Газета Спорт-Экспресс № 98 (2591) от 3 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 мая 2001 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

52-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Пятый этап. ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ

Невероятной оказалась концовка пятого в нынешнем сезоне "Большого приза". Всего за 5 поворотов до финиша лидер, двукратный чемпион мира Мика Хаккинен на "Макларене", вынужден был сойти. В итоге 10 очков и единоличное лидерство в общем зачете достались трехкратному чемпиону мира Михаэлю Шумахеру на "Феррари". Деливший с ним первенство пилот "Макларена" Дэвид Култхард, из-за неполадок вынужденный стартовать последним, в итоге занял 5-е место.

Лина ХОЛИНА

из Барселоны

Минувший уик-энд вызвал у меня множество эмоций. Началось с простого любопытства по поводу того, как команды справятся с введением нового технического регламента. Закончилось же полным смятением чувств на последних секундах гонки. И я, честно говоря, даже рада тому, что наши майские каникулы позволили хоть немного обдумать случившееся. И третью в сезоне победу Михаэля Шумахера, принесшую ему лидерство в чемпионате-2001, и внутренний конфликт в "Макларене", вместо возможного дубля получившего в Испании всего 2 очка.

"СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ПО-ИСПАНСКИ

Все драматические события гонки и последующих часов касались одной команды "Макларена". Именно ее пилоты были непосредственными участниками и главными исполнителями ключевых моментов испанского "Гран-при". Наблюдая за происходящим, я пришла к выводу, что 10-й "Гран-при Испании" может стать в сезоне переломным. Переломным в психологическом плане для пилотов команды, на протяжении последних лет находящейся на самой вершине "Формулы-1".

Когда в воскресенье я увидела гостей "Макларена", а были ими суперзвезды Голливуда Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс, то подумала: "Солнечная погода, праздничная обстановка, всеобщее внимание, пять минут на телеэкране - что еще может ожидать от этого визита в Испанию звездная пара?" И ошиблась - сценарию Барселоны-2001 мог позавидовать любой мастер режиссуры! Ценность маклареновской драмы в том, что экранные герои живут придуманной чьим-то воображением жизнью, здесь же героями играла сама жизнь. И, честно говоря, до сих пор пребываю в недоумении: почему в паддоке "Формулы-1" в воскресный день не было Криса Картера, ведь испанские события скорее напоминают серию из "Секретных материалов", а не банальную голливудскую драму.

Старт на прогревочный круг представляет собой довольно ординарную процедуру и несравним с "горячим" стартом гонки. Однако бывает, что уже в этот момент Фортуна поворачивается к кому-то спиной. И тогда все усилия предыдущих дней идут прахом - стартовать приходится не с кровью и потом завоеванной позиции, а с дальнего конца прямой. Накануне после квалификации Дэвид Култхард, сам того не зная, произнес роковую фразу: "Никто из нас не знает, как сработает на старте электроника. Система "сырая", и очень может быть, что на прямой останется стоять полпелотона". И надо же было такому случиться, что именно Култхард не смог стартовать на прогревочный круг! Последующие 65 кругов в исполнении шотландца наверняка войдут в историю "Формулы-1", но 5-е место и два очка, полученные такой невероятной ценой, сейчас вряд ли радуют его слишком сильно.

Единственным оппонентом обладателя поула Михаэля Шумахера оказался Мика Хаккинен - и вся гонка превратилась в их противостояние. Победителем из которого вышел финн. Решающим оказался второй пит-стоп. "Феррари" пригласила немца в боксы на 45-м круге гонки, "Макларен" же максимально оттягивал эту процедуру - на табло для Мики постоянно выбрасывалась надпись "Push" ("Дави!"). И когда через семь кругов финн залетел-таки в боксы, его преимущество над Шумахером составляло уже 26,6 секунды, чего оказалось достаточно для того, чтобы выскочить на трассу впереди Михаэля. В этот момент судьба гонки была решена - никто ни в паддоках, ни в пресс-центре не сомневался, что финн едет прямиком к четвертой подряд победе на испанском "Гран-при".

Но два последних круга все поставили с ног на голову. Шумахер начал стремительно терять скорость. Сначала это особых подозрений не вызвало: близился финиш, все соперники во главе с Монтойей отставали на круг, а на прожорливой испанской трассе не грех поберечь резину. Но за минуту немец пропустил вперед себя семерых, отстававших на круг, соперников! Однако как следует переварить таинственную "театральную" паузу Шумахера пресс-центр не успел: на технических мониторах возникла картинка из машины Хаккинена. И на ней было отчетливо видно, что "Макларен" останавливается! До финишной черты оставалось два километра, всего два - ничто по сравнению с 305, оставшимися за спиной, но протянуть эти два оказалось гораздо сложнее, чем пронестись на бешеной скорости 305. Нет, не сложно - невозможно. И финн припарковал "Макларен" на обочине, а до боксов доехал, сидя верхом на машине Култхарда. В боксах, где еще пару минут назад готовились разливать по бокалам победное шампанское, финну устроили овацию. Каждый пытался что-то сказать в утешение. Увы, никто не мог вернуть его "Макларен" на трассу.

Когда прошел первый шок от увиденного и люди смогли начать хоть что-то анализировать, мне и пришли на ум "Секретные материалы". Не потому, что болиды "Формулы-1" выходят из строя на последнем круге. Это редкость, но не диковинность. Просто в тот день в одну минуту сошлось несколько вполне банальных обстоятельств, вкупе и давших гонке невероятный результат. Ведь если бы из-за проблем с резиной (это выяснилось позже) Михаэль за круг до финиша не пропустил вперед себя семерых круговых, Хаккинен, даже несмотря на сход, остался бы вторым! Ведь к началу 64-го круга два лидера опережали остальных на круг, а гонка, по правилам, заканчивается тогда, когда финиширует лидер. Но Михаэль уступил дорогу Монтойе, Вильневу, Трулли, Култхарду, Хайдфельду, Панису и Райкконену, и все они на финише оказались выше финна. Такие вот "Секретные материалы"...

А что творилось в паддоке после финиша! Пресса, чуть очухавшись, моментально ринулась к боксам "Макларена". Оно и понятно: победители "Гран-при" и пресс-конференцию дадут, да и говорить будут с большей охотой, а вот неудачники... Словом, толпа возле серых автобусов "Макларена" была чуть ли не больше, чем если бы Хаккинен с Култхардом вполне благополучно выиграли эту гонку.

Первые комментарии дал Култхард: "Я привел в готовность все новые электронные системы, предназначенные для процедуры старта, за несколько секунд до сигнала светофора. И все работало нормально как раз до того момента, когда надо было нажать на педаль газа. Катастрофа - я сидел в машине и не мог сдвинуться, а все остальные уезжали вперед. Посмотрел на инженеров и увидел шок на их лицах - машина, которая не могла заглохнуть ни при каких обстоятельствах, заглохла! В первый момент возникло яростное желание вытолкать машину в гравий и отправиться домой.

Мы уже несколько раз просмотрели данные телеметрии, но до сих пор не понимаем всего до конца. Я все-таки стартовал, но с последней линии. Как следствие, был вовлечен в аварию на первом же круге, в результате оказалось повреждено днище и носовой обтекатель. Так что только после возвращения в боксы и решения всех технических проблем я смог вернуться на трассу и начать догонять остальных".

Сложнее было с Хаккиненом. Надо отдать должное мужеству финна - он не прятался, выходил на публику, но поначалу говорить мог только по-фински. С ним такое бывает: в самые сложные или радостные момент он, кажется, забывает, что все ждут от него слов на английском.

Однако позже он все-таки взял себя в руки: "Очень расстроен. Не только за себя, но и за всю команду. Не могу поверить в то, что произошло, ведь мы были так уверены в машине. Но в какой-то момент "Макларен" оказался как будто в обмороке: какую бы скорость ни пытался включить, все было бесполезно. В этот момент я как раз въезжал на холм, и не было никакой возможности заставить машину доехать до финиша. Вообще-то очень сложно описать, что я чувствовал тогда и что чувствую теперь. Не думаю, что сейчас могу сказать что-то большее. Возможно позже, когда все уляжется".

И в самом деле - часа через полтора, поддавшись желанию окружающих, жаждавших услышать подробности и разделить постигшую финна катастрофу, Хаккинен признался: "Я наслаждался этой гонкой и тем, как работала машина! И думал о том, что все неприятности сезона наконец-то остались позади. В какой-то момент даже мелькнула мысль: "Выигрываю испанский "Гран-при" в четвертый раз подряд!". И тут же - другая: "Такого не может случиться, это слишком прекрасно, чтобы быть правдой". В ту же секунду ситуация вышла из-под контроля. Внезапно "Макларен" по собственной воле начал агрессивно ускоряться - меня чуть не развернуло! Затем - тишина. Возможно, если бы подобное произошло не на подъеме, а на спуске за пару поворотов до финиша, мне бы удалось дотянуть. Но я был слишком далеко".

СКАНДАЛ В БЛАГОРОДНОМ СЕМЕЙСТВЕ

Масла в огонь внезапно подлил шеф "Макларена" Рон Деннис. Чопорный англичанин вообще-то славится выдержкой и умением выбирать выражения. Но его привычная холодность - не более чем маска. За которой кроется человек, до бешенства ненавидящий поражения! Вот почему его комментарий стартового фиаско Култхарда до глубины души поразил только тех, кто с Деннисом не знаком. Он сказал следующее: "Култхард болен на голову! Было бы больше пользы, если бы он на старте просто врезался в "Феррари" Шумахера!"

Каюсь. Я не была свидетелем того, как Деннис говорил эти слова. И очень сомневаюсь, что это было сказано для широкой публики. Не представляю себе, чтобы Рон мог - даже в сердцах - бросить подобное при посторонних! Скорее всего, кто-то, присутствовавший при приватном разговоре, не постеснялся сделать его достоянием гласности. Но я видела Денниса в момент, когда он говорил вот что: "Это был болезненный уик-энд. И все выглядело так, что Дэвид просто заглох из-за собственной ошибки. Однако более тщательно исследование технических данных и анализ ситуации говорят о том, что чип, отвечающий за сцепление, на его машине вышел из строя. Он все-таки стартовал и, несмотря на досадную аварию на первом круге, сумел вырвать два очка. Что касается Мики, то он провел достойнейшую гонку, что вкупе с правильной стратегией давало ему возможность выиграть нынешний "Гран-при". Но за полкруга до финиша повреждение системы гидравлики привело к проблемам со сцеплением. Однако, несмотря ни на что, хочу отметить, что в целом у команды была правильная стратегия и мы были весьма конкурентоспособны". Произнося это, мистер Деннис, как обычно, был спокоен, сдержан и холоден как лед.

Однако именно первые его фразы были разнесены по паддоку и пресс-центру с космической скоростью.

Култхард, естественно, был взбешен. Встреча патрона и пилота произошла уже без свидетелей. Говорят, что "отрезвевший" Деннис принес Дэвиду свои извинения. Но кто теперь обратит на это внимание? Комментировать ситуацию в "Макларене" принялись все - дискуссия вылилась на страницы газет. Я и до сего дня полагала, что журналисты на "Формуле-1" только мешают командам нормально работать, сейчас же я в этом уверена. И еще понимаю, что я - не настоящий журналист. Ибо если бы на месте того "глашатая" оказалась я, то - да простят меня редакторы! - газета не узнала бы о словах Денниса.

А в Британии скандал - автогоночная общественность ополчилась на Рона Денниса. "Как легко он бросается словами! - возмущается бывший пилот "Макларена" Джон Уотсон. - Все это окончательно подтверждает, что Хаккинен - его фаворит. Поступок Рона непрофессионален и глуп. Он никогда не сказал бы ничего подобного про Хаккинена. И никогда не станет критиковать его на публике, потому что считает: Мика есть создание его рук. Что ж, Дэвид всегда - только второй пилот "Макларена".

Гоночный уик-энд закончен. Команды разъехались по домам. Однако скандал разгорается. Теперь будут донимать самого Култхарда. А следом - и Хаккинена. И что бы ни сказали и ни сделали финн и шотландец, погасить пожар им вряд ли удастся.

Когда мы с вами в тесной компании перемываем кому-то косточки, обсуждаем - порой не церемонясь с выражениями - чьи-то промахи, у этих слов не бывает свидетелей. В "Формуле-1" все иначе. Этот мир изолирован от публики, но одновременно очень открыт и очень уязвим, ибо за каждым словом и выражением лица здесь следят десятки журналистов, готовых разнести по миру любые интимные подробности. Вот почему слова Рона Денниса стали достоянием истории и широкой общественности. Какая теперь будет психологическая обстановка в "Макларене" - не знаю. Но одно знаю совершенно точно - в Австрию они прибудут во всеоружии. Готовыми снова разливать по бокалам победное шампанское. Поэтому говорю болельщикам "Макларена": держите бутылочку про запас и вы.

САМЫЕ ДРАМАТИЧНЫЕ ИСХОДЫ

1970. ГРАН-ПРИ МОНАКО

Обладатель поула Джекки Стюарт на "Марче" провел во главе пелотона 27 кругов, после чего уступил лидерство Джеку Брэбхэму на "Брэбхэме". Через 52 круга у того закончилось топливо - и он, руками толкая машину, сумел закончить гонку вторым после австрийца Йохена Риндта на "Лотусе".

1982. ГРАН-ПРИ МОНАКО

Гонка проходила в дождь. И все те, кому доводилось лидировать, вылетали: французы Рене Арну (14 кругов), Ален Прост (59 кругов) и Дидье Пирони (1 круг). Выиграл в итоге итальянец Риккардо Патрезе на "Брэбхэме", который вышел на 1-е место на финальном круге.

1991. ГРАН-ПРИ КАНАДЫ

Найджел Мэнселл на "Уильямсе" был в этой гонке вне конкуренции. Он легко лидировал со старта до финиша. Но на 69-м круге, всего за 500 м до финиша, на его "Уильямсе" FW14 отказала коробка передач. Причем телеметрия ничего не показывала! Победителем стал злейший неприятель Большого Найджа - бразилец Нельсон Пике на "Бенеттоне". Мэнселла в итоге классифицировали на 6-м месте.