ХОККЕЙ |
НА ПЯТАЧКЕ с Дмитрием ФЕДОРОВЫМ |
БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ?
Йоги ходят по стеклу, а русские по граблям. К такому выводу я пришел, внимательно изучив прессу, посвященную переговорам президента ФХР Александра Стеблина со вторым тренером "Нью-Джерси Дэвилз" Вячеславом Фетисовым. Как будто не было Кубка мира-96, как будто склоки перед Нагано-98 - это далекая история, как будто послепитерские разборы полетов происходили не на страницах газет, а где-то в подтрибунных помещениях! Отечественные СМИ ликуют и рассуждают о назначении Фетисова на пост генерального менеджера олимпийской сборной чуть ли не как о решенном деле. Но он-то, слава богу, взял время на раздумья и это информация, которая добавляет оптимизма. Человек видит неоднозначность ситуации и хочет как следует обдумать все "за" и "против".
Прочитав наши газеты и заглянув в Интернет, я вспомнил было басню про лебедя, рака и щуку, а потом решил не возводить напраслину на крыловских персонажей. По сюжету они лояльны друг к другу, просто тянули воз каждый в свою сторону. Тогда как каждый же из углов потенциального руководящего треугольника Стеблин - Михайлов - Фетисов еще нынешним летом не только не питал симпатий к остальным элементам замечательной геометрической фигуры, но очень даже активно два других угла критиковал. Михайлов сразу после чемпионата мира пытался инициировать отставку Стеблина. Фетисов на каждом шагу возмущался тем, что у него, единственного действующего нашего тренера в НХЛ, не спросили совета перед питерским чемпионатом мира. Он также утверждал, что готов стать тренером олимпийской команды, хотя Михайлова уже официально назначили главным (а ведь в спортивном мире это называется "идти на живое место"!).
Стоит вспомнить, что еще при подготовке к Кубку мира-96 Фетисов всячески пытался повлиять на покойного президента ФХР Валентина Сыча: и в вопросах формирования состава команды, и в подборе менеджмента. Уже по ходу турнира он советовал Михайлову, кого ставить на игру, а кого нет. Результат известен всем. Павел Буре занял тогда принципиальную позицию и в раздевалке при всех сказал, что у команды должен быть один тренер. Травма не позволила нынешнему капитану сборной проявить себя в игровом плане, но как человек он тогда раскрылся. Полагаю, именно после провала на Кубке мира стало ясно: в Нагано не кто-нибудь, а Буре должен надеть свитер с буковкой "С".
Фетисов хотел попасть в Нагано. Давал резкие интервью, а Стеблин молча проводил свою линию. Он разумно не ударился в полемику - и победил! В сборной образца 98-го года не было диссонанса, обошлось без интриг, поэтому-то команда и добилась вполне приемлемого результата. А Фетисов через пару месяцев дал очередное интервью, в котором заявил о том, что у россиян не горели глаза перед финалом - и из-за этого они проиграли. Представляю, как приятно было это читать нашим хоккеистам. А еще мне очень интересно, какое место заняла бы Россия с Фетисовым - при таком высокомерном отношении к своим же товарищам.
Ну и как после всего этого хоккейная троица Стеблин - Михайлов - Фетисов будет ладить промеж собой? Правда, Стеблин считает, что ради большого дела все могут забыть о прошлом. После возвращения из Америки мне удалось пообщаться с Александром Яковлевичем, и он сказал, что не разделяет моих опасений. С его точки зрения, Фетисов изменился, ведь он теперь тренер, а не игрок - и соответственно у него совсем другая мера ответственности. Он не станет идти на конфликт, как раньше, так как сам в ответе за результат. Хорошо, если так, но лично мне кажется, что Фетисов остался прежним. Тренер и вообще руководящий работник должен обладать выдержкой, соблюдать корректность. Достаточно было минувшим летом посетить любую пресс-конференцию Вячеслава Александровича, чтобы понять: выдержки подчас не хватает.
Стеблин, приглашая Фетисова на должность генерального менеджера, без сомнения, прислушался к общественному мнению - и правильно сделал. Но как бы в Солт-Лейк-Сити не начались склоки, кто же все-таки главнее: Фетисов по определению не любит находиться в чьей-то тени.
Но это - самый негативный вариант развития событий. Не исключено, что конфликты порядком поднадоели и Стеблину, и Фетисову, самым харизматическим личностям российского хоккея, и, встретившись в Нью-Йорке, они сказали друг другу что-то трогательное и умиротворяющее - прямо в канун Прощеного воскресенья.
По крайней мере в это хочется верить.
Дмитрий ФЕДОРОВ |
хоккейный комментатор ТВЦ |