Газета Спорт-Экспресс № 128 (2621) от 8 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 июня 2001 | Остальные

ВЗГЛЯД Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

НА КОСТЫЛЯХ В КРЕМЛЬ НЕ ХОДЯТ

Вот уже много лет после каждой Олимпиады ее героев награждают в Кремле орденами и медалями. У меня тоже где-то в шкафу хранится красная коленкоровая книжка и орден "Знак почета" за золото Монреаля. Правда, я эту награду не люблю. Потому что, как только орден при очередной генеральной уборке попадается на глаза, первое воспоминание - не из приятных. О том, что моему тренеру, Валентине Николаевне Дедовой, ни ордена, ни медали не вручили. Не было ее в Монреале, а раз так - и награждать вроде как не за что.

В те времена отношение к государственным знакам отличия у спортсменов было двояким. Приятно, конечно, что твой труд отмечен. Но все, даже наиболее отличившиеся на Играх, знали: высшую награду, Звезду Героя, спортсменам не дают. Между строк подразумевалось: место спортсменов в советском обществе все-таки второстепенное.

В России по-другому. Героями страны были официально признаны шестикратная олимпийская чемпионка Любовь Егорова, трехкратный чемпион Игр Александр Карелин, пятикратная - Лариса Лазутина. Но нет-нет да и вызывают легкую досаду правительственные награждения, когда выясняется, что в списках забыты тренеры, массажисты, врачи...

Сами по себе награды, за исключением спортивных, для этой публики, как и для самих спортсменов, не главное. Скорее вопрос общественного признания, без которого вполне можно обойтись. Мелочь, словом. Но иногда именно такие мелочи ранят особенно больно.

Помню, с каким пафосом задумывался первый олимпийский бал. Он действительно удался. Люди, не видевшие друг друга десятилетиями, не могли расстаться до утра. Но уже на следующем приглашенных спортсменов оказалось куда меньше. "Мы решили не дергать иногородних, - объяснил мне тогда один чиновник. - Разве они поедут в Москву? Так какой смысл приглашать?"

Я сама получила приглашение на тот бал как журналист. Когда же заметила, что на этом мероприятии хотела бы присутствовать как раз в качестве спортсменки, получила поистине гениальный ответ: "Все приглашения уже отданы спортивным федерациям. И количество так ограничено, что не все президенты и жен-то с собой взять могут..."

Тренеры чемпионов на олимпийских балах - явление и вовсе штучное. Удивительно, кстати: при победах мы готовы бесконечно восхищаться людьми, фанатично работающими за мизерную зарплату во имя страны, а едва отзвучат фанфары, как тут же о них забываем.

В 1998-м на чемпионате мира по водным видам спорта четырехкратному олимпийскому чемпиону Александру Попову вручали высший приз Международной федерации плавания. В зале присутствовали все российские и русскоговорящие чиновники бывшесоветских плавательных федераций. Церемония действительно была запоминающейся. Вот только не было на ней тренера пловца - Геннадия Турецкого: не досталось пригласительного билета.

Он тогда был сильно обижен. Хотя ничего не сказал. Я же вспомнила об этом вчера, узнав, что в числе нынешних лауреатов (в первом списке представленных к наградам их всего 25), скорее всего, не окажется чемпионки Сиднея в барьерном беге Ирины Приваловой, которая сейчас в Москве восстанавливается после тяжелой операции. Орден ей, безусловно, вручат, но позже. Почему? Наверное, кто-то посчитал, что с костылями в Кремль не ходят.

Опять-таки мелочь. Какая разница по большому счету - раньше, позже... Да и не в Приваловой дело. Просто очень не хочется, чтобы потом, когда все заслуженные награды будут вручены, выяснилось, что о ком-то в суете забыли. По прошествии лет это, правда, уже не вспоминается. Разве что иногда. Например, когда идешь по аллее Славы ЦСКА, где установлены бронзовые бюсты армейских героев спорта - всех, кто в разное время был награжден орденом Ленина. Там нет Анатолия Тарасова. Причина проста: у Тарасова никогда не было этого ордена.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ