Газета Спорт-Экспресс № 48 (2541) от 1 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 марта 2001 | Остальные

ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА

МОСКОВСКИЙ ДЕФОЛТ

Хоккей - "Магнитка" и "Ак Барс", баскетбол - УНИКС и "Урал-Грейт", волейбол - "Белогорье" и "Изумруд"... Еще 15 лет назад этот список законодателей моды в игровых видах современной России поверг бы болельщика в шок! И последовал бы крамольный по тем временам вопрос: неужели Советскую Армию, ее клуб-империю ЦСКА и другие столичные команды расформировали?!

Командно-игровые виды спорта бегут из столицы в провинцию. Все - за исключением футбола. Актуальный вопрос: почему это происходит и на пользу ли такая миграция российскому спорту?

Уверен: глубинных причин у столичного "дефолта" нет - и с детскими школами в мегаполисе относительный порядок, и с финансовыми ресурсами, естественно, тоже. Скорее всего, при общем снижении среднего уровня нашего спорта стали более справедливыми правила игры. Столица лишилась армейских и других ведомственных рычагов воздействия и теперь не может варварски выкачивать ресурсы из провинциальных месторождений. И к такому разговору на равных Москва оказалась не готова.

Феномен же провинциальных бунтовщиков на удивление банален. В глубинке рецепт выживания предельно прост: идешь к губернатору (он - один) или к мэру (он - тоже один), и они, контролирующие все финансовые потоки региона, решают твою судьбу. Решают, как правило, положительно - ведь в провинции, в отличие от городов-мегаполисов, народ не избалован ни хлебом, ни зрелищами, ни политтехнологиями, а значит, власти проще и выгоднее разговаривать с избирающим ее народом на языке спорта.

Сегодня сильный спортивный клуб - визитная карточка любого мало-мальски уважающего себя региона. А среди губернаторов становится все более популярным своеобразное постсоциалистическое соревнование: чей клуб сильнее выпорет неудачливого столичного конкурента. И любой разгром крайне непопулярной в глубинке Москвы резко увеличивает рейтинг главы местной администрации.

В Москве же рецептов выживания десятки, влиятельных чиновников - сотни, финансовых потоков - тысячи, а болельщиков, увы, - единицы. В Москве победой над каким-нибудь "Броневиком" из Урюпинска ни зрителя, ни спонсора, ни избирателя не привлечешь. В Москве, где на каждый квадратный километр приходится 10 казино, 15 ночных клубов и 1 хоккейная коробка, визитные карточки теперь к спорту отношения не имеют. Стоит ли удивляться тому, что в столице, в отличие от глубинки, спорт бежит и с улиц, и со стадионов, и с экранов телевизоров?

... Каждое лето я провожу отпуск в глухой деревушке в Костромской области. Там принимается шесть телеканалов, на трех из которых (костромском, ярославском и ивановском) спорт - московский читатель не поверит! - ежедневный гость. На остальных же трех, общенациональных - характерный для стран "третьего мира" коктейль из мексиканских мыльных опер, американских боевиков и отечественных ток-шоу. К слову, в Москве у меня на Юго-Западе подобных "суррогатных" каналов аж 13.

Вот и получается, что каждый год с нетерпением ждешь деревенского лета и футбольных телетрансляций матчей костромского "Спартака", клуба-аутсайдера второй лиги. Их украшением становятся русские народные пресс-конференции разогретых игрой (и не только игрой) тренеров. Тут уж скучать не приходится. Обычно проигравший наставник с шутками-прибаутками начинает с критики соперника, например, какого-нибудь ярцевского "Оазиса", а завершает искрометное выступление разгромом модели игры "Реала", "МЮ" или "Ювентуса". Так что к нашумевшей январской шоу-пресс-конференции лучшего футбольного тренера России костромской болельщик оказался полностью подготовленным.

Впрочем, футбол - это государство в государстве, и к теме доминирования провинции над столицей отношения не имеет. Доминирование же это, уверен, пойдет отечественному спорту лишь на пользу. Магнитогорск и Казань, Минеральные Воды и Пермь - все эти российские города возвращают нас на 15 лет назад, выполняя роль Киева и Вильнюса, Минска и Риги. Роль конкурентов и раздражителей для Москвы.

Конкуренция - двигатель прогресса. А значит, у российского спорта есть будущее.