Газета Спорт-Экспресс № 131 (2624) от 13 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 июня 2001 | Хоккей

ХОККЕЙ

Александр РАГУЛИН

ЗА СЛОМАННЫЕ РЕБРА
НА МЕНЯ НИКТО НЕ ОБИЖАЛСЯ

Братьям-близнецам Рагулиным - Александру, Анатолию и Михаилу - недавно на троих исполнилось 180 лет. В гостях у самого известного из них, Александра Павловича, побывал корреспондент "СЭ".

Палыч - именно так с легкой руки Анатолия Тарасова называли Александра Рагулина в ЦСКА и сборной Советского Союза даже те, кто был гораздо старше, - из уважения к его внушительным габаритам и таланту.

Заходишь домой к Александру Палычу и словно в музей попадаешь. Медалей, наград и призов, аккуратно упрятанных в рамочки за стекло, столько, что легко хватило бы на несколько команд. Еще бы - самый титулованный защитник мирового хоккея! 3-кратный олимпийский чемпион, 10-кратный чемпион мира, 9-кратный чемпион Европы, 9-кратный чемпион СССР! Уф-ф-ф...

А сколько фотографий! Рагулин и Буре. Рагулин и Фетисов. Рагулин и Бобби Халл. Рагулин с Пеле, Тайсоном и Тумбой Юханссоном на открытии московского гольф-клуба. И, наконец, огромный - почти от пола до потолка - портрет еще молодого хозяина квартиры на льду с клюшкой и в хоккейных доспехах.

КЕОСАЯН ПРИГЛАШАЛ В "НЕУЛОВИМЫЕ"

- Хороший портрет, - говорю.

- Да, - соглашается Рагулин. - Мне тоже очень нравится. Вдохновляет. Посмотришь на него - и сразу на подвиги тянет. (Улыбается.) Работа известного художника Веры Дрезниной. 1970 год. Картина в Манеже висела - там была выставка на спортивную тему. Затем хранилась в запасниках Государственного музея изобразительных искусств. Мне этот портрет покоя не давал - мечтал дома иметь. Чтобы его выкупить, пришлось писать письмо в Союз художников России. Да еще немалые деньги заплатить.

- У вас было много знакомых в мире искусства?

- В основном в актерской среде. У меня ведь первая жена была актриса - Людмила Карауш. Двадцать лет вместе прожили, потом развелись. Дружил с Эдиком Кеосаяном, Володей Ивашовым, Борей Сичкиным, Светланой Светличной, с которой жена работала в Театре киноактера. Они все любили хоккей, а Кеосаян вообще был страшным болельщиком ЦСКА. Общался с Вячеславом Тихоновым и Станиславом Ростоцким, которые, правда, симпатизировали "Спартаку". В те годы на матчи ЦСКА приходило много известных людей. Космонавты - Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович, - танцоры из Большого театра и ансамбля Моисеева.

- С кем-нибудь поддерживаете отношения?

- С Борей Сичкиным. Когда он приезжает в Москву, обязательно встречаемся. А Ивашова и Кеосаяна, к сожалению, уже нет с нами. Кстати, Эдик предлагал мне во второй части "Неуловимых мстителей" маленькую роль. Помните эпизод, когда Валерка играет на бильярде с белыми офицерами? Так вот, в роли одного из них и хотел меня снять Кеосаян. Скрепя сердце я отказался: "Вдруг узнают, проблем не оберешься". "Да мы так загримируем - родная мама не отличит", - уговаривал режиссер. Но я был непреклонен.

- Почему?!

- Не хотел лишних осложнений, тем более перед Олимпиадой. Время-то сами знаете какое было... Реакция могла оказаться непредсказуемой.

- Больше в кино вас не приглашали?

- Нет. Зато довелось сыграть моему сыну Антону. Он учился в английской спецшколе, разумеется, хорошо владел языком. Поэтому, когда приехали американцы снимать фильм "Петр Великий", Антона с подачи жены быстро утвердили на роль брата Петра. Он уехал на съемки в Суздаль. А я уже работал тренером в Новосибирске и случайно прочитал в газете, что сын прославленного армейского защитника Александра Рагулина, оказывается, не только, как отец, играет в хоккей, но и снимается в кино. Тогда я понял, что хоккеиста из него не получится. Жаль, данные были неплохие. Актера, кстати, из него тоже не вышло. Стал мелким бизнесменом.

- А первая знаменитость, с которой вы, Александр Палыч, столкнулись, был, если не ошибаюсь, Леонид Утесов?

- Да, это уже легенда. Мы с Михаилом и Анатолием родились за полтора месяца до начала войны. В эвакуацию уехали в Кемерово. Как-то мама везла нас по бульвару на самодельных санках и повстречала Утесова - он приехал туда со своим оркестром. Разговорились, и мама спросила: "Не слишком ли худые мои малыши?" "Не волнуйтесь, - успокоил ее Утесов. - Я тоже двойняшка - у меня сестра в Одессе. И никто из нас на здоровье не жалуется. Уверен, и ваши мальчишки вымахают богатырями". Эту историю в детстве мне рассказала мама. А потом я услышал ее и от самого Утесова, с которым познакомился на вечере в Колонном зале Дома союзов.

КЛЮШКА ИЛИ КОНТРАБАС?

- Говорят, с юных лет вы все трое к музыке были неравнодушны?

- Даже закончили музыкальную школу. Я играл на контрабасе, Толя на скрипке, а Мишка на виолончели. Но на занятия ходили исключительно из уважения к маме. Хоккей привлекал гораздо больше. Зимой при первой же возможности надевали коньки. Частенько на репетицию в оркестр таскал баул с хоккейной формой. Отыграешь - и несешься в другой конец города, где у команды матч на первенство Москвы. Еле успевал ко второму или третьему периоду.

- А почему из братьев Рагулиных только вам удалось раскрыться?

- Наверное, все дело в характере. Братья-то помягче. Я тоже мягкий, но только за пределами площадки. А на льду мгновенно преображался.

- К слову, чем они сейчас занимаются?

- Толя раньше работал в отряде космонавтов, а теперь инструктор в восстановительном центре. Миша - вице-президент федерации рингбола России и президент московской федерации флорбола.

- У вас были великолепные физические данные - рост 192 см и вес почти под центнер. Соперники боялись?

- Скорее, уважали. За счет массы я легко мог придавить игрока к борту и нередко этим пользовался. Некоторым не везло - и ноги ломали, и ребра, и ключицы. Но камня за пазухой они не держали. Понимали - это хоккей.

- Тарасов славился своими оригинальными упражнениями. Одно из них заключалось в том, что хоккеисты садились друг к другу на плечи и играли в баскетбол. Вас-то, поди, не каждому было под силу поднять?

- Это вы зря. У нас все ребята были крепкие. Но, естественно, меня таскать на себе большим желанием не горели. Да я и сам лишний раз старался не перегружаться. Умел дозировать нагрузки. В тренажерном зале ЦСКА лежал блин, который внешне ничем не отличался от остальных, но на самом деле был в два раза легче. Только Тарасов об этом не догадывался. Партнеры же знали, что это блин Палыча, и никогда к нему не прикасались.

ВОДКА С МОЛОКОМ

- Случались у вас с Тарасовым размолвки?

- А как же! За нарушение режима он меня штрафовал. Ставка высшей категории у нас была 220 рублей, а он мог на несколько месяцев снизить до первой. А это уже 180 рублей. Поневоле призадумаешься.

- Сомневаюсь, что вас это когда-нибудь останавливало....

- Верно. В команде постоянно кто-то ходил в штрафниках.

- Интересно, а были в ЦСКА игроки, которые совсем не пили?

- Нет. Просто одни попадались, а другим удавалось наказания избежать. Как-то в выходной день отправились в Сандуны. Махнули, на щеках румянец заиграл. Пошли в парилку, а навстречу Тарасов. Тоже решил попариться. Ну, тут уже не отвертеться... Но вообще-то ребята у нас смекалистые были. Прямо на базе в Архангельском водку молоком разбавляли - по цвету почти не отличишь. Или вместо чая коньячок наливали. Сидят за столом, ложечкой помешивают в чашке и прихлебывают с довольным видом...

- Простите, Александр Палыч, но неужели водка с молоком - это вкусно?

- Нормально. Пить можно. А главное, никто не придерется. На мой взгляд, после игры граммов 150 коньяка или водочки выпить только полезно. Сразу снимаешь напряжение, спишь хорошо. Нервную систему надо беречь. Помню, летели домой году в 70-м из Монреаля. У самолета заклинило шасси, и три часа мы кружили над аэропортом, сливая топливо, прежде чем совершили аварийную посадку. Поначалу было страшновато, но как по стаканчику приняли - вмиг отлегло. Начали в преферанс играть. От нас-то все равно уже ничего не зависело, так зачем понапрасну нервы трепать?

- Кстати, возвращались хоккеисты из зарубежных поездок обычно с чемоданами дефицитных вещей. На родной таможне, наверное, немало неприятных минут пережили?

- Это точно. Один раз меня с плащами повязали. Сдавал их в магазин знакомой продавщице. Когда она попалась, честно показала на меня. Вызвали куда следует: колись, говорят, сколько плащей привез и продал. А я, что, помню - за столько-то лет? Ну и ляпнул от фонаря: "Штук тридцать". - "А почем?" - "Рублей по семьдесят". В итоге влепили мне штраф - 2100 рублей. Целое состояние по тем временам! Вдобавок схлопотал выговор по партийной линии и пять суток "губы". Сидел в Алешинских казармах.

СЪЕДЕННАЯ ГАЗЕТА

- За карьеру вы выиграли все, что только можно. А какая из побед самая-самая?

- Пожалуй, на первенстве мира-63. Чтобы стать чемпионами, нам в решающем матче необходимо было победить канадцев с разницей в две шайбы. Мы уверенно вели в счете 4:0, но на последней минуте умудрились пропустить два гола. Еще один - и золотые медали уплыли бы к шведам. Но выстояли. Конечно, не забыть и суперсерию-72. С ней связан забавный случай. Накануне наших матчей в канадской прессе вышла статья местного журналиста. Он утверждал, что русским, мол, ничего не светит, они проиграют все матчи, а если хотя бы в одном победят, он готов съесть газету с этой заметкой. И сдержал слово! На следующее утро после первого же матча, в котором сборная СССР выиграла в Монреале - 7:3, он пришел в отель, где мы жили. Сел у входа с тарелкой каши, порвал газетку на мелкие кусочки, перемешал и с невозмутимым видом начал поглощать свой "завтрак". А мы с нескрываемым любопытством за ним наблюдали.

- Вскоре после той легендарной суперсерии вы в 32 года завершили выступления. Не рановато собрались на покой?

- Уверен, еще лет пять запросто поиграл бы. Но, увы, не нашел с Тарасовым общего языка. В сезон я входил тяжеловато, тренеру это не понравилось, и со сборов в Минске он отправил меня в Москву. Фактически после этого я и закончил с хоккеем.

- А почему не ушли в другой клуб?

- Куда? Я же был офицер. Добро давали только на переход в ленинградский СКА, что меня совершенно не вдохновляло. Начал тренировать молодежную команду ЦСКА, затем перебрался в Новосибирск. А в 1988 году в ранге подполковника уволился в запас.

- Нет сожаления, что тренерская карьера не задалась?

- Ей-богу, ни капельки. Чтобы работать тренером, надо быть фанатиком этого дела. Как Тарасов или Тихонов. Думать о хоккее 24 часа в сутки? Нет уж, увольте. Кроме того, тренер должен быть еще и хорошим психологом. Верно подметил Олег Романцев: дать игрокам нагрузку проще пареной репы, а вот создать коллектив - уже тренерское искусство.

- Своим нынешним положением довольны?

- Вполне. Я возглавляю Ассоциацию ветеранов хоккея и являюсь вице-президентом клуба "Золотая шайба". Работы хватает. Мы делаем все, чтобы отвадить мальчишек от улицы. Пусть лучше в хоккей играют.

В ДУШЕ МАЛЬЧИШКА

- А что вы о нашем сегодняшнем хоккее думаете? Виданное ли дело - сборная уже восемь лет на чемпионатах мира даже за бронзу зацепиться не может!

- Раньше попасть в сборную было заветной мечтой любого хоккеиста. Помимо престижа это и в материальном плане сулило выгоду - дополнительная ставка от Спорткомитета, премии. А нынче в клубах игроки зарабатывают столько, что сборной и не снилось. И приглашение туда воспринимают уже очень спокойно. Это относится как к НХЛовцам, так и к игрокам российской Суперлиги. Да, стараются, но не более того.

- Выходит, все так безнадежно?

- Надеюсь, что нет. Я немало езжу по стране и вижу, что у нас растут талантливые детишки. Причем в таких регионах, где и хоккея-то прежде никогда толком не было. Эх, еще бы детским тренерам платили на уровне их коллег из команд мастеров! Ведь именно на детских тренерах держится хоккей.

- Вас не удивляет, что многие хоккеисты потянулись из Америки обратно в Россию?

- Ничуть. В НХЛ они получают два-три миллиона долларов в год, а в России - 200-300 тысяч. Но там проводят по 100 матчей и к концу года выжаты как лимон. У нас же полсезона поиграют, а потом трусы по льду возят. Плюс налоги. В Америке-то "черной кассы" не увидишь. Так что, если подсчитать количество затраченной энергии, окажется, что у нас платят не хуже, чем в НХЛ.

- Недавно вам 60 лет стукнуло. Юбилей отмечали с размахом. Президент России даже орденом "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени наградил.

- Не скрою, такое внимание очень приятно. Я безумно благодарен всем, кто помог организовать этот замечательный вечер.

- Признайтесь, сами-то чувствуете себя на 60?

- Что вы! В душе я по-прежнему мальчишка. Зимой вот поскользнулся на улице и мышцу порвал. Думаете, случайность? Нет, просто с горки ледяной вдруг захотелось прокатиться...

Александр КРУЖКОВ