Газета Спорт-Экспресс № 105 (2598) от 12 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 мая 2001 | Шахматы

ШАХМАТЫ

КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"

Кирсан Илюмжинов заявил, что диалог с авторами письма трех "К" возможен только в рамках Генеральной Ассамблеи ФИДЕ

Кирсан ИЛЮМЖИНОВ: "ФИДЕ НЕ ПОЙДЕТ НА ПОВОДУ
У ОТДЕЛЬНЫХ ШАХМАТИСТОВ. ДАЖЕ ВЫДАЮЩИХСЯ"

Открывая 54-й чемпионат России по шахматам, президент ФИДЕ поразил многих, заявив, что готов подписаться под открытым письмом трех "К" - Анатолия Карпова, Гарри Каспарова и Владимира Крамника, - и упомянув о возможности проведения матча с участием Каспарова, Крамника, Вишванатана Ананда и Алексея Широва. Однако в эксклюзивном интервью, которое Илюмжинов дал "СЭ", выяснилось, что его позиция остается неизменной: - Ничего не имею против открытого диалога с любым шахматистом мира. Но ФИДЕ не частная лавочка, а серьезная организация, и ее президент - занятой человек. У нас есть руководящий орган - Генеральная Ассамблея ФИДЕ, которая в очередной раз соберется в сентябре этого года в Греции. Там у каждого из делегатов будет возможность выступить.

- Полагаю, авторы письма предпочли бы диалог на "нейтральной территории".

- А почему мы должны идти на поводу у отдельных, пусть и выдающихся шахматистов? У ФИДЕ есть устав, которым должны руководствоваться все шахматисты мира. Недавно я разговаривал с участниками чемпионата России. Меня просили не поддаваться на провокацию авторов письма. Ясно, что некоторым так называемым супергроссмейстерам важно, чтобы в шахматном мире царил бардак, что связано прежде всего с вопросом распределения денег. Есть апробированная организаторами многих турниров система: призовой фонд, допустим, в 10 тысяч долларов и "подъемные" для звезд - 30-50 тысяч. Но мы не желаем иметь дела с "черной" бухгалтерией. Каждый будет зарабатывать столько, сколько выиграет. Авторов письма это не устраивает.

- Поясните, пожалуйста, ваши слова о возможности проведения матча четырех.

- Уточню: речь шла не об "объединительном", а о коммерческом матче. Полагаю, он привлечет внимание любителей шахмат и пойдет на пользу популяризации игры во всем мире. Но дальше предварительных переговоров дело пока не пошло.

- Вы по-прежнему не считаете Крамника чемпионом мира?

- Конечно, нет. И я не видел ни одного интервью Крамника, в котором он сам называл бы себя чемпионом мира. Так его именуют некоторые журналисты, а он не возражает.

- Кто же тогда Крамник?

- Один из сильнейших игроков за историю шахмат, который выиграл коммерческий матч у другого выдающегося шахматиста Каспарова.

- Вы вели переговоры с кем-либо из трех "К" об участии в следующем чемпионате мира?

- Приглашение на турнир будет направлено всем прошедшим отбор и имеющим персональное право на участие, в том числе и им. Отдельных переговоров я ни с кем вести не намерен. Хотят доказать, что они сильнейшие, пусть играют в официальном чемпионате.

- А если Крамнику или Каспарову удастся создать свою систему розыгрыша титула?

- Тогда мы вернемся на сто лет назад, когда чемпион мира мог сам выбирать себе соперников, а титул разыгрывался бессистемно, время от времени. Компания "Брэйн Геймз", которая провела матч между Каспаровым и Крамником, теперь, по моей информации, занята подготовкой матча последнего с компьютером. Допускаю, что могут появиться и другие компании, которые сочтут рентабельным провести один матч с участием представителей элиты. Но они сорвут куш и исчезнут, а ФИДЕ останется и будет работать в интересах всех любителей шахмат. По всей видимости, это поняли и три "К". Они осознали, что оказываются за бортом шахматной истории и должны найти общий язык с единственной конструктивной силой - ФИДЕ.

- Процитирую их письмо: "Резкое уменьшение времени на обдумывание - это атака как на шахматистов, так и на творческую и научную составляющие игры". Можете прокомментировать?

- Поговорите с сотней других шахматистов, в частности, с участниками чемпионата России, и вы услышите противоположное мнение. Я, кстати, порекомендовал бы трем "К" внимательнее следить за решениями ФИДЕ. Новый контроль обязателен только на первенствах мира. Для остальных турниров он носит рекомендательный характер.

- Еще один момент из письма: "Непродуманные планы коммерциализации ставят под угрозу традиционные турниры, так много давшие шахматам".

- Здесь и комментировать нечего. Мы никого не гоним силком в рамки нашего "Гран-при", но пытаемся создать условия, при которых владельцам турниров было бы выгодно войти в нашу систему. По срокам турниры ФИДЕ не пересекаются с теми же Линаресом, Вейк-ан-Зее и Дортмундом.

- В конце письма авторы пишут, что немало дали шахматам и получили от них очень многое, и теперь намерены сделать все, чтобы защитить статус и наследие любимой игры.

- Что, интересно, они сделали в последнее время для развития российских шахмат? Может быть, перечислили пару сотен тысяч долларов на счет федерации, которая затратила немалые средства на их воспитание, организацию сборов и т.д.? Авторы письма сильны за шахматной доской. А мы знаем, как сделать шахматы преуспевающим видом спорта. Пусть каждый занимается своим делом.

Никита КИМ