ХОККЕЙ |
Месяц назад общественный совет по поддержке и развитию российского хоккея передал на рассмотрение правительства конкретные предложения, направленные на возрождение популярной игры. У себя в области глава совета, он же ярославский губернатор и заядлый хоккейный болельщик, занимается этим давно и небезуспешно.
Анатолий ЛИСИЦЫН
СЧАСТЬЕ - ЭТО СИСТЕМА,
КОТОРУЮ НЕЛЬЗЯ РАЗРУШИТЬ
Почти тысячу лет назад князь Ярослав Мудрый шел на стрелку. Нет, никто ее ростовскому владыке не "забивал". Стрелка - это место, где река Которосль вливается в Волгу. Однако без криминала все же не обошлось. Злые язычники, которые чихать хотели на вельможную мудрость, выпустили навстречу князю Топтыгина. Завязалась кровавая битва. В итоге медведь был зарублен секирой, а на Стрелке появилось сторожевое поселение. Так, согласно легенде, был основан город Ярославль, на гербе которого - медведь и секира.
Потомки древних русичей сумели перенять у своих праотцов силу, ловкость, стремление к победе. А их правители - мудрость. И потому 640-тысячный город гордится сегодня не только тем, что перед зданием областной администрации вместо памятника Ленину (которого, не поверите, там никогда и не было!) стоит храм. Не только своей знаменитой авторезиной - "ярославкой", не имеющей аналогов в мире по соотношению "цена - качество". И не только гигантским нефтеперерабатывающим заводом и душевным "Ярпивом". Но и хоккейным "Локомотивом", футбольным "Шинником" и волейбольным "Нефтяником". Футболисты в 1997-м сумели взобраться на 4-е место в России и изо всех сил вновь рвутся в элиту. Два других коллектива и вовсе с завидным постоянством штурмуют пьедесталы.
ДИЛЕММЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Вряд ли спортивный прорыв был бы возможен без участия первого лица области - Анатолия Лисицына. Впрочем, слово "участие" не совсем верно отражает деятельность губернатора. Свои команды он любит, пестует, вдохновляет и, наконец, болеет за них.
Помимо Ярославской области Лисицын возглавляет межрегиональную ассоциацию "Центральная Россия" и Всероссийский общественный совет по поддержке и развитию российского хоккея. Естественно, он еще и член Совета Федерации. Но ни одна из губернаторских забот не мешает ему и чемпионат мира по хоккею посетить, и матчи "Шинника" - зачастую даже выездные.
- Нет ли противоречия между стремлением сохранить в области большой спорт и обязанностью выплачивать пенсии, зарплаты, решать другие социальные проблемы? - с этого вопроса началась наша беседа.
- Вы знаете, две такие трудносовместимые на первый взгляд вещи уживаются между собой. Происходит это, когда существует четкая социальная политика, где спорту отведена отдельная ниша. Когда население понимает: без спорта общество неполноценно. В Ярославле никогда не скрывали стремления удержать спортивные традиции, заложенные в прежние времена. И люди поддерживают власть в этом вопросе. В 1994 году мы провели социологический опрос: строить нам современный дворец спорта или нет. 64 процента высказались "за". Правда, с оговоркой: использовать лучше привлеченные со стороны средства. Что мы и сделали.
В соседних областях, Ивановской и Костромской, нет ведущих по российским меркам команд. Там люди привыкли к существующему положению вещей. Чтобы приобщиться к большому спорту, садятся в автобусы и едут болеть в наши края. А ярославцы знают: спорт - неотъемлемая часть их жизни. И верят: так будет всегда.
- Неужели нет оппозиции, призывающей вас потратить "спортивные" деньги на социальные нужды?
- Как без нее? Бывают отдельные проявления недовольства, но они гаснут в желании большинства ярославцев дружить со спортом. Кроме того, передо мной ни разу не вставала дилемма: или прекратить финансирование команд, или лишить денег пенсионеров. Так уж получилось, что хватало на все. И здесь кроется очень важный момент: инвесторы видят, что отношение к спорту в области основательное, и не боятся вкладывать деньги! Семь лет назад бюджеты ярославских клубов на 78 процентов формировались государственными дотациями. Теперь - на 22 процента. Даем "Локомотиву" и "Шиннику" по 25 миллионов рублей, хотя их бюджеты - почти одинаковые - измеряются миллионами долларов. Вот она - действенность государственного подхода. А иначе нельзя. Ведь массовый спорт, как ни крути, мы уже потеряли. С 1946-го по 1990 год была система и был результат - 22 победы на мировых хоккейных первенствах. Вот он - рейтинг, имидж и престиж России. А в последние десять лет все развалилось.
ОТНЯЛИ ПРАЗДНИК
- Кто входит в общественный совет по поддержке и развитию российского хоккея, который вы возглавляете?
- Омский губернатор Леонид Полежаев, председатель госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, генеральный директор Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников, руководитель "Авто-ВАЗа" Алексей Николаев, известные хоккейные люди Виктор Тихонов, Владимир Юрзинов, Владислав Третьяк, Борис Майоров, другие государственные и спортивные деятели.
- Этой организации по силам реально изменить ситуацию в нашем хоккее?
- Думаю, да. До сих пор никто из тех, кто отвечает за российский хоккей, не предложил программу выхода из кризиса. А мы это сделали. Примерно месяц назад документ, предлагающий конкретные меры для спасения хоккея, передан на рассмотрение правительству. Там сказано, что без поддержки государства этот вид спорта не выживет. Наша сборная в конце апреля едет на чемпионат мира. Трансляции оттуда будет вести ТВЦ, охватывающий лишь 50 процентов территорий, где развит хоккей. Разве это господдержка? Нам надо возрождать детский и юношеский хоккей. Пускай профессиональные клубы содержатся за счет меценатов и негосударственных вложений. Но молодежь... Словом, настала пора действовать правительству и спортивному руководству страны. Странно только, что ни хоккейная лига, ни министерство спорта времен Иванюженкова не предложили подобной программы раньше.
- Вы поедете на чемпионат мира в Германию?
- Обязательно. Стараюсь не пропускать крупные хоккейные турниры, да и на недавнем футбольном матче "Химки" - "Шинник" удалось побывать.
- Вы импульсивный болельщик?
- Вообще-то я человек спокойный. Но на хоккее не стесняюсь выплескивать эмоции, потому что люблю этот вид спорта.
- Больше, чем футбол?
- Пожалуй, да. Хоккей, на мой взгляд, игра более живая и увлекательная. Хотя на футболе и волейболе - мужском и женском - болею так же горячо.
- Прошлогодний хоккейный форум в Санкт-Петербурге вряд ли доставил вам удовольствие.
- Причем по двум причинам сразу. Первая - провал нашей команды. Вторая - серьезная политическая ошибка, из-за которой чемпионат был проведен не в двух городах, Ярославле и Питере, а в одном. Разве можно было упускать возможность подарить провинции такой праздник? В результате наш дворец строится до сих пор, а питерское сооружение по назначению почти не используется. Потому что серьезный хоккей практически ушел из Северной столицы. Сумеют ли там вернуть СКА былой авторитет - неизвестно.
ДВОРЕЦ
Мне довелось побывать на строительстве знаменитого ярославского дворца. Представитель заказчика, маленький человек с радостным огнем в глазах, поведал массу интересного.
Первый камень будущего шедевра архитектуры был заложен в июле 1998-го - московская мэрия дала в кредит 10 миллионов долларов. Сдача запланирована на сентябрь 2001-го. Строят финны, хотя многие стройматериалы свои, ярославские. Проверка качества - жесточайшая. Половина не отличимых на глаз кирпичей бракуется. Снаружи - камень и тонированное суперстекло толщиной чуть ли не в сантиметр. Вокруг парковки на тысячу автомобилей, словно в каком-нибудь Финиксе. Общая стоимость строительства - около 70 миллионов долларов.
На стройплощадке чисто, тепло и сухо. Незримой тенью сопровождают нас меланхоличный подрядчик-финн и его переводчица в одинаковых белых касках. Вопрос - переводит, ответ - переводит, сказал, что постою покурю, - переводит. Закурил и финн, а потом таскал с собою полчаса потухший окурок. Не выкидывал - урну искал. На стройплощадке!
Чуть ли не в каждой фразе радостного человека - плохо скрываемая ревность к питерскому дворцу-конкуренту.
- У них, конечно, вместимость побольше. Но нам много не нужно - 9100 для хоккея за глаза хватит. За 10 - 15 часов арена легко трансформируется в зал для концертов и игровых видов спорта. А бетон? Это ж не бетон, это песня! Нет, вы потрогайте. Гладко? Наш, ярославский бетончик-то. В Питере колонны шпаклевали, а у нас шлифовали. Под потолком будет восьмигранный проекционный крутящийся экран, как в НХЛ. Вот тут - комната, где детей можно с воспитателями оставлять на время матчей. Там - въезд для инвалидов, им 40 мест отведено у самой площадки и 5 туалетов специальных. В сторонке - бар для курящих, а по периметру - 32 застекленные ложи. Делаешь заказ, приходишь - внутри стол накрыт, холодильник, официант наготове. В Питере, правда,70 лож сделано, но у нас совсем другое качество работ и материалов. Нас если и можно с кем сравнить, так только с хельсинским "Хартваллом".
- Ярославлю не дали чемпионат, потому что не было дворца, или вы не смогли достроить дворец, потому что у вас отняли чемпионат? - продолжаю расспрашивать Лисицына.
- На деле все проще и одновременно сложнее. Был такой странный министр спорта - Борис Иванюженков. На строительстве не бывал, доверился своим консультантам, возводившим подольский дворец, и убедил президента Путина, только-только пришедшего к власти, что стройка к чемпионату завершена не будет. Валентина Матвиенко настаивала на первоначальных планах: в Питере - реконструкция двух арен, у нас - строительство новой. Однако с приходом Иванюженкова она категорически отказалась курировать спорт, чем без особого успеха занимался Виктор Христенко. Сейчас все нормализовалось. Путин и Касьянов были на строительстве и дали добро на его завершение. Финансирование взяло на себя МПС - на 80 процентов дворец будет принадлежать этому ведомству. Хотя тренироваться в нем будут наши ярославские мальчишки. Более того, хотим сделать Ярославль центром подготовки российских сборных. Ведь совсем недавно город обзавелся и международным аэропортом.
КРАСОТА ХОККЕЯ - В РЕЗУЛЬТАТЕ
- Как вам удалось попасть в счастливую тройку главных для шефа МПС Николая Аксененко "Локомотивов"?
- Хм, удалось... Я сам подготовил эту ситуацию, потому что понимал: за спонсорством команды последует строительство дворца. Полгода министра уговаривал... Теперь хоккейный Ярославль представляет все 17 железных дорог России.
- Чего не хватило "Локомотиву", чтобы выиграть чемпионат?
- Мы считаем, что команда должна формироваться не только из маститых, но и из молодых хоккеистов. В этом плане у нас все в порядке. Но с комплектацией все же немножко ошиблись. Да и Воробьев перегорел. Задача стать первыми не снимается - будем работать дальше, пригласим звезд. Ждем победы в первой лиге и от "Шинника".
- Петр Воробьев освобожден от руководства молодежной сборной. Не считаете, что приток талантливой молодежи в "Локомотив" в связи с этим уменьшится?
- Воробьева отстранили зря - он умеет работать с молодыми. И я не согласен с тем, что тренер зазывал таланты в обмен на приглашение в сборную. Наша молодежь - воспитанники ярославского интерната. А туда мальчишки и впрямь приезжают со всего бывшего Союза.
- "Локомотив" поругивают за не очень красивый хоккей...
- Спорт - штука рациональная. Не может быть некрасивого хоккея, если он результативен.
- Каковы ваши личные успехи в спорте?
- Я мастер спорта по лыжным гонкам, в молодости бегал 30 и 50 километров.
- Ваш коллега, губернатор Воронежской области, в телеинтервью признался, что руководство "Факела" просило его добавить денег "на работу с судьями". У вас таких проблем не возникало?
- Слава Богу, нет. Но допускаю, что судейская проблема существует. Наверное, есть смысл хорошо платить арбитрам, а на решающие матчи приглашать иностранных рефери.
- Для "Шинника", "Нефтяника" и "Локомотива" вы руководитель или высокопоставленный болельщик?
- Я - человек, который нашел деньги, с которым советуются первые лица клубов и который может не заниматься текучкой, а превратиться на трибуне в простого болельщика. В прошлом году меня спросили: "Что для вас спортивное счастье?" И я ответил: счастье - это созданная в ярославском спорте система, которая работает и которую нельзя разрушить. Сейчас я очень близок к своему спортивному счастью.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
Ярославль - Москва |