Газета Спорт-Экспресс № 42 (2535) от 22 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 февраля 2001 | Бокс и ММА

БОКС

КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"

Лучшим спортсменом ЦСКА 2000 года признан олимпийский чемпион Сиднея по боксу Александр Лебзяк

С УХОДОМ ЛЕБЗЯКА В РОССИЙСКОМ БОКСЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ ЭПОХА

А форма-то военная Лебзяку к лицу. Густая щеточка усов, могучие плечи, бесстрашный взгляд и открытая улыбка - ну чем не "батяня комбат"?

- Я форму люблю надевать, - поведал он мне. - А уж 9 мая и 23 февраля - святое дело. Последний же раз облачался в нее полгода назад, когда награждали медалью "За заслуги перед Отечеством".

Удивило, правда, что в свои 31 он все еще старший лейтенант: его ровесник, фехтовальщик Павел Колобков, давно майор. Ну да это дело наживное. Ведь Лебзяк, объявивший о том, что покидает ринг, и не думает расставаться с ЦСКА, с которым связан уже много лет. Отныне он тренер команды боксеров.

Всегда немного грустно, когда прекрасный спортсмен завершает карьеру. С уходом Лебзяка сборная России потеряла не только своего капитана и отличного боксера. В сборной он был последним, кто еще выигрывал чемпионат Советского Союза. Кто боксировал вместе с Цзю, Григоряном, Пестряевым. Лебзяк ушел, и в нашем боксе начинается новая эпоха. Как в греко-римской борьбе, где долгие годы царствовал его тезка Карелин.

Лебзяк мог остаться. Если бы не возрастной ценз. На Олимпиаду в 35 лет (а именно столько будет ему в 2004-м) боксерам дорога закрыта. А выиграть очередной чемпионат Европы или мира... Для Лебзяка, последние четыре года не знающего поражений, это, по его признанию, уже пройденный этап.

Он мог бы боксировать и дальше, если бы в свое время откликнулся на одно из дюжины предложений перейти в профессионалы, как сделал его закадычный друг Костя Цзю. Промоутеры из Японии, Италии, Германии вовсю обхаживали Лебзяка, сулили золотые горы, но он неизменно отмахивался от них, словно от назойливого роя ос. А однажды на него положил глаз тренер самого Леннокса Льюиса. И контракт был выгодный, и перспективы открывались заманчивые, и даже Геннадий Рыжиков, тренирующий Лебзяка с 1985 года, уговаривал соглашаться, однако тот лишь хмурился и вежливо просил оставить его в покое.

"Любительский бокс похож на военные учения, а профессиональный - на настоящую войну", - заметил как-то легендарный советский боксер Виктор Рыбаков. Лебзяк с этим не спорит, а свой отказ объясняет тем, что в профи хотел уйти в звании чемпиона мира. Когда же титул наконец был завоеван, поезд, по мнению Лебзяка, уже ушел.

После триумфа в Сиднее Эвандер Холифилд, с которым он познакомился еще в 90-е на матчевой встрече сборных СССР и США, поздравил Лебзяка с победой и сказал: "Твоя манера боксировать подходит для профессионалов". Такая похвала дорогого стоит, и вскоре нашему чемпиону вновь стали названивать промоутеры из Америки. Но Лебзяк уже твердо решил переключиться на тренерскую работу.

Правда, рассудил, что сначала имеет законное право отдохнуть. И отправился навестить друзей. А их, надо сказать, немало.

- Да, в этом смысле я человек счастливый, - говорит он. Питер, Нижний Новгород, Ростов, Краснодар, Самара, Магадан, Владивосток - где только не успел побывать! Показал друзьям золотую медаль, посидели, отметили успех. Если бы кого-то забыл проведать, сразу бы начались разговоры: дескать, выиграл Олимпиаду и зазнался.

Получив олимпийские призовые, Лебзяк наконец-то сумел осуществить давнюю задумку - перевезти в столицу из Донецка родителей. Когда-то его отец, шахтер-взрывник, уехал оттуда в затерянный на границе Магаданской области и Якутии поселок золотоискателей Буркандья, где и прошло детство будущего чемпиона. Однако скопить на безбедную старость родителям не удалось: инфляция превратила все сбережения в пыль, и они вернулись на Украину. Теперь вновь будут рядом с сыном.

... А на ринг его по-прежнему тянет. Говорит, что, когда включает кассету с записью своих лучших боев, тут же обо всем забывает и готов с головой влезть в телевизор.

- И ведь знаю, что выиграл, а тем не менее внутри сразу все закипает! - удивляется Лебзяк. - Вообще не могу сейчас спокойно смотреть бокс. Так и подмывает перелезть через канаты и надеть перчатки.

Тренировки он не прекращает. Посмеивается: "Чтобы хулиганы часом не обидели". Интересно, найдется ли смельчак, который рискнул бы с ним связаться? Правда, на днях к Лебзяку на улице подскочило полтора десятка крепких подростков, не на шутку перепугав его жену Ирину. Волновалась она, по счастью, зря. Это были всего лишь ребята из какой-то боксерской школы. Сфотографировавшись с кумиром и попросив автограф, они быстро удалились.

На чествовании армейских спортсменов я спросил Лебзяка, жалеет ли он о чем-нибудь.

- Нет, - ответил он не задумываясь. - Я доволен тем, как сложилась моя судьба. И рад, что стал тренером в ЦСКА. Думаю, мне есть чему научить мальчишек. У нас много талантливых молодых ребят, из которых могут получиться классные боксеры. И тогда, глядишь, у меня перестанут допытываться, почему же я не уехал из России...

Александр КРУЖКОВ