Газета Спорт-Экспресс № 123 (2616) от 2 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 июня 2001 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В АСТАНЕ

В предпоследнем туре экс-чемпион мира Гарри Каспаров, который встречался с аутсайдером соревнования Дарменом Садвакасовым, предпринял отчаянную попытку догнать чемпиона мира Владимира Крамника, игравшего с Александром Морозевичем. И это едва не привело к суперсенсации: в заключительной позиции, в которой Садвакасов согласился на ничью, Каспаров проигрывал...

САДВАКАСОВ ЕДВА НЕ ВЫИГРАЛ У КАСПАРОВА!

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЦЕЙТНОТЕ

Вот как описывает происшедшее очевидец событий, международный арбитр Владимир Дворкович:

- Каспарову в этой партии пришлось играть по мотивам знаменитой партии "Каспаров - весь мир", о которой написана книга. Избранный Садвакасовым вариант хорошо известен. Именно так Каспаров играл против "остального мира". По дебюту экс-чемпион мира ничего не извлек. Чтобы осложнить борьбу, ему пришлось пожертвовать качество. Если бы Садвакасов "полез", было бы хорошо, но он, помня наставления своего тренера гроссмейстера Юрия Разуваева, играл осмотрительно и аккуратно.

В жутком обоюдном цейтноте Гарри мог легко форсировать ничью, но он продолжал играть на победу. У Каспарова оставалось на 7 - 8 ходов минута и двадцать секунд, а у Садвакасова секунд тридцать. Гарри, откровенно говоря, "перегнул палку" заключительная позиция для него была безнадежна: 38. Ле8, и черным плохо. Я внимательно следил за циферблатом электронных часов. В этот момент у Садвакасова оставалось 10 секунд на 3 хода. Выпад 38. Ле8 он не видел в отличие от Каспарова, который "на всякий случай" тут же предложил ничью. А незадолго до описываемых событий он упустил реальные шансы на выигрыш, если бы сразу начал толкать вперед проходную пешку "d", что установили соперники во время анализа партии.

Зрители, среди которых было много детей, не сразу поняли, как эта партия закончилась: позиция была настолько острая, цейтнот, повторяю, был жуткий, и демонстраторы (к слову, очень хорошо работавшие в ходе всего турнира) не успевали воспроизводить события на демонстрационной доске. Когда же появилась табличка "ничья", в зале вспыхнули аплодисменты.

МОРОЗЕВИЧ НЕ ПРОЧЬ СЫГРАТЬ И ТРЕТИЙ КРУГ!

Москвич Александр Морозевич во втором круге разыгрался: две победы при двух ничьих.

- Я не прочь сыграть еще парочку кругов, - сказал после тура гроссмейстер, получивший четыре "пробоины" в первом круге!

В партии с чемпионом мира Александр, имея свои любимые черные фигуры (давно известно, что Морозевич белыми играет хуже), разыграл острый вариант славянской защиты, который принес ему огорчения в партии с Каспаровым на турнире в Вейк-ан-Зее в этом году. Но Александр не терял времени зря, он нашел очень хороший маневр для своей конницы: 14... Кс5! и 15... Ке6! Это позволило ему полностью уравнять игру, и на 23-м ходу Крамник предложил ничью.

В последнем туре чемпиону мира предстоит решающий поединок с предшественником на шахматном троне. Выиграть "по заказу", да еще в последнем туре, да еще у Крамника, который вообще разучился проигрывать. .. Короче говоря, судя по всему, Крамник близок к тому, чтобы впервые в своей профессиональной карьере обойти 13-го чемпиона мира в классическом турнире!

ГЕЛЬФАНД И ШИРОВ ПРЕДЛАГАЛИ НИЧЬЮ ПО ОЧЕРЕДИ

В партии Бориса Гельфанда и Алексея Широва встретился внешне очень непритязательный вариант славянской защиты, в котором к 15-му ходу соперники разменяли почти весь боекомплект. Остались только слоны и ладьи. Позиция была по виду настолько безжизненно-равной, что надо, видимо, быть супергроссмейстером, чтобы предлагать ничью в ней... трижды: вначале предложил мир Гельфанд, Широв отказался, затем предложил Широв - отказался Гельфанд. А в конце концов - с третьего захода - по предложению Гельфанда партнеры заключили мир в абсолютно равной позиции.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

9-й тур.Ничьи: Дармен Садвакасов (Казахстан) - Гарри Каспаров, Владимир Крамник - Александр Морозевич (все - Россия) и Борис Гельфанд (Израиль) - Алексей Широв (Испания).