Газета Спорт-Экспресс № 122 (2615) от 1 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 июня 2001 | Футбол - Сборная России

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ"

ЛЕГИОНЕРЫ

ПОДЗАБЫТЫЕ, НО НЕ БЫВШИЕ

Игорь КОЛЫВАНОВ и Игорь СИМУТЕНКОВ

Сегодня в атаке российской сборной нет ни одного человека с таким именем. Между тем на протяжении нескольких лет два Игоря непременно выходили на поле в ее форме.

Сегодня о двух бывших динамовцах и нападающих сборной России у нас как-то подзабыли, а между тем оба продолжают карьеру за границей. Игорь Колыванов, разменявший четвертый десяток, летом станет свободным агентом и надеется продлить свою жизнь в футболе еще на несколько лет. Симутенков, тоже находящийся в зрелом футбольном возрасте, выступает в далеком и экзотическом "Тенерифе" и не без оснований рассчитывает еще поиграть за эту команду в высшем испанском дивизионе.

Почему в последние годы о двух форвардах так мало слышно? Колыванова подвела операция на спине, которая надолго выбила его из строя. Вернувшись в футбол, он обнаружил, что "Болонью" принял тренер Франческо Гвидолин, почти сразу поставивший крест на российском легионере. Любимцу болонских болельщиков Колыванову даже не дали шанса показать, что у него есть еще порох в пороховницах. В результате два сезона прошли вхолостую. Колыванов исправно тренировался, но на поле появлялся лишь изредка - в товарищеских матчах. На базе "Болоньи" в Кастельдеболе он словно призрак: неизменно там присутствует, регулярно участвует в тренировках с командой, внешне все выглядит так, будто он полноправный член коллектива, но журналистам увидеть его доводится редко. Наступает суббота, пора выезжать на сбор перед очередным туром - а Игоря всякий раз не оказывается в заявке. С понедельника все начинается с начала.

На домашние матчи своей команды Колыванов не ходит - смотрит их по телевизору. Ему далеко не безразлична судьба "Болоньи", но появляться на стадионе и поминутно объяснять болельщикам, почему он не играет, выше его сил. Между прочим, когда "Болонья" играет дома, ее тифози то и дело хором напоминают Гвидолину, которого в городе не любят, о российском игроке. И в прямом эфире местной телестанции часто раздаются раздраженные звонки поклонников команды: объясните, куда девался Колыванов!

В "Болонью" экс-динамовец пришел в тот сезон, когда команда вернулась в серию А и устроила в городе настоящий футбольный бум. Шведа Кеннета Андерссона и русского Игоря Колыванова - двух иностранцев, которые помогли "Болонье" достойно предстать в высшем свете, в городе будут помнить и через десять, и через двадцать лет. Это не мои слова: я услышал их от одного из болонских "ультрас" - самых ярых болельщиков команды. Расставшись с "Фоджей", которая прозябает сегодня в низших лигах, российский легионер с ходу органично вписался в новую команду, и при Ренцо Уливьери и Карло Маццоне неизменно был одним из ее столпов.

- Мне кажется, со мной в последнее время поступают не очень здорово, - пожалуй, Колыванов явно смягчает формулировку. - Вряд ли я заслуживаю такого к себе отношения после пяти лет, проведенных в команде. Признаться, трудно смириться с мыслью, что у тебя практически нет шансов попасть в основной состав.

- Не пытались выяснить отношения с Франческо Гвидолином?

- В любой из команд, где мне приходилось выступать, я всегда уважал выбор тренера, поэтому полемики избегал и избегаю. Но внутри, конечно, все бурлит. "Ты не входишь в мои планы. Мне очень жаль, но можешь искать другую команду", - вот что сказал мне тренер накануне сезона. Но это только на словах просто. На деле поменять жизнь гораздо сложнее, тем более когда у тебя 11-летняя дочка, которой нежелательно менять школу. Поэтому я, несмотря на такие слова Гвидолина, не опускал рук и тренировался вместе с партнерами, надеясь, что по ходу сезона что-то изменится. Но тренер менять своего решения не стал, а я не захотел ни о чем его просить. Это вообще не в моем характере. Я считаю себя профессионалом, каждый день исправно выполняю свою работу и считаю, что только так, а не на словах, можно доказать свою состоятельность. Мы с Гвидолином приветствуем друг друга два раза в день: когда я прихожу на тренировку и когда ухожу. Этим наше общение и ограничивается. А полемики надо избегать - она не во благо команде.

- Может, вы чем-то его обидели - вот он так к вам и относится?

- За десять лет пребывания в Италии у меня никогда не было проблем с тренерами, я ни с кем не ссорился - с какой же стати мне обижать нового наставника? Нет, трудно сказать, чем обусловлено его отношение ко мне. Ведь мы давно знакомы: несколько лет назад отдыхали в одном месте, и Гвидолин тогда попросил у меня на память футболку. Когда он пришел в "Болонью", я поначалу даже обрадовался: подумал, что он будет рассчитывать на меня. Не из-за футболки, естественно, а из-за того, что на словах он ко мне как к футболисту относился уважительно. Но вот на деле все получилось иначе.

- Почему вы не ходите на домашние матчи "Болоньи"?

- Дело вовсе не в том, что я не болею за своих партнеров. Напротив, я желаю "Болонье" только удачи. Просто мне не очень хочется направо и налево объяснять болельщикам причины моего отсутствия на поле, выслушивать слова сочувствия. Полагаю, что я еще могу поиграть в большой футбол, а в жалости не нуждаюсь. Но теплого отношения здешних болельщиков мне будет не хватать: я полюбил Болонью, а она меня.

- Значит, вы точно покидаете нынешний клуб?

- Думаю, да. Мой контракт истекает в ближайшее время. Буду искать новый вариант продолжения карьеры. Считаю, что могу еще несколько лет поиграть на приличном уровне.

- Почему вы не приняли приглашения из Саудовской Аравии?

- В какой-то момент я, пожалуй, был близок к тому, чтобы его принять. Даже летал туда. Но потом все как следует обдумал и решил, что не стоит срываться с насиженного места всего на шесть-семь месяцев с совершенно неясными перспективами. Мне предлагали контракт лишь на один сезон. А что потом? И я предпочел остаться в "Болонье". В январе были разговоры об испанской "Сельте" и об одной греческой команде, но в итоге я решил до лета ничего не менять.

- Чего вам больше всего сегодня не хватает?

- Всего того, что связано с матчем: подготовки, напряжения, радости после победы или горечи после поражения. Иначе говоря, того, что называется словом "футбол".

- Насколько внимательно вы следите сегодня за выступлениями сборной России? Ведь за нее выступают многие из тех, с кем вы еще недавно играли вместе.

- Разумеется, я от души болею за нашу сборную и желаю ей попасть на чемпионат мира. По возможности всегда стараюсь смотреть ее матчи. Надеюсь, в субботу наши победят югославов и тем самым фактически досрочно решат главную задачу года.

Где окажется Колыванов в новом сезоне? На днях его фамилия промелькнула в газетах Модены, города, чья команда только что уверенно вышла в серию В. Один итальянский футбольный агент говорил мне недавно, что у Колыванова может появиться интересное предложение из Америки. Перед Новым годом им интересовалась "Перуджа", где работает Карло Маццоне, бывший наставник "Болоньи". Словом, варианты есть. Конечно, ни один из них не сравнить с предложением из "Интера", которое в свое время делалось Колыванову. Тяжелая травма, полученная в матче за сборную России, лишила его, однако, не только "Интера", но и футбола вообще - на долгие шесть месяцев. Доводилось мне читать в итальянской прессе и о том, что в ту пору интерес к Игорю проявлял еще один именитый клуб - "Манчестер Юнайтед".

Впрочем, Колыванов предпочитает не тешить себя воспоминаниями. Это удел "бывших", а он надеется еще поиграть.

Судьба Симутенкова во многом похожа на судьбу его старшего тезки и товарища. Яркая игра в составе московского "Динамо", провинциальный клуб серии А, сборная России, а затем - тишина. "Реджана", где неплохо дебютировал в свое время Симутенков, сегодня находится там же, где и полузабытая "Фоджа", - в подвале итальянской футбольной пирамиды. У Симутенкова был шанс зацепиться в серии А, но "Болонья", куда он был отдан в аренду, по каким-то причинам продлевать ее не стала. В результате Игорь едва не вернулся в "Динамо", а потом вместо Москвы оказался на острове Тенерифе.

Сегодня "Тенерифе" близок к выходу в высший испанский дивизион. Судя по отрывочным сведениям, которые поступают в Италию, Симутенков не закрепился в стартовом составе, но выходит на замену и забивает голы. Мы довольно часто перезваниваемся с Колывановым и Андреем Канчельскисом, нередко в разговорах вспоминаем Симутенкова и в шутку называем его между собой партизаном - за потрясающее умение исчезать из поля зрения. Бывшие партнеры Игоря по сборной России всякий раз спрашивают меня о том, как у него дела. Но мне нечего им ответить. Симутенков был и остается замечательным парнем и приятным собеседником, но слишком часто скрывается за автоответчиком.

Знаю, что у себя на Канарах Игорь регулярно читает в Интернете нашу газету. Надеюсь, что и этот номер попадется ему на глаза и что он откликнется на призыв пообщаться с Колывановым, Канчельскисом и автором этих строк. А заодно с болельщиками "Динамо" и сборной России - они ведь его не забыли.

В следующем году нашу сборную, вполне возможно, ждет чемпионат мира (постучим по дереву). Симутенков в том возрасте, который не может служить препятствием для участия в таком турнире. Уверен, мастерства своего Игорь не растерял, а опыта у него предостаточно. Дело за малым: отбросить природную скромность и напомнить о себе тренерам сборной России. Игрой, конечно. Не такой у них сегодня выбор классных форвардов, чтобы не вспомнить о Симутенкове.

Георгий КУДИНОВ

Болонья - Милан