На всей территории бывшего Союза фамилия Буряк известна любому футбольному болельщику. В немецком Штутгарте - прежде всего поклонникам балета.
Оксана БУРЯК
СМОТРЮ ФУТБОЛ И ПОДШИВАЮ ПУАНТЫ
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Штутгарта |
УЖЕЛЬ ТА САМАЯ ОКСАНА?
Мы договорились встретиться у здания Штутгартского государственного театра, в балетной труппе которого она танцует. В последний раз я видел ее трехлетней девочкой, когда фотографировал вместе с отцом, знаменитым полузащитником киевского "Динамо" и сборной СССР Леонидом Буряком, матерью, чемпионкой мира по художественной гимнастике в командных упражнениях Жанной Васюрой и пятилетним братом Андреем. Честно говоря, немного сомневался, узнаю ли ее восемнадцать лет спустя. Но, едва увидев в толпе у театра стройную, светловолосую девушку, сразу понял: это "та самая" Оксана: уж больно похожа и на отца, и на мать.
Очень скоро выяснилось, что сходство с родителями у нее не только внешнее. Оксана Буряк оказалась таким же приветливым, искренним и доброжелательным человеком, как и ее мать с отцом.
Фотографии родителей Оксана повесила на видном месте в своей просторной штутгартской квартире и говорить о них готова без конца. В записной книжке постоянно носит с собой уже пожелтевшую от времени газетную вырезку. В заметке описывается драматический эпизод футбольной биографии отца, когда он после более чем десяти сезонов, проведенных в киевском "Динамо", впервые в составе новой команды, московского "Торпедо", приехал в столицу Украины и вышел на поле против своих бывших партнеров.
ДВОЕ НА ОДНОГО ПРОТИВ ПАПЫ
- К сожалению, отца в детстве мне приходилось видеть не часто, - вспоминает Оксана. - Но каждый его приезд домой после очередного матча был для меня праздником. Когда выходила в коридор и неожиданно натыкалась на его сумку, обувь, тут же явственно ощущала, что в доме становится светлее.
- Отец был с вами строг?
- Он вообще строгий человек, поэтому, думаю, и работает тренером. Впрочем, это я сейчас, став взрослой, могу так говорить. В детстве же, когда он появлялся дома, мы с Андреем ощущали лишь его тепло и любовь. Отец никогда не повышал на нас голос. Если я уж очень в чем-то была виновата, мог поставить в угол. И со мной, и с братом всегда разговаривал, как со взрослыми, и нам это очень нравилось. Нельзя сказать, что он нас как-то специально воспитывал: у него просто не было на это времени. Но лично меня в детстве воспитывала сама его жизнь. Я же видела, как он трудится, как каждое утро на рассвете бегает в парке (он это, кстати, делает и сегодня), как серьезно готовится не только к матчам, но и к тренировкам... Все это, конечно, подстегивало и нас, детей. Его жизненный стиль научил меня никогда не сдаваться, не останавливаться на полпути, всегда идти дальше.
- А на футбольном поле вы Леонида Буряка помните?
- Увы, нет. Я была слишком маленькой. Правда, уже позже не раз просматривала видеозаписи с его матчами. В книгах же читала, что у него было прекрасное видение поля, что он делал длинные точные передачи, обладал высокой техникой. Зато отлично помню, как отец играл в футбол со мной и с Андреем. Разумеется, он нас двоих всегда обыгрывал, из-за чего мы очень расстраивались.
- Маму на гимнастическом ковре тоже не помните?
- После рождения Андрея она прекратила выступления. О ее гимнастических достижениях мне напоминают сейчас только фотографии.
ПОТРЯСЕНИЕ ОТ ПЛИСЕЦКОЙ
- В Киеве дочки футболистов и гимнасток чаще всего шли в художественную гимнастику - обычно в школу Дерюгиных. Как вы оказались в балете?
- Помню, еще маленькой смотрела по телевизору, как Майя Плисецкая танцует в "Кармен-сюите". Это было потрясающе! После выступления ее засыпали розами и тюльпанами, а на шею повесили большой венок из цветов. Тогда и сказала себе: обязательно стану балериной. К тому же и папа хотел, чтобы я пошла в балет. Художественная гимнастика, кстати, мне в детстве совсем не нравилась: когда транслировались какие-нибудь соревнования и мама звала меня к экрану, я шла только для того, чтобы ее не обидеть. В общем, однажды меня отвели в балетную школу. Как и другие девочки, первые несколько лет была не в восторге от ежедневной работы у станка: думала, что сразу начну танцевать, а пришлось много и тяжело работать. Но потом втянулась.
- Какими судьбами попали в Штутгарт?
- Я училась на втором курсе Киевского государственного хореографического училища, когда к нам на гастроли приехала балетная труппа из Штутгарта. Мне безумно понравилось, как она танцевала, и я поставила перед собой задачу во что бы то ни стало в нее попасть. В балетной школе в Штутгарте как раз учился Виктор Щербаков, с которым я раньше танцевала в Киеве. Он тоже мне не раз рассказывал о местной балетной труппе. В конце концов после второго курса я отправилась в Германию. Начала заниматься в здешней балетной школе у Уты Митройтер - немки, которая когда-то училась в Ленинграде. После окончания учебы меня приняли в театр, в котором работаю уже третий год.
- Довольны?
- Очень. Штутгартская балетная труппа считается одной из лучших в мире. На сцене нашего театра танцевали многие мировые звезды - Рудольф Нуриев, например. В труппе и сегодня немало блистательных мастеров. Есть и артисты из бывшего СССР - Владимир Малахов, Елена Тенчикова, Иванка Ильенко, Дмитрий Магитов, Саша Зайцев... Да и занимаются с нами педагоги из Союза - Валентина Савина и Александр Хмельницкий, они раньше в Большом театре работали. Да и вообще в труппе в основном иностранцы - кроме русских, как здесь называют всех из СНГ, есть американцы, канадцы, испанцы... Немцев всего несколько человек. И директор труппы Рид Андерссон - канадец.
- Что успели здесь станцевать?
- Репертуар у театра очень разнообразный, включает и классику, и модерн. Танцевала па-де-де и Мирту в "Жизели", уличную танцовщицу Мерседес в "Дон Кихоте", номера из спектакля "Инициалы", поставленного бывшим директором театра Джоном Кранко, чье имя носит штутгартская балетная школа, "Тему с вариациями" Баланчина. Танцевала в "Лебедином озере", "Спящей красавице", "Укрощении строптивой". Всего и не вспомню.
- Завистников хватает?
- Да нет, атмосфера у нас в театре прекрасная: все друг друга поддерживают, никаких склок. Но я, конечно, далеко не от всего в восторге. Вот, скажем, Джон Кранко на музыку Чайковского поставил балет "Евгений Онегин". Я бесчисленное количество раз перечитывала пушкинский шедевр - ведь не зная этого произведения, невозможно передать в танце всю гамму чувств и переживаний, которым оно наполнено. Однако на Западе другой подход: многие исполнители, к сожалению, не читали ни "Евгения Онегина", ни "Дон Кихота" - и это вовсе не мешает им спокойно выходить на сцену! Они просто автоматически выполняют перед зрителями заученные движения. Ничего страшнее для балета, по-моему, быть не может.
Я БЫЛА ВЛЮБЛЕНА В Роберто БАДЖО
- Многие находят немало общего между балетом и художественной гимнастикой...
- По-моему, это совершенно разные вещи. Гимнастика - спорт, балет - искусство. Мы не сражаемся за баллы, а просто танцуем, чтобы доставить людям удовольствие. Для нас самое важное - передать зрителю чувства и переживания наших героев.
- Но выразительность, эмоции в гимнастике тоже очень ценятся.
- Конечно, но мне кажется, главное для спортсменок - четко выполнить сложный элемент, не уронить предмет. У нас же техника - только средство, с помощью которого мы добиваемся максимальной выразительности. В балете танцоры стремятся как можно полнее передать чувства героев - радость, горе, изумление. Для нас важно сделать это так, чтобы люди в зале забыли о том, что мы выполняем на сцене сложные элементы. Главное, чтобы зритель воспринимал балет в целом, а не обращал внимания на технику.
- Родители на ваших спектаклях бывают?
- Довольно часто. Особенно мама. У нее, кстати, и чисто профессиональный интерес: работает сейчас в Киевском хореографическом училище, где преподает гимнастику. Когда мама и папа в зале, я всегда очень волнуюсь. Слава Богу, никогда не знаю, где именно сидят родители - они покупают билеты, как правило, перед самым началом спектакля, когда я уже в театре. Папе и маме мои танцы, разумеется, всегда нравятся. Жаль, брат, закончивший юридический факультет Киевского университета, в Штутгарт еще не приезжал. Андрей говорит, что, конечно, с удовольствием погостил бы у меня, но из-за работы вырваться пока не может.
- Родители дают какие-то советы, связанные с вашей профессией?
- Мама, разумеется, кое-что подсказывает. Папа же в основном советует, как вести себя при травмах. Он-то в свое время немало от них настрадался. Читала, как в 1982 году отец так и не выступил на мировом чемпионате в Испании из-за перелома ноги... У меня тоже сейчас со здоровьем не все в порядке. Очень долго болел голеностоп, и тут, в Германии, никто не мог понять, в чем дело. И лишь в Киеве доктор Суслова, которой я безмерно благодарна, обнаружила, что у меня перелом второй плюсневой кости. Как сказали врачи, от чрезмерно высоких нагрузок. После лечения стало, конечно, лучше, но сейчас нога опять побаливает: говорят, в том месте, где был перелом, появилась жидкость. Папа очень волнуется и постоянно обсуждает мои проблемы с киевскими врачами. Мне же советует дать покой ноге и, что, по его мнению, самое главное, сохранять внутреннее спокойствие.
- А в Киеве часто бываете?
- Как только появляется свободное время, приезжаю домой. Когда общаюсь с родителями, гуляю по родным улицам, отдыхаю душой. Штутгарт, конечно, хороший город, здесь много старинных улиц, интересных домов. Но Киев, честно говоря, намного красивее.
- За спортивной жизнью следите?
- Я уже говорила, что в детстве не любила художественную гимнастику. Но сейчас мои вкусы изменились. Тем более что хорошо знакома с Еленой Витриченко, которая на Олимпиаде в Сиднее заняла четвертое место. С Леной мы познакомились в Одессе, когда папа тренировал "Черноморец". Я как-то во время летних каникул, чтобы не терять балетную форму, даже занималась с ней в одной группе. Похоже, сказываются мамины гены...
- А футбол нравится?
- Нравится. В детстве моим кумиром был Роберто Баджо. Какие у него тогда были восхитительные косички! А вот игра немцев мне не очень симпатична: они на поле чересчур агрессивны. На днях, помню, включила телевизор и увидела, что идет трансляция матча Лиги чемпионов. На другую программу переключать "ящик" уже не захотелось. Так целый вечер и просидела у экрана. Правда, времени не теряла: подшивала пуанты.