Газета Спорт-Экспресс № 65 (2558) от 23 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 марта 2001 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛЕГИОНЕР

И ПРЕЗИДЕНТЫ ТРУДЯТСЯ
НЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ

Юрий НИКИФОРОВ.Коллеги, мой вам совет: по возможности старайтесь не задавать нашим легионерам риторических вопросов. Иначе вас ждут ответы такого же плана, что я получил от Валерия Карпина и Омари Тетрадзе пару дней назад в Тарасовке. "По-вашему, Никифоров, возвратившийся в сборную, усилил ее?" "Если откровенно, я вообще не понял, зачем его пригласили. Хотя в карты он играет неплохо, и нам такой партнер совсем не лишний", - заметил полузащитник "Сельты". Аналогичного мнения придерживался и защитник ПАОК: "Ну появилась в национальной команде одна вакансия - вот ее и заполнили..."

ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ"

Юрий НИКИФОРОВ

Родился 16 сентября 1970 года в Одессе. Защитник. Рост 188 см, вес 83 кг. Выступал за команды: "Черноморец" Од (1986-1988, 1990-1993), СКА Од (1987), "Динамо" К (1989), "Спартак" (1993-96), "Спортинг" Испания (1996-1998). С 1998 года - в ПСВ Голландия. В высшей лиге чемпионата СССР провел 48 матчей, забил 2 гола. Обладатель Кубка Украины 1992 года. В высшем дивизионе чемпионата России провел 85 матчей, забил 16 голов. Чемпион России 1993, 1994 и 1996 годов. Бронзовый призер-95. Обладатель Кубка России-94, финалист Кубка России-96. Чемпион Голландии 2000 года, бронзовый призер 1999 года. За сборную СССР/СНГ (1992) провел 4 матча. За сборную России (1993-1998, 2001) провел 41 матч, забил 6 голов. Участник чемпионата мира-94 и чемпионата Европы-96. Чемпион мира-87 и Европы-88 среди юношей. Бронзовый призер ЧЕ-87. Участник матча сборная России - сборная ФИФА, посвященного 100-летию российского футбола.

ЗАТЯНУВШИЙСЯ ПЕРЕРЫВ

Если бы Юрий Никифоров не был земляком Жванецкого и Карцева, я бы в жизни не посмел повторить ему слова, произнесенные в его адрес партнерами по сборной.

- Спасибо им за откровенность - правду за спиной, а не в глаза могут сказать только настоящие друзья, - тут же отреагировал Никифоров и рассмеялся.

- А если серьезно, сборная нуждалась в таком опытном либеро, как вы? - перевел я разговор на серьезный лад.

- Не мне об этом судить.

- Однако не каждого игрока тренеры национальной команды столь настойчиво убеждают вернуться в нее, как вас. Тем более после долгого перерыва.

- Перерыв действительно затянулся. Последний раз я выезжал со сборной еще при Бышовце в Исландию. Но не играл. Так же как и в Москве с французами - из-за травмы, полученной в ПСВ.

- С тех пор минуло почти два с половиной года. Вы следили за выступлениями сборной или полностью окунулись в голландский чемпионат?

- Да разве мне безразлична судьба команды, которой отдал столько лет и в которой продолжали выступать мои друзья - Цымбаларь, Онопко, Карпин?! А однажды, в начале лета 99-го, я даже приехал в Москву на "Динамо", где ребята в ответном матче встречались с исландцами. А до этого, после победы в Ереване над армянами, мне позвонил Романцев: мол, не валяй дурака - мы же не первый день знаем друг друга. Но я объяснил Иванычу что, во-первых, у меня проблемы в клубе, куда пришел новый тренер, и мне надо закрепиться в составе. Во-вторых, честно сказал, что не слишком верю, что мы после трех поражений кряду пробьемся в финальную часть Евро-2000. И в-третьих, сомневаюсь, что меня в случае неудачи в отборочном турнире в 30 с лишним лет оставят в сборной, чтобы побороться за путевку на чемпионат мира. В общем, пожелал удачи Романцеву, а он мне. На том и расстались.

- Казалось бы, в тот день была поставлена точка в вашей истории со сборной. Но, насколько мне известно, Онопко с Карпиным, которые побывали у вас в гостях в конце декабря прошлого года, говорили о том, что обстановка в сборной изменилась к лучшему. Так что же мешало воссоединиться с друзьями-партнерами?

- Во-первых, я публично заявил, что в сборную не вернусь. Но главное, у меня в душе по-прежнему оставался неприятный осадок от того, как со мной поступили. И когда Романцев с Гершковичем поочередно звонили мне, не стал скрывать, что наступить на горло собственной песне мне будет тяжело. И тогда Романцев привел пример из своей биографии.

ВРЕМЯ ЛЕЧИТ

- А разве он когда-нибудь отказывался играть за сборную?

- Играть - нет. Но после Евро-96 он во всеуслышание заявил, что в сборную больше не вернется.

- Точно. И в 98-м, когда мы попали в одну отборочную группу чемпионата мира-2000 с французами, украинцами и исландцами, подтвердил это.

- Но Иваныч вскоре тем не менее возглавил сборную, поскольку, по его словам, ничто так не лечит, как время. Вроде если его народ понял, то и меня поймут. Не унимались и Онопко, и Карпин, который, кстати, по уважительной, на мой взгляд, причине тоже покидал сборную и снова вернулся в нее. Словом, мы посоветовались с женой, и я отправился на матч в Грецию.

- Что еще, кроме разговоров с Романцевым, Гершковичем, Онопко, Карпиным и женой, предопределило ваше решение?

- В июле 2002 года у меня истекает срок контракта с ПСВ, а выступление за сборную повышает мой рейтинг. Таким образом, увеличиваются шансы на подписание нового контракта, причем более выгодного.

- В клубе, где вы сегодня являетесь одним из ведущих игроков, знали о ваших проблемах со сборной?

- Знали. И до тех пор, пока я не разъяснил свою позицию руководству клуба и футболистам, в Эйндховене удивлялись. Когда же в ПСВ узнали, что собираюсь на матч в Салоники, то пожелали мне счастливого пути.

- Неужели для клуба так важно, что футболист выступает за национальную команду?

- Да. В любой стране к легионеру, играющему в сборной, совершенно иное отношение. А, например, в Англии даже рабочую визу не получишь, если за последние два года не провел 75 процентов матчей за национальную команду.

- В Голландии не столь суровые законы, как на Туманном Альбионе...

- Слава Богу. Здесь даже нет лимита на игроков из Восточной Европы.

- Выходит, в ПСВ одновременно могут выйти на поле Никифоров и еще десять русских?

- Теоретически - да. Практически - вряд ли.

- Тем не менее, насколько мне известно, вы хотите последовать примеру Карпина и Шевченко и получить гражданство ЕС?

- Да, но в суд по этому поводу обращаться не собираюсь. Дело в том, что если ПСВ продлит со мной контракт, как раз в 2003 году исполнится пять лет моего пребывания в Голландии, а значит, у меня появится возможность стать полноправным гражданином этой страны.

- По-моему, если бы сегодня ПСВ предстояло продлить контракт с вами, его руководство сделало бы это незамедлительно.

- Не знаю. Могу лишь отметить, что я игрок основного состава команды, которая лидирует в чемпионате Голландии, опережая "Фейеноорд" на 4 очка, "Аякс" - на 10, и вышла в полуфинал Кубка страны, где встретится с "Херенвеном". Кстати, за него до недавнего времени очень прилично играл и много забивал бывший спартаковец Валерий Попович. Видел даже плакаты болельщиков: "Поповича - в сборную Голландии!". Но по каким-то причинам, скорее всего клубы не договорились между собой о сумме трансфера, он вернулся в Финляндию, куда в начале 90-х уехал из Москвы.

- А виделись ли вы с Игорем Корнеевым, одним из тех, кто около десяти лет назад в составе ЦСКА стал последним чемпионом СССР?

- Да, перед отъездом в Грецию мы как раз встречались с "Фейеноордом", от которого на тот момент отставали на очко. Но выиграли и вышли вперед. Что касается Корнеева, то в "Фейеноорде" он заметная фигура. Фактически вся атакующая игра строится через него. И угловые, и штрафные тоже выполняет Корнеев. И делает это мастерски.

- Роль Корнеева схожа с той, которую играет в "Сельте" Мостовой?

- Пожалуй, они оба свободные художники. Хотя кое-какие различия в их функциях наблюдаются.

- Однако, похоже, не Корнеев и его "Фейеноорд" будут праздновать победу в первенстве Голландии, а, как и год назад, Никифоров и его ПСВ. В чем же секрет клуба, главный спонсор которого - "Филипс" - считает, что надо стремиться изменить жизнь к лучшему?

- В том, что и мы стараемся следовать этому лозунгу. К слову, дисциплина в ПСВ и в быту, и игровая - на высочайшем уровне. А примером для нас всех является бельгиец Эрик Геретс, тренер команды. Образованный, грамотный специалист. К тому же весьма удачливый человек. А это в его профессии не последнее дело.

Я КУПЛЮ ТЕБЕ БИЛЕТ В МОСКВУ!

- Но вы, если мне не изменяет память, не сразу нашли с Геретсом общий язык?

- К сожалению, нет. Первые полсезона мне казалось, что новый тренер ко мне придирается. Во время одного домашнего матча, когда мы вели в счете 7:0, я сделал две неточные передачи метров на 70, он подбежал к бровке и, размахивая руками, закричал: "Ники! Ники!" Дескать, что ты делаешь? Потом, на следующий день в преддверии матча Лиги чемпионов с "Рейнджерс", мы говорили с Геретсом на повышенных тонах, и меня особенно ранила его заключительная фраза: "Я куплю тебе билет в Москву!"

- В ту пору вы уже настолько овладели голландским, чтобы понять слова Геретса?

- Понял общий смысл фразы по словам - "билет" и "Москва". А остальное мне перевел на испанский наш пресс-атташе чилиец Педро Саласар. Вскоре Геретс вызвал меня, Диму Хохлова и румына Овидиу Стингу на разговор по душам, и я, в частности, для себя выяснил, чем недоволен тренер, а он, в свою очередь, что беспокоит меня. В итоге мы поняли друг друга, и все обиды были забыты.

- Так какая же все-таки черная кошка пробежала между вами?

- Как-то раз, еще перед началом сезона, представитель клуба заявил мне в категорической форме: "К нам приходит Геретс, который в отличие от Робсона не видит тебя в команде". Мне бы спросить самого Геретса, но я не сделал этого, посчитав, что дыма без огня не бывает. Каково же было мое удивление, когда во время того самого откровенного разговора Геретс сказал, что ничего подобного в мой адрес не говорил. Больше проблем с тренером у меня, к счастью, не возникало.

ГЛАВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ - ЮГОСЛАВЫ

- Надеюсь, не возникнет и в сборной. На ваш взгляд, атмосфера в ней действительно стала иной?

- Похоже, да. Но чтобы сделать окончательные выводы, двух сборов маловато.

- Сегодня вы защищаете честь страны не только из патриотических чувств, но и, вероятно, потому, что уверены: в случае успеха ваш труд будет по достоинству оценен руководством РФС.

- Вы правы. И это тоже сыграло свою роль в моем возвращении в сборную. Я приехал выполнять свою работу, а за нее, как и за любую другую, надо платить. Не сомневаюсь, что президенты стран тоже трудятся не на общественных началах.

- Я не политический обозреватель и не берусь судить о качестве работы нашего Президента, но российская сборная в первых двух матчах отборочного турнира чемпионата мира2002 потрудилась на славу и...

- ... получила на старте шесть важных очков. Если мы сейчас выиграем у Словении и Фарер, все будет решаться в апрельском матче с Югославией.

- Ни для кого не секрет, что у югославов перемены в федерации, новый тренер сборной и - что нам еще на руку - заметные изменения в составе.

- Это все досужие разговоры. В футбол сегодня научились играть все. И фарерцы в том числе. А югославы как были нашими главными конкурентами, так на сегодняшний день ими и остаются.

- Но прежде чем встретиться в Белграде с Югославией, в субботу в Лужниках надо одолеть словенцев.

- Надо. Хотя наша игра построена на коротком и среднем пасе, а поле - тяжелое и вязкое - заставит прибегать к длинным.

Что ж, вот когда пригодится опыт, полученный в Голландии центральным защитником ПСВ. Ведь после передач российского легионера на 70 метров его тренер давно уже не выбегает к кромке поля, не размахивает руками и не кричит "Ники!" "Ники!". Настолько давно, что Геретс подобную сцену нынче вряд ли уже и припомнит.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ