Газета Спорт-Экспресс № 129 (2622) от 9 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 июня 2001 | Велоспорт

ВЕЛОСПОРТ

КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"

Полицейские обыски участников 84-й "Джиро д'Италия" поставили крупнейшую супермногодневку под угрозу срыва

НЕУЖЕЛИ КТО-ТО ХОЧЕТ УНИЧТОЖИТЬ ВЕЛОСПОРТ?

С моей точки зрения, иного объяснения тому, что случилось вечером 6 июня в Сан-Ремо, нет. Напомню, что после финиша 17-го этапа все отели, где остановились гонщики, обслуживающий персонал и гости команд, подверглись налету 200 вооруженных полицейских (по 10 на каждую команду) из NAS - службы, ведущей борьбу с наркодельцами. Распоряжение об этом отдал прокурор Флоренции Луиджи Бокколини, лично присутствовавший при полицейской операции.

Тотальному обыску были подвергнуты номера, личные вещи, машины не только гонщиков и представителей медслужб команд, но даже гостей и спонсоров! Вот что, например, рассказал гонщик "Лотто" Йероен Блийлевенс. Он, его коллеги по команде, обслуга и гости только приступили к ужину в ресторане отеля, как появились полицейские в камуфляже. Они выставили всех из-за столов и согнали в одну комнату. Там обыскали, отобрали многие вещи, в том числе мобильные телефоны, после чего по одному доставили в номера. Стражи закона под бдительным оком Бокколини работали тщательно: многие гонщики смогли лечь спать в три-четыре часа ночи, большинство механиков команд и вовсе не сомкнули глаз. И это накануне сложнейшего 230-километрового этапа, включавшего пять вершин 1-й, 2-й, 3-й и высшей категории сложности!

Наутро ни президент UCI Хейн Вербрюгген, ни директор "Джиро" Кармине Кастеллано, ни главный редактор La Gazzetta dello Sport, основного организатора супергонки, Кандидо Каннаво не осудили решения ведущих гонщиков не выходить на старт. На семичасовом (!) совещании интересы спортсменов представляли Марио Чиполлини, Марко Пантани, Абрахам Олано, Дарио Фриго, Джильберто Симони и еще несколько именитых гонщиков. По словам Кастеллано, у них было железное намерение вообще прекратить гонку и разъехаться по домам. Лишь колоссальными усилиями спортсменов удалось переубедить.

Вот что сказал по этому поводу Вербрюгген: "Парни были уставшие, злые, встревоженные. Они ощущали себя униженными, оскорбленными - и я их прекрасно понимаю. Возможно, полиция действовала в рамках закона, но неплохо было бы при этом проявить хотя бы немного вежливости и уважения по отношению к гонщикам! С моей точки зрения, этот налет - не что иное, как политическая демонстрация нового правительства Италии. Скандал - лучшая реклама, а спорт для этого - самая доступная цель".

По отзывам очевидцев, акция в Сан-Ремо была четко спланирована, но тем не менее привела к хаосу. Утверждают, что кое-кто из гонщиков даже выпрыгивал из окон, с балконов и форточек летели шприцы и использованные ампулы. По сведениям агентства ANSA, в результате обыска было конфисковано громадное количество запрещенных веществ, в том числе стимуляторов, кортикостероидов, тестостерона, кофеина, адреналина, анаболиков и так далее. Однако Вербрюгген эту информацию опроверг, сказав, что у команд были без разбора изъяты практически все имевшиеся в распоряжении медиков препараты и лекарства, и до тех пор, пока не поступит информация из лабораторий Флоренции, куда отправлено все это хозяйство, никаких инсинуаций быть не должно.

Велоспорт, тем более профессиональный, с физической и психологической точки зрения можно отнести к самым сложным видам человеческой деятельности. В ходе многодневной гонки, в особенности такой, как "Джиро", организм подвергается колоссальным перегрузкам. Вынести их без использования медикаментозных средств практически невозможно. Однако при этом не следует забывать, что такому количеству допингтестов, как велогонщики, не подвергаются представители ни одного другого вида спорта! Например, директор команды "Телеком" Руди Певенаж рассказал, как на одной из гонок в Германии после финиша последнего этапа гонщики его команды поголовно подверглись допинганализу со стороны UCI, а буквально час спустя сдать пробы потребовали и представители германской федерации велоспорта!

Случившееся в Сан-Ремо по масштабу превосходит события трехлетней давности на "Тур де Франс". Именно французы дали старт допинговой "охоте на ведьм", охватившей велоспорт в последние годы. С моей точки зрения, все это имеет мало отношения к стремлению очистить спорт от запретных препаратов. Могу сказать честно: лично мне Бен Джонсон, бегущий 100 м за 9,7 при помощи медицины, намного интереснее того же Бена Джонсона, "чистым" пробегающего ту же дистанцию за 10,3. В конце концов профессиональные спортсмены - взрослые люди, имеющие полное право самостоятельно распоряжаться собой и своим здоровьем. Преследования же, которым в последние три года подвергаются велогонщики-профи, приведут лишь к деградации этого зрелищного и популярного вида спорта. Допинговый психоз уже сломал таких асов, как Ришар Виранк, Лоран Жалабер, Алекс Цулле, Марко Пантани, Абрахам Олано и другие. Они продолжают гоняться, но напоминают лишь слабую тень самих себя. Современный пелотон, живущий под дамокловым мечом полицейских преследований, катастрофически теряет класс. Он становится серым, неинтересным, потому что даже его лучшие представители, выходя на старт той же "Джиро", в первую очередь озабочены не тем, как выиграть великую гонку, а тем, как избежать допинговой нервотрепки.

Ольга ЛИНДЕ