ФУТБОЛ |
КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"
Матч "Спартака" с "Баварией" будет обслуживать испанец Антонио Хесус Лопес Ньето
"ЕСЛИ КОНЕЦ СВЕТА - НЕ ВЫДУМКА,
ЗНАЧИТ, ОН НАСТУПИЛ"
С именем этого арбитра связан один из самых громких футбольных скандалов последнего десятилетия на постсоветском пространстве. 13 сентября 1995 года в первом матче группового турнира Лиги чемпионов киевские динамовцы выиграли на своем поле у греческого "Панатинаикоса" - 1:0, а несколько дней спустя контрольно-дисциплинарный комитет УЕФА обвинил чемпионов Украины в попытке подкупа судьи Лопеса Ньето и на три года отстранил команду от участия в еврокубках.
"Я тогда подумал: если конец света не выдумка, значит, он наступил", - вспоминал недавно Виктор Леоненко, лидер нападения "Динамо" тех лет. Его слова во многом передают шок, пережитый динамовцами и их болельщиками.
В центре скандала оказались две норковые шубы общей стоимостью в 30 тысяч долларов США. По динамовской версии, житель жаркой испанской Малаги, ступив на украинскую землю, выказал неравнодушие к мехам и прямо из аэропорта "Борисполь" был доставлен гостеприимными представителями киевского клуба то ли в магазин, то ли на склад. По той же версии, шубы, отобранные арбитром, ему предлагалось купить. Однако судья решил, что ему таким образом предлагают, как говорят украинцы, "хабаря" - взятку. Еще до матча Ньето сообщил о своих подозрениях в УЕФА по факсу, а после игры написал и официальный рапорт.
Стремительность, с которой было дисквалифицировано "Динамо", некоторые наблюдатели объяснили не столько весомостью аргументов, предъявленных Ньето, сколько желанием чиновников УЕФА поскорее найти замену киевскому клубу в Лиге чемпионов, чтобы не ломать расписание турнира. Принцип простой и понятный: сначала отстраним, а разбираться будем потом. Эмоциональные динамовские апелляции напоминали глас вопиющего в пустыне. "Наше отчаяние по поводу решения контрольно-дисциплинарного комитета не имеет границ, - писали киевляне президенту УЕФА Леннарту Юханссону. - Это удар не только по киевскому "Динамо". Отлучение от Лиги чемпионов воспринимается в обществе как трагедия".
В конце концов эмоции уступили место рассудку. Первым реальным шагом к выходу из создавшегося положения стало образование попечительского совета киевского "Динамо", который возглавил Леонид Кравчук - первый президент Украины и личный друг Григория Суркиса. Менее чем за полгода члены совета провели более двух десятков встреч с представителями УЕФА, национальных федераций, дипломатами. Доподлинно известно, например, что авторитет Кравчука дал возможность киевлянам заручиться поддержкой тогдашнего канцлера ФРГ Гельмута Коля. Уже только по этим фамилиям можно себе представить, какой масштаб обрели усилия, направленные на реабилитацию "Динамо".
Впрочем, стоп! Речь шла не о реабилитации в полном смысле слова, а только о скорейшем возвращении "Динамо" в еврокубки. В чем разница, пояснил Суркис: "Полная реабилитация означала бы признание безосновательности и необъективности всех обвинений в наш адрес, в результате которых клуб не только пострадал морально, но и понес убытки на десятки миллионов долларов. Однако мы прекрасно понимаем, что УЕФА никогда не пошел бы на их возмещение. Поэтому мы посчитали достаточными безоговорочную отмену всех санкций УЕФА в отношении киевского "Динамо" и его возвращение в еврокубки".
Наверное, самым важным для динамовского руководства в те драматические месяцы было сохранить команду, к которой неровно дышали селекционеры многих европейских клубов. В частности, в Киев приезжали представители ПСВ и мадридского "Атлетико", однако при встрече с ними, по словам Суркиса, "никто из нас даже не обмолвился о стартовой цене того или иного киевского футболиста". Уместно, наверное, вспомнить, что в матче с "Панатинаикосом" рядом с бывалыми Юрием Калитвинцевым, Олегом Лужным, Юрием Максимовым играл малоизвестный 18-летний форвард Андрей Шевченко...
Счастливое избавление от кошмара наступило для футболистов "Динамо" через семь месяцев: 19 апреля 1996 года на заседании в женевском отеле NOGA-HILTON исполком УЕФА принял решение о снятии дисциплинарных санкций с чемпионов Украины. Руководителей киевского клуба ликующие толпы болельщиков встречали в аэропорту как героев.
Что же касается Антонио Хесуса Лопеса Ньето, чью популярность киевский скандал заметно поднял, то вряд ли он когда-либо еще приедет судить футбольный матч в Украину.
И только одно для меня до сих пор загадка: все же зачем в жаркой Малаге шуба?
Юрий ЮРИС |
Донецк |