дастин Молицки (Канада) - 14.12,46. 7. Дмитрий ШЕПЕЛЬ (Россия) - 14.15,97. 8. Идс Постма (Голландия) - 14.17,51... 10. Александр КИБАЛКО (Россия) - 14.25,54. Сумма 4 дистанций. 1. Рийтсма - 158,731. 2. Постма - 159,476. 3. Фельдкамп - 159,731. 4. Ширахата - 160,754. 5. Молицки - 160,878. 6. КИБАЛКО - 161,040. 7. ШЕПЕЛЬ - 161,368. 8. САЮТИН - 161,512.