ФУТБОЛ |
Европейская комиссия убрала в карман желтую карточку, которой последние шесть месяцев размахивала перед футбольными властями мира и Европы. Это в буквальном смысле слова проделал в понедельник на пресс-конференции в Брюсселе комиссар Марио Монти. А ведь недавно он угрожал показать красную - объявить незаконной действующую трансферную систему.
ТРАНСФЕРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Европейская комиссия, ФИФА и УЕФА наконец-то договорились об изменении существующего регламента переходов. Так что революции, которая, подобно "делу Босмана", взорвала бы сложившуюся систему перехода игроков, не будет. Речь идет об эволюции, хотя изменения в систему вносятся очень серьезные.
В официальном сообщении из Брюсселя указывается, что стороны договорились о немедленном изменении правил переходов. Но, очевидно, новый порядок начнет действовать не сегодня, а лишь со следующего сезона. Его еще должен утвердить исполком ФИФА, который состоится 5 июля в Буэнос-Айресе.
Компромиссное соглашение включает 11 основных пунктов.
- При переходе игрока моложе 23 лет в другой клуб будет действовать система компенсаций, призванная поощрять и вознаграждать за подготовку молодых футболистов.
- Будет создан "механизм солидарности", который обеспечит перераспределение значительной доли доходов в пользу клубов (включая любительские), занятых подготовкой молодых игроков.
- Международные трансферы игроков моложе 18 лет будут разрешены только на определенных условиях. Футбольные власти разработают и обеспечат соблюдение кодекса поведения, который гарантирует спортивную, тренировочную и общеобразовательную подготовку юных футболистов.
- Трансферный период будет между сезонами с небольшим "окном" посреди сезона. Игрок получит право только на один переход в течение сезона.
- Минимальный срок контракта - один год, максимальный - пять лет.
- Для футболистов моложе 28 лет первые три года действия контракта будут "защищенными", для игроков старше 28 лет - первые два года.
- Вводится система санкций, которая обеспечит должный ход спортивного состязания. Односторонний разрыв контракта возможен только по окончании сезона.
- Односторонний разрыв контракта игроком или клубом влечет финансовую компенсацию.
- Соответствующие спортивные санкции будут накладываться на клуб, игрока или его агента в случае одностороннего разрыва контракта без веских на то оснований в "защищенный" период.
- Будет создан эффективный, оперативный и объективный орган арбитража с равным представительством клубов и игроков и с независимым председателем.
- Арбитраж будет добровольным и не ограничивает право сторон обращаться в национальные судебные органы.
Большинство этих пунктов было согласовано заранее. Новым элементом стала детализация "соответствующих санкций" за разрыв контракта в "защищенный" период. Игрок, решивший в одностороннем порядке поменять клуб в первые два года действия контракта, может быть дисквалифицирован на четыре месяца нового сезона. Рецидив охоты к смене мест повлечет отстранение от футбола на шесть месяцев. ФИФА и УЕФА настаивали на том, чтобы санкции были более жесткими - дисквалификация на год. Европейская комиссия предлагала более короткий период.
Руководители мирового и европейского футбола остались очень довольны таким исходом переговоров с Европейской комиссией. Но на этом проблема отнюдь не исчерпана.
- Нам необходимо продолжить диалог с профсоюзом игроков с тем, чтобы футбольная семья была единой, - отметил президент ФИФА Йозеф Блаттер. - Без игроков нет футбола, но и без клубов у них не будет работы. Нужно найти приемлемый баланс.
Ведущий профсоюз игроков - ФИФПро - не был представлен на переговорах в Брюсселе. По мнению его руководителей, нынешние договоренности дают преимущество клубам в ущерб интересам футболистов.
- Мы не признаем это соглашение, - заявил представитель ФИФПро Лоран Денис. - Это черный день для европейского спорта и футбола. На европейском уровне создана новая категория трудящихся - футболисты, которым не будет обеспечена равная с остальными социальная защита.
После детального изучения документа ФИФПро определится с дальнейшим планом действия. В частности, речь может идти об обращении в Европейский суд, в базирующийся в Страсбурге суд по правам человека. "У национальных судов вскоре будет много работы, - отметил Денис. - Мы верим в их независимость в отличие от Европейской комиссии, которая руководствовалась политическими интересами".