ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион |
ЗА ДЕНЬГИ СОВЕСТЬ НЕ КУПИШЬ!
Эдуард Шкловский и Сергей Хусаинов - фигуры в отечественном футболе заметные. В разные годы они возглавляли соответственно Ассоциацию футбольных арбитров и Коллегию футбольных судей. И у каждого из них свой взгляд на проблему.
Эдуард ШКЛОВСКИЙ
Разговоры о значительном увеличении гонораров арбитрам идут в последнее время все активнее. Речь заходит уже о таких суммах, что у меня складывается ощущение: наступает, что называется, кризис жанра. Ведь очевидно: совесть человека нельзя купить. Разве для того, чтобы судья был честным, ему нужно платить больше? Оплата должна быть адекватна затраченным усилиям и не достигать гипертрофированных размеров. Да и кто определил, что объективность главного арбитра стоит 3 тысячи долларов, а не 15, например? Увеличение гонораров, которые и без того высоки, не приведет к повышению качества работы. Кроме того, не кажется ли вам, что подобным образом официально подтверждается существование взяточничества в судействе? Раз так, то причину следует искать не в тех, кто берет, а в тех, кто дает, - то есть в самих клубах.
Если бы все в футболе было так просто... Поднял зарплату судье до 2 тысяч долларов - число ошибок вдвое уменьшилось, поднял до 10 тысяч - их вовсе не стало. Зачем тогда вообще чемпионат проводить? Проще было бы собраться президентам клубов, сравнить бюджеты и расставить команды в зависимости от объявленных цифр! По-моему, мы до ручки дошли, если пытаемся решить наболевшую проблему исключительно с помощью денег. Ведь если человек гнилой, сколько ему не плати, он гнилым и останется! Таких людей изначально нельзя допускать к свистку. А для этого должна существовать стройная система отбора кадров.
Проблема должна решаться комплексно. А как это сделать, когда нет главного судейского органа - коллегии? Остался лишь непонятно чем занимающийся судейский комитет, который входит в структуру РФС. Отсутствует таким образом нормальная организация дела.
Если гонорары арбитрам повысят до объявленных сумм, за 240 матчей чемпионата им придется выплатить более миллиона долларов. Да отдайте хотя бы пятую часть этих денег на более важное - создание нормальной системы подготовки судей! Нам для организации центра подготовки арбитров не удалось найти 30 тысяч долларов, а вокруг, оказывается, сотни тысяч условных единиц гуляют!
Спонтанные сборы, проводимые в последние годы, почти ничего не дают. Да еще отсутствует преподавательский корпус. А зачем судьям, завершившим карьеру, заниматься педагогикой, если этот труд не будет достойно оплачиваться?
Александр БОБРОВ
Сергей ХУСАИНОВ
В нынешней ситуации трудно требовать высокого качества судейства. Прежде всего это связано с отсутствием системы подготовки, существовавшей прежде. Сейчас на предсезонных семинарах проверяется лишь физическая подготовка арбитров - они сдают тесты ФИФА - да еще просматриваются видеосюжеты для выработки единой трактовки моментов. Таким образом, в подготовке футболистов и судей налицо большая разница. Между тем понятие "весенний футбол" для арбитров недопустимо: они с самого начала сезона должны давать качественный продукт. Я с 98-го года призывал клубы вкладывать средства именно в подготовку арбитров, но...
Второй аспект проблемы - отсутствие должной организации дела. Коллегии футбольных судей больше не существует, а отдел судейства в рамках РФС не способен решить вопросы подготовки кадров. Нужны квалифицированные инструкторы: ведь молодым рефери - Сухине, Тюмину или Ключникову, в адрес которых раздавалось немало критики, тяжело сразу выйти на высокий уровень. А подсказать, дать правильный совет просто некому.
Третий важный момент - финансирование. Два года назад, когда я еще возглавлял КФС, мы провели встречу судей с представителями клубов высшего и первого дивизионов. Мы концентрировали внимание на увеличении финансирования судейского корпуса, обосновывая это необходимостью затрат арбитрами немалых денег на поддержание формы в ходе сезона. Тогда мы понимания не нашли, хотя и я, и руководитель инспекторского корпуса Алексей Спирин категорически отказались ставить подписи на договоре между РФС и ПФЛ на 1999 год. Отрадно, что клубы сейчас все же пришли к этому, но на сиюминутный результат они рассчитывать не должны.
Четвертое. Руководство судейским корпусом, по сути, полностью перешло к ПФЛ. Клубы, выделяя средства на судейство, справедливо требуют от него высокого качества. Но просто нейтральный и хорошо подготовленный профессионально арбитр кое-кого уже не устраивает: некоторые участники чемпионата начинают требовать себе еще и удобных судей. И где, например, гарантия, что руководство ЦСКА не поднимет вопрос о якобы профнепригодности Андрея Бутенко, на хорошем уровне проведшего недавний матч армейцев со "Спартаком". При таком диктате со стороны клубов арбитры впадают в растерянность: иным даже предлагают отказаться от обслуживания матча под вымышленными предлогами. А пять клубов, которые стали инициаторами повышения гонораров арбитрам, так или иначе вынуждают судей проявлять к ним максимум симпатий.
И последнее. Уничтожив КФС как организацию, руководство РФС попросту совершило предательство по отношению к судейскому корпусу. Это обидно, ведь уважаемый мною как специалист Вячеслав Колосков прекрасно знает о циркулярном письме ФИФА, вице-президентом которой он является, запрещающем футбольным лигам контролировать судейство. Но поскольку КФС уже нет, действия ПФЛ представляются вполне логичными. Не удивлюсь, если летом Лига пойдет еще дальше и создаст институт профессиональных судей.
Александр БОБРОВ