Газета Спорт-Экспресс № 117 (2610) от 26 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 мая 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ВЗГЛЯД Александра НИЛИНА

ПРИТЧА И НАМЕК

В последних турах с обещающим счетом побеждает "Торпедо". Не зиловское, а новое. Впрочем, разрешим ли вопрос: какой же из клубов считать прямым наследником той команды, что в заветной памяти осталась вечно молодой?

Нам требуется сиюминутная интрига и пора вроде бы сказать, что в очередном туре "Торпедо" не с ЗИЛа ждет испытание "Спартаком". Но отрешимся от сиюминутного - и уверен, что ближе к нему окажемся. По-моему, притчу о возникновении и об исчезновении суперклуба "Торпедо" начала шестидесятых жаждущие сюрпризов и сенсаций должны знать наизусть.

Начать бы с неизбывно российского: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Действительно, теперь многие считают, что пропасть, образованная несчастьем со Стрельцовым, потребовала особой концентрации тренерской мысли. Но строительство эталонной команды начиналось еще при Стрельцове - и строил не один Маслов. Бесков тоже принял в том участие.

Виктор Маслов родился в один год с Михаилом Якушиным. Но если один великий тренер пришел к высшему успеху в тридцать пять лет, то другой - в пятьдесят. Якушин изначально работал в суперкоманде, иначе как на чемпионство и не сориентированной. Маслов же тренировал клуб, гордый своим своенравием и подчиненный скорее своему лидеру Александру Пономареву, чем тренеру. Что не мешало заводскому начальству при неудачах Маслова увольнять. Правда, его всегда призывали обратно. Вот в паузе перед очередным увольнением он и успел-таки открыть в двух юных футболистах (Иванове и Стрельцове) звезд, на мой взгляд, превосходивших уже покинувшего "Торпедо" "Пономаря".

Константин Бесков незадолго до своего тридцатишестилетия пришел в команду автозавода, где вовсю верховодили двое открытых Дедом (прозвище Маслова) форвардов. Начинающий специалист из чистого самолюбия сделал ставку в основном на перспективных дублеров. И службы в "Торпедо" быстро лишился. Но в который раз возвращенный Маслов отнесся к выдвиженцам предшественника с пониманием. И более того, привлек молодняк, воспитанный Бесковым в ФШМ, куда тот пошел работать педагогом. И вот за четыре сезона сложилась при заводе команда, восхитившая нас всех в шестидесятом. Впечатления оттого "Торпедо" я все равно не вмещу в краткость этих строчек. И замечу лишь со всей ответственностью, что победившая в том же году на Кубке Европы национальная сборная СССР проигрывала в сравнении с торпедовцами Маслова. А потому ее тренеры вскоре присоединили к Иванову и Метревели большую часть их одноклубников...

А дальше - акт вандализма (как по-другому скажешь?). Вместо того чтобы дать Деду возможность поработать со своей молодой компанией и в сборной, его за относительный неуспех снова выгнали. При том, что собственная игра "Торпедо" пусть и на втором месте, пусть и в проигранном финале Кубка - оставалась столь же неповторимо впечатляющей. Так у нас в футбол больше не играли. Я, во всяком случае, не видел. У команды сохранилась репутация. Она и потом занимала высокие места, и Кубки выигрывала. Но чуда игры не повторилось. Повторилось - по-иному чудо вновь возникшего Стрельцова, однако не команды в целом.

... Уже пополз по околофутбольной Москве слух о мифических премиальных за непривычное изобилие мячей, забитых командой Виталия Шевченко. В свое время я интересовался у торпедовцев-шестидесятников: как премировал их тогда ЗИЛ? И ни о чем сверхъестественном - и по тогдашней жизни - не услышал. Ну разве что двух знаменитых футболистов-холостяков, проживавших в одной квартире, расселили в однокомнатные.

Намек? Но какая ж притча без намека?