Газета Спорт-Экспресс № 58 (2551) от 15 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 марта 2001 | Бокс и ММА

БОКС

PR ПОДГОТОВКА

Любое большое сражение начинается с артподготовки. Нечто похожее со времен Мохаммеда Али происходит и в боксе.

В отличие от подготовки артиллерийской, в ходе PR-подготовки физического урона противнику нанести нельзя. Но подавить волю и тем самым обеспечить себе победу очень даже можно. Кроме того, на войну зрителей не зовут, а в боксе коммерческий успех боя зависит именно от того, как много людей захочет его посмотреть. Собственно, в этом и состоит главная задача PR-подготовки: привлечь зрителей, которые и составляют главный трофей боксеров, промоутеров и телеканалов. Чем больше трофеев, тем лучше. Ведь на ринге, как и на любом поле боя, люди в конечном счете дерутся за деньги. Ну и еще, разумеется, за честь и за славу. Впрочем, кому сегодня нужны честь и слава без денег?

Майк PR ТАЙСОН

PR-подготовка перед матчем Леннокс Льюис - Майк Тайсон, который, скорее всего, состоится через несколько месяцев, в общем и целом довольно типична. Хотя, конечно, есть и своя специфика. Связана она прежде всего с характером и обстоятельствами жизни одного из участников боя. Речь, конечно, не о Льюисе.

Льюис начал вызывать Железного Майка на бой с 13 ноября 1999 года - с того самого дня, как стал абсолютным чемпионом мира в тяжелом весе. В ответ Тайсон либо молчал, либо говорил, что пока к бою не готов. Один раз, правда, разразился такими угрозами в адрес детей Льюиса, что дал повод заподозрить себя в склонности не только к каннибализму, но и к педофилии. Но и этот элегантный пассаж Железный Майк завершил все тем же признанием: к бою с чемпионом пока не готов. Потренироваться еще надо. Однако время идет. Сколько же можно тренироваться?

Ситуация вышла на качественно новый уровень 11 ноября прошлого года, когда Льюис, не перенапрягаясь, победил Дэвида Туа, единственного, как полагали, соперника, который мог оказать ему какое-то сопротивление. После этого все взоры обратились к Тайсону, так как больше смотреть было просто не на кого. А он то ли решил изобразить Великого Немого, то ли погрузился в зимнюю спячку, но три месяца не говорил вообще ничего. Леннокс повторил вызов еще раз десять, а потом плюнул и стал вести переговоры о матче с известным тяжеловесом Хасимом Рахманом. И тут Спящий неожиданно проснулся. PR-подготовка началась.

Все агентства уже протрубили о том, что Льюис будет драться с Хасимом Рахманом в пригороде Йоханнесбурга 21 апреля, как вдруг Шелли Финкель, менеджер Тайсона, выступил с громогласным предложением отменить этот бой и в апреле провести встречу Льюис - Тайсон.

Все было сделано нарочито громко, а если прислушаться повнимательнее, то и по-хамски. Во-первых, никто не знал, заключил Льюис контракт на бой с Рахманом или нет. Если да - то отказаться от него можно, только выплатив огромную неустойку. Кроме того, Финкель позаботился составить свое предложение так, чтобы принять его было просто невозможно. Он, с одной стороны, проигнорировал тот факт, что Льюис и Тайсон связаны договорными обязательствами с разными телеканалами, НВО и Showtime, без соглашения между которыми этот бой вообще невозможен, а с другой - как-то между прочим сказал, что Тайсон будет драться с Льюисом именно на Showtime, а об НВО умолчал, как будто ни такого канала, ни контракта Леннокса с ним просто не существует. Ну и чтобы на всякий случай сделать свое предложение совсем уж непроходным, Финкель заявил, что о равенстве гонораров в этом бою не может быть и речи. Тайсон как более популярный боец должен получить значительно больше.

Если бы предполагаемым противником Тайсона был американец, местная пресса за такое предложение разорвала бы Финкеля вместе с Тайсоном на лоскуты. Но Льюис - британец, и это в корне меняет ситуацию. Однако чувствовалось, что журналистам как-то неудобно комментировать заявление Финкеля. С кем поведешься от того и наберешься. Вот и Финкель, вдоволь пообщавшись с Тайсоном, хватил через край.

Прежде всего, нельзя игнорировать НВО. Это еще никому ни добра, ни денег не принесло. НВО на сегодня - главный игрок на боксерском поле, подмявший под себя большинство когда-то всесильных промоутеров, и не замечать его просто вредно для здоровья. Кроме того, Джей Ларкин, исполнительный продюсер Showtime, страдающий комплексом младшего брата, уже многократно говорил о том, что его канал ни на какие уступки не пойдет и если бой Льюис - Тайсон вообще состоится, то только на Showtime. He стоило делать вид, что этого заявления Ларкина не было.

Наконец, не надо забывать и того, что на дворе уже не 1997, а 2001 год, и Тайсон давно уже не представляет собой такой большой ценности, как раньше. 28 июня 1997 года матч Холифилд - Тайсон номер 2 (тот самый, в котором Майк перепутал Эвандера с доберманом и решил подрезать ему уши) собрал на кабельном телевидении около 2 миллионов абонентов, что стало абсолютным рекордом (в Америке бои по кабельным каналам многие смотрят в барах, так что реальное число посмотревших тот или иной бой в прямом эфире нужно умножать чуть ли не на 10). А 20 октября 2000 года бой Тайсон - Голота, широко разрекламированный как встреча двух самых грязных бойцов (беспроигрышный ход для раскрутки матча), собрал всего около 450 тысяч абонентов (возможно, и эта цифра завышена) вместо ожидавшегося миллиона с лишним! Опросы зрителей, проведенные после матча, подтвердили то, о чем многие догадывались давно: публика хочет видеть только один бой Тайсона - с Ленноксом Льюисом. Любой другой может обернуться для организаторов катастрофическими убытками, особенно учитывая то, что Железный Майк отказывается выходить на ринг меньше, чем за 9 - 10 миллионов.

В общем, Шелли Финкель со своими заявлениями явно погорячился.

Леннокс PR ЛЬЮИС

В политике с некоторых пор вошли в моду "асимметричные ответы". Если перевести на язык единоборств, это когда в ответ на удар по физиономии не бьют по физиономии же, а лупят обидчика ногой по коленке. В боксе такая асимметрия невозможна, что сказывается и на деятельности менеджеров, работающих за пределами ринга. Вот и Эдриан Огун, помощник Фрэнка Мэлоуни, главного менеджера Льюиса, предпочел ответить коллеге вполне симметрично. Его контрпредложение по поводу организации боя Льюис - Тайсон было выдержано абсолютно в том же духе, что и заявление Финкеля, разве что чуть уступало в наглости. На первый взгляд, все вроде бы нормально: призовой фонд делят 50 на 50, хотя Льюис как чемпион мира мог бы потребовать и больше. В конце концов, так было все в том же матче Холифилд Тайсон: несмотря на сумасшедшую популярность Железного Майка, именно Эвандер получил больше, и это была надбавка за титул, а не за обкусанные уши.

Однако дальше предложение Огуна в целом повторяет Финкеля, но с обратным знаком: бой проводится на НВО, а Тайсон платит компенсацию Showtime из своего кармана. Разница, как видим, только в том, что Огун не стал делать вид, что телеканала Showtime не существует. Финкель в ответ на это заявление сказал, что у него создается впечатление, будто "Леннокс не хочет этого боя". Можно подумать, что его собственное предложение оставляло какое-то иное впечатление. В общем, переговоры вышли на уровень: "Ты меня боишься". - "Нет, это ты меня боишься".

Сколько времени враждующие стороны посвятят поиску ответа на вопрос, кто кого боится, неизвестно. Но, видимо, не слишком долго. Финкель уже сказал, что Showtime готов вести переговоры. Правда, стоят его слова недорого, но и без него ясно, что рано или поздно НВО и Showtime переговоры начнут. А вот что из этого получится - большой вопрос. Нельзя исключать возможность того, что они не договорятся.

Для этого есть по крайней мере одна очень серьезная причина. Showtime не так давно выплатил долги Тайсона, составлявшие 20 миллионов долларов, и это были не единственные затраты. Если Тайсон проиграет Льюису, а такой исход их поединка кажется все-таки более вероятным, его стоимость в боксерском бизнесе резко упадет, и ни о каких многомиллионных гонорарах говорить уже не придется.

При таких обстоятельствах Showtime вполне может занять непримиримую позицию, решив, что заработает больше на боях Тайсона с несколькими подставными "мешками", чем на бое с Льюисом. С другой стороны, стоимость Майка на боксерском ринге падает очень быстро, и за бои с "мешками" публика может просто ничего не заплатить. Так что, видимо, Джей Ларкин и его команда из Showtime в результате просто попытаются выторговать для себя абсолютный максимум, но не станут в своих требованиях выходить за рамки разумного.

ПОДГОТОВКА БЕЗ PR?

8 марта, в неведомый большинству стран мира международный российский женский день, Льюис и Тайсон неожиданно сделали совместное заявление, прозвучавшее для многих диссонансом со всем, что говорилось до сих пор.

"Мы оба сознаем, что публика с нетерпением ждет боя за чемпионский титул между нами, и мы оба хотим, чтобы этот бой состоялся, - говорилось в заявлении. Мы рады сообщить, что уже начаты переговоры между нашими представителями, цель которых в том, чтобы бой состоялся в этом году. Обе стороны обязуются приложить все силы к тому, чтобы переговоры увенчались успехом". И так далее в том же духе.

На самом деле ничего неожиданного в этом заявлении нет. Просто PR-подготовка вышла на новый этап, и теперь PR-составляющая будет постоянно уменьшаться, пока не исчезнет вовсе, когда боксеры выйдут на ринг. Какой PR во время боя?

Однако пока до этого далеко. Публика уже обработана как следует. Леннокс Льюис и Майк Тайсон свое слово сказали, но этого пока не сделали люди с куда менее громкими именами, но в данной ситуации гораздо более могущественные: уже упоминавшийся исполнительный продюсер Showtime Джей Ларкин и Росс Гринберг, ведающий боксом на НВО. Дело за ними. Скорее всего, они договорятся, но утверждать это со стопроцентной уверенностью может сейчас только человек совсем уж безответственный. Так что вся PR-подготовка еще может пойти насмарку, а вместе с ней рухнут и надежды любителей бокса.

И все же... Сомневаюсь, что пожелания миллионов болельщиков имеют хоть какое-то значение для хозяев НВО и Showtime. Но как-то не верится в то, что они упустят возможность сорвать такой колоссальный куш из-за какой-то гордости. В этом мире, если гордость нельзя купить за большие деньги, то за очень большие можно. Так что понадеемся на то, что жадность руководителей телеканалов окажется сильнее их же гордости.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ