Газета Спорт-Экспресс № 124 (2617) от 4 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 июня 2001 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1. РОССИЯ - ЮГОСЛАВИЯ - 1:1

ЗАНОВО УЧИМСЯ ХОДИТЬ.
А ЭТО ВСЕГДА НЕЛЕГКО

Игорь РАБИНЕР

из Лужников

ГЛАВНОЕ - ЕСТЬ ЦЕЛЬ

Как со всех сторон оценить домашнюю ничью с югославами? Чтобы решить эту задачу из области высшей математики, предлагаю каждому для начала задаться более простым, арифметическим, вопросом: приблизила ли эта ничья сборную России к финальной стадии чемпионата мира или отдалила от нее? Ответ очевиден.

Каждый шаг, приближающий к мечте, должен быть оценен по достоинству - как бы мучительно сложен он ни был. Для сборной, не видевшей большого футбола с 1996 года, любой такой матч - словно заново постигаемая наука ходить для человека, у которого были парализованы ноги. От каждого нового движения ему хочется выть, да и со стороны его шаги могут показаться осторожными и неуверенными. Но главное - у него есть цель, которой надо достичь во что бы то ни стало. И тогда все будет гораздо легче.

Как обычно, сейчас найдется немало скептиков, которые раскритикуют субботнюю игру нашей команды в Лужниках. Они наверняка вспомнят крестовину, в которую незадолго до финального свистка попал Михайлович, и шальной (с чем спорить трудно) гол Ковтуна. Что ж, каждый видит в таких матчах то, на что настроил себя заранее. Хрестоматийности, четкости линий и яркости красок в матче Россия - Югославия действительно было мало. Но, наблюдая за этой тяжелой и равной мужской борьбой, я предпочитал акцентировать внимание не на недочетах, а на неподражаемом творчестве Мостового и прямо-таки британском превосходстве Хохлова в верховых единоборствах, на хладнокровном мужестве Нигматуллина и полезнейшей работе на команду Бесчастных, на неожиданных переводах Карпина с фланга на фланг и общем стремлении выложиться на поле без остатка.

В Лужниках ни секунды не было ощущения безжизненности - в отличие, скажем, от домашнего матча двухмесячной давности со Словенией. Накал эмоций все 90 минут был предельным, и на фоне первостатейных югославских звезд Россия не выглядела отставшей от футбольной моды провинциалкой. Если кто-то под влиянием чувств и задавался вопросом: "Что нам делать в Японии и Корее?" - вопрос этот мог касаться только действий отдельных игроков, но не команды в целом.

ФОРТУНА РАСПЛАТИЛАСЬ С КОВТУНОМ.
ОТДАСТ ДОЛГИ И ЧУГАЙНОВУ

А что до случайностей - так они исход равного футбола часто и определяют. Можно сколько угодно задаваться вопросом, как повернулись бы события в группе, если бы в Белграде не Бесчастных удачно нырнул "рыбкой" на мяч, а в предыдущей атаке югославов Нигматуллин не смог парировать почти неберущийся удар. Случилось так, как случилось. И в Москве не только у Ковтуна была срезка, превратившая вратаря Радаковича почти в Филимонова образца октября-99 (заметьте, мяч влетел в те же ворота!), но и ответный мяч югославов стал следствием цепочки роковых совпадений. Сначала от рук Нигматуллина, каким-то чудом среагировавшего на пушечный удар головой Милошевича, мяч попал в штангу и отскочил в поле. А затем Чугайнов, успевший-таки к отскоку первым, попал в ногу Миятовича, от которой мяч и влетел в ворота. "Надо было, не мудрствуя лукаво, выбивать на угловой, а я решил в поле", - сокрушался потом либеро российской сборной.

Чугайнову в этот вечер еще раз катастрофически не повезло - когда во втором тайме он, казалось, наверняка добивал мяч после удара головой Онопко. И попади мяч не в ногу голкипера, а в ворота... Впрочем, футбольная жизнь когда-нибудь обязательно компенсирует капитану "Локомотива" эти гримасы Фортуны - так, как спустя 2 года и 8 месяцев после печально памятного матча в Исландии она наконец-то расплатилась по счетам с Юрием Ковтуном.

Кстати, на вопрос о срезке сам Ковтун ответил так: "Когда готовишься бить в дальний угол, а мяч залетает в ближний, сами решайте - срезка это или нет". А Бесчастных, начавший голевую атаку (он выиграл жесткую борьбу на подступах к штрафной и отпасовал Карпину), вообще отказался комментировать свое участие в успехе: "Мы забили случайный гол, поэтому смешно говорить о том, что я в нем поучаствовал".

Тем не менее по части везения мы с югославами квиты - как, полагаю, и по части игры. А если кого-то смутили последние 15 минут, когда братья-славяне прижали сборную России к воротам - см. таблицу 1-й отборочной группы чемпионата мира. Кому победа была важнее - тот в концовке матча и наседал. И если бы югославы считали результат несправедливым, не сиял бы, войдя в зал для пресс-конференций, их молодой тренер Деян Савичевич, назвавший этот матч лучшим для россиян в отборочном цикле.

"Результат для нас положительный. При этом мы играли не на ничью, а на победу, но после штрафного в исполнении Михайловича могли и уступить. В любом случае, стыдиться нам не за что", - считает Владимир Бесчастных.

"Не скрою, было тревожно, когда в концовке югославы пустили в ход свой главный козырь - умение исполнять стандартные положения. Но, считаю, общее преимущество в течение матча было на стороне сборной России. По турнирной стратегии взять четыре очка у фаворита группы - нормальный результат, поэтому не стал бы говорить о том, что у нас что-то не получилось". Это - мнение Олега Романцева.

И хотя игроки, тренеры и журналисты смотрят на игру с разных колоколен, общая умеренно-оптимистическая оценка субботнего матча у нас совпадает. Это был равный футбол двух команд европейского класса - пусть и не высшего, но вполне достойного. Того, что вызывает любые чувства, кроме уныния.

ЮГОСЛАВЫ НАЧАЛА XXI ВЕКА -
КАК МЫ В СЕРЕДИНЕ 90-х

В чем сегодня сборная России выглядит предпочтительнее югославов, так это в отсутствии внутренних интриг. Тем, кто упрекает Романцева в авторитаризме, советую поглядеть на потрясения, происходящие в последние месяцы в стане нашего главного (до пропитой субботы) соперника в группе. Полагаете, победа игроков-ветеранов над бывшим тренером Милованом Джоричем исчерпала борьбу за влияние в сборной Югославии?

Выход на лужниковское поле вратаря "Партизана" Радована Радаковича, не имевшего за плечами ни единой игры за сборную, нарушает идиллическую картину. По мнению югославских журналистов, основной голкипер сборной Саша Илич превратился в резервиста под влиянием одного из членов руководящего триумвирата - президента "Партизана" Ивана Чурковича, решившего "засветить" своего игрока в Европе. Вышло это у него неудачно - помимо гола Ковтуна можно вспомнить еще и свободный удар из пределов штрафной, вина за который целиком лежит на Радаковиче. Вратарь-новичок напоминал курортника, которого вместо теплого моря вдруг бросили в ледяную прорубь. Жаль, что наши недостаточно часто били по воротам, а потому не до конца использовали эту слабость соперника.

У каждого из трех югославских начальников (сразу вспоминается неудачный опыт "лебедя, рака и щуки" в сборной СССР-82 - Бескова, Лобановского и Ахалкаци) были свои протеже, появление которых в составе не диктовалось логикой. В пользу сборной Югославии сработал лишь "протекционизм" Савичевича - еще одним новичком команды, помимо Радаковича, стал малоизвестный полузащитник "Штурма" Бобан Дмитрович. Экс-звезда "Милана", играющий в Австрии и постоянно видящий Дмитровича в деле, не прогадал: лысоватый левый полузащитник потерзал нашу оборону и после паса Томича, который, обыграл Мостового, сделал тот самый навес, который в итоге привел к голу. Его, в свою очередь, забил протеже Бошкова - опытнейший Миятович, которому седовласый тренер за несколько дней до матча пообещал место в стартовом составе. Несмотря на гол, появление просиживающего на лавке "Фиорентины" нападающего не было убедительным - вышедший вместо него на замену Кежман смотрелся куда ярче.

Допускаю, что Бошков при всем своем опыте и авторитете побоялся, что называется, связываться с одним из "дедов" команды: его предшественник Джорич перед белградским матчем уже сделал это - и жестоко поплатился. Вообще обстановка в команде Югославии последних месяцев до боли напоминает мне обстановку в российской сборной середины 90-х - с ее бесчисленными интригами, конкурсом болезненных амбиций и борьбой за власть (может, смутное время в странах тому виной?). Сейчас у нас тишь да гладь, игроки беспрекословно подчиняются главному тренеру вне зависимости от того, кто играет, а кто остается в запасе. Не потому ли мы сегодня опережаем более талантливых, но анархичных югославов на восемь очков?

ЛИШНИЕ ВИНТИКИ "МЫСЛЯЩЕЙ МАШИНЫ"

У нас - другие, менее масштабные, проблемы. Но, глядя на игру в субботнем матче Титова и Онопко, не заметить их было нельзя. Главный тренер сборной сократил представительство "Спартака" в национальной команде до минимума - но капитан красно-белых, похоже, остается для наставника священной коровой. Однако сегодняшнее состояние Титова не соответствует уровню игрока основного состава сборной. Тем более что на его позиции могут сыграть и Мостовой, и Хохлов.

Все полузащитники сборной России, за исключением Титова, жестко шли в борьбу и чаще всего выигрывали ее, да и мяч на ограниченном пространстве укрощали быстрее и более ловко. Показательным стал момент на 58-й минуте, когда Карпин и Аленичев под жесточайшим давлением соперников в два касания доставили мяч от своей штрафной на ход Титову. Вдруг оказалось, что спартаковец выходит вместе с Бестчастных на одного югославского защитника. Для того чтобы возник голевой момент, оставалось только технично принять мяч, но он отскочил от Титова на несколько метров. Шанс, каких в матчах такого уровня бывают единицы, оказался упущен. Эпизод не выдернут из контекста - увы (к лучшему игроку-98 и 2000 я отношусь с искренней симпатией), не первый раз в сезоне талантливый полузащитник действовал на такт медленнее своих партнеров по сборной.

И дело не столько даже в самом Титове, а в том, что его игра не позволяла заработать "мыслящей машине" - так Романцев накануне матча охарактеризовал свой идеал сборной. Спартаковец в этот вечер был в ней лишней деталью, и, кроме того, его присутствие сдвинуло на непривычные позиции Мостового со Смертиным. Пусть оба справились со своими заданиями на "отлично" (а Мостовой, исключая эпизод с пропущенным голом, на мой взгляд, заслужил и более высокую оценку!), команда, полагаю, играет лучше, когда каждый футболист занимается своим обычным, наработанным многими годами делом.

"Меня тянет вперед, и приходится себя сдерживать", - признался после матча Мостовой. Что же тогда говорить о Смертине, которого нам привычнее видеть в роли непроходимого волнореза, но который вынужден был ютиться на правом крае обороны? Впрочем, здесь у Романцева из-за травмы Тетрадзе и дисквалификации Дроздова не было особого выбора. Универсалом Смертиным пришлось затыкать дыру.

И, наконец, об Онопко. Противостояние Милошевичу лишний раз обнаружило медлительность нашего капитана в матчах серьезного уровня, да и Савичевич на пресс-конференции не стал скрывать, что тактика югославов определялась во многом этим фактором. Онопко по-прежнему безукоризнен по части самоотдачи и отношения к делу, но годы идут, и это уже далеко не тот защитник, который выключил из игры Гуллита на Euro-92 в Швеции. Романцев наверняка видит это лучше, чем кто-либо. Но знает он и то, что Онопко - лидер сборной по духу. Возможно, главный тренер опасается ссылкой капитана в запас потревожить безоблачную нынче атмосферу в команде. И, скорее всего, это верно - но только до той поры, когда, надеюсь, настанет время готовиться к финальному турниру чемпионата мира. Онопко постареет и "побронзовеет" еще на год. Чудес искусственного омоложения в футболе не придумано, и на сверхзвуковом по скоростям турнире в Японии и Корее это проявится со всей неизбежностью.

Впрочем, туда еще нужно выйти. Шансов на это у сборной России много, оснований (чувствуете разницу?) - чуть поменьше, но тоже достаточно. Будь иначе, не распевали бы около часа ночи здравицы в честь нашей команды пьяновато-довольные болельщики не только в районе "Спортивной" и "Фрунзенской", но и на "Театральной", и на "Белорусской"...