Газета Спорт-Экспресс № 140 (2633) от 23 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 июня 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 14-й тур

СПАРТАК - ЛОКОМОТИВ

В предстоящем в понедельник главном столичном дерби почти наверняка примут участие три представителя Африки, Это - красно-белый камерунец Тчуйсе, а также два красно-зеленых - нигериец Обиора и южноафриканец Лекхето.

Джейкоб ЛЕКХЕТО

ДО ФИНАЛА НИКОГДА НЕ БИЛ 11-МЕТРОВЫЕ

В РОССИИ ИНОГДА ЗОВУТ ЯШЕЙ

"Пока, Бобо", - бросил кто-то из футболистов "Локомотива", едва мы с южноафриканским легионером расположились для беседы в холле на базе в Баковке.

- Бобо - это ваше прозвище, перекочевавшее в Россию?

- Нет. Часть моего полного имени, которое звучит так: Джейкоб Бобо Лекхето. Меня нарекли Бобо в честь деда. Так ко мне и обращаются дома. В России же иногда зовут Яшей.

- Должен вам на всякий случай сообщить, что и это не прозвище, а эдакий перевод имени Джейкоб. Впрочем, давайте вернемся к недавнему финалу Кубка России.

- С удовольствием. Я впервые с тех пор, как стал профессиональным футболистом, участвовал в финале официального турнира и считаю эту победу самым весомым на сегодня достижением в жизни. Это так восхитительно! Пять лет играл за "Морока Своллоуз" ("Ласточки из Мороки". - Прим. А.П.) , вдруг поменял команду - и сразу же выиграл трофей!

- И к тому же забили послематчевый 11-метровый. В ЮАР вы наверняка были пенальтистом?

- Напротив. Никогда в жизни 11-метровые не исполнял. А тут пришлось, да еще в финале. Но коуч закричал мне: "Бобо, Бобо, ты бьешь вторым!" И тогда я сказал себе, что должен забить во что бы то ни стало. К тому же повезло: как раз передо мной один из соперников не смог переиграть нашего вратаря, и это придало мне уверенности.

- А затем вы исполнили некий номер (Лекхето дважды брыкнул ногой в сторону ворот. - Прим. А.П.) . Это традиционный танец или импровизация?

- В Южной Африке обычно забитые мячи празднуют. Автор гола или результативной передачи показывает маленький спектакль. По понедельникам на телевидении во время обзора матчей, состоявшихся в выходные дни, даже определяют, чей номер был интереснее. Вот и я для себя решил: если забью гол, что-нибудь устрою.

- Итак, номер был подготовлен заранее. Каков же его смысл?

- Смотрите, мяч там, в воротах!

- Слышал, что после матча вас пригласил на банкет посол ЮАР?

- Банкет - это слишком громко сказано. Мы просто посетили ресторан на стадионе "Динамо", поужинали, подняли пару тостов, меня поздравили, а спустя четверть часа я покинул компанию.

ЗНАКОМСТВО С ВРАТАРЕМ "СПАРТАКА"

- В 1996 году мне довелось побывать на Кубке Африки...

- Я тогда только начал профессиональную карьеру.

- В ходе того турнира встретился с Аркадием Гуткиным, в прошлом футболистом дубля минского "Динамо", который основал в ЮАР клуб под названием "Спартак". Тот "Спартак" еще существует?

- Да, во втором дивизионе. Оттуда в "Своллоуз" пришел, в частности, вратарь. Сейчас "Спартак" базируется, по-моему, в Тембисе, между Йоханнесбургом и Преторией.

- "Локомотиву" предстоит матч совсем с другим "Спартаком". Каким он вам видится?

- До сих пор мне не доводилось играть против этой команды, но я знаю, что это один из ведущих клубов России, что у его футболистов огромный опыт, в том числе международных матчей. В матче с "Анжи" "Спартак" показал прекрасную игру. Нам будет нелегко, тем более после утомительного финала.

РУССКИЙ ДРЕССИРОВЩИК "ЛАСТОЧЕК"

... За два дня до решающего матча за Кубок страны я встретил в Баковке Виктора Бондаренко, известного российского тренера, работавшего в Мозамбике, а сейчас возглавляющего "Морока Своллоуз".

- Я давно дружу с Юрием Семиным и Валерием Филатовым, - сказал он. - Вместе играли, учились. Вот и предложил "Локомотиву" этого талантливого парня, Лекхето. Хотя ему приходится непросто: вызовы в сборную означают дальние перелеты, смену часовых и географических поясов. Потому иногда и не хватает свежести.

- Вы долго работали с Бондаренко? - спросил я Лекхето.

- Он пришел в "Морока Своллоуз" в августе прошлого года. Таким образом, под его руководством я играл пять месяцев.

- Почему только пять?

- В декабре наступил летний (в южном полушарии. - Прим. А.П.) перерыв в сезоне. После него Бондаренко сказал, что мною интересуется "Локомотив". Клуб проводил сбор в Португалии, а я как раз туда поехал в составе второй команды "Бафана Бафана". Бондаренко позвонил Семину и сообщил ему об этом. Меня просмотрели во время товарищеского матча, о чем я и не догадывался. А потом Семин предложил присоединиться к его команде в Испании. Там я тренировался с "Локомотивом" в течение недели. На сбор в Германию полететь не смог из-за занятости в сборной. А в конце февраля приехал в Россию.

- Не могли бы сравнить лучшие клубы России и ЮАР?

- Это трудно. Очень уж разный стиль. Черные футболисты больше играют индивидуально. В России же быстро движется мяч, и мне нравится это. Увидел свободного игрока - отдал и сам открылся. Нам удаются по полтора-два десятка касаний мяча, прежде чем соперник им завладеет. В "Локомотиве" никто не потащит мяч от одного углового флажка до другого, как в "Своллоуз".

- Как я понимаю, "Своллоуз" - весьма скромная команда?

- У нее славные традиции. По числу болельщиков она уступает, пожалуй, только "Кайзер Чифс" и "Орландо Пайрэтс" - двум другим клубам из Соуэто. Но были очевидные просчеты в управлении. Руководство использовало деньги не так, как следовало бы. Оно рассчитывало на совсем уж юных футболистов. Но если в команде 90 процентов мальчишек, успеха не добиться. Посмотрите на "Локомотив". Есть Марата и Пима (Измайлов и Пименов. - Прим. А.П.) , но рядом опытные игроки. Такой же политики придерживаются сегодняшние лидеры южноафриканского футбола - чемпион страны "Орландо Пайрэтс" или "Мамелоди Сандаунс". Впрочем, Бондаренко привнес футбольную культуру и в "Своллоуз". Он постоянно призывает игроков атаковать. Благодаря этому клуб в нынешнем сезоне - правда, уже без меня - дошел до полуфиналов двух престижных турниров - Кубка страны и Rothmans Cup. Таких успехов давно не было. Команда даже не могла избежать поражений в нескольких матчах подряд. Причем случались и крупные проигрыши, подрывавшие веру игроков в свои силы. В "Локомотиве" же вырабатывается привычка побеждать.

- Бондаренко говорил, что, возможно, в "Локомотив" приедет еще один футболист из ЮАР.

- Предполагаю, что это Лебо Ньяке из "Орландо Пайрэтс", не раз игравший за вторую сборную страны.

ВНЕ ПОЛИТИКИ И ВНЕ ДЕМОНСТРАЦИЙ

В прошлом мне довелось работать в Намибии и не раз бывать в ЮАР. Когда мы встретились с Лекхето, я наскреб жалкие остатки воспоминаний из языка африкаанс и изрек:

- Goeienaand. Hoe gaan dit? ("Добрый вечер. Как дела?")

Джейкоб заулыбался, но заметил, что вообще-то африкаанс (язык буров, близкий к голландскому) не знает. Он принадлежит к народу тсвана, который населяет Ботсвану и примыкающие к границе этой страны районы ЮАР к северо-западу от Йоханнесбурга.

- А в школе я учился на языке сото, который не очень значительно, но все же отличается от языка тсвана, - поведал Лекхето. И привел пример: в тсвана есть гортанный звук "х", который, собственно, и присутствует в его фамилии, в то время как сото прибегают к щелканью языком. Цоканьем, впрочем, изобилует речь многих народов юга Африки.

Лекхето родился в Соуэто, который в советской печати называли то черным гетто, то гигантским поселком. Между тем само название Соуэто расшифровывается как South Western Townships, то есть комплекс поселков к юго-западу от Йоханнесбурга. Будущий защитник "Локомотива" родился и вырос в одном из них Малетзани.

- Соуэто всегда было крайне неспокойным во всех отношениях районом. То столкновения с полицией, то политически и этнически окрашенные битвы. Вы не были вовлечены в политические акции? Скажем, во времена борьбы с апартеидом.

- Нет, это не по мне. Конечно, нельзя было не пойти на похороны погибшего в перестрелке друга. Но ходить с криками толпой мне не нравится. Я всегда говорил: "Нет, ребята, я остаюсь с бабушкой. Если что-то произойдет с моими родными, то по крайней мере я погибну вместе с ними". Жизнь дана для того, чтобы добиваться чего-то значительного. Если пойдешь на поводу, то ничего не получится.

- По-вашему, ситуация в Южной Африке за последние годы улучшилась?

- Заметно. Проблема одна высокая преступность. Очень уж многие люди не имеют работы.

ЗА ОТКАЗ ОТ ОБРЯДА ПРОРАБАТЫВАЛИ НА СОБРАНИЯХ

- Вы огорчились, узнав, что ФИФА не предоставила ЮАР право на проведение чемпионата мира 2006 года?

- Мы - футболисты, репортеры и другие - собрались в Сэндтоне (огромный торговый центр с гостиницами и конференц-залами в Йоханнесбурге), ждали результатов голосования. Его итог я воспринял так: чему быть, того не миновать.

- Полагаете, Южной Африке под силу такое крупное соревнование, как чемпионат мира?

- Об этом знают только начальники. Они твердят по радио и телевидению, что сделают то и то... Я же не уверен, что все произойдет именно так, как они говорят.

- 11 апреля на весь мир разнеслась весть о трагедии на "Эллис парк" в Йоханнесбурге. В вашей стране часто случаются стычки на стадионах?

- Да. Особенно когда встречаются "Кайзер Чифс" и "Орландо Пайрэтс". Это как дерби "Спартак" - "Локомотив" (в данном случае я говорил бы о противостоянии "Спартак" - ЦСКА.- Прим. А.П.) . Проблема в том, что билетов на такие матчи продают раза в два больше, чем могут вместить трибуны. Отсюда и неприятности.

- А в целом много народу ходит в ЮАР на футбол?

- Зависит от игры. Если играем с клубом из Кейптауна, придет от силы пятьсот человек. Если же "Пайрэтс" едут в Дурбан, на стадионе будет битком.

- Не следствие ли это соперничества на этнической основе? И вообще не создаются ли клубы по племенному признаку?

- Ну что вы! Такого нет. Конечно, за "Амазулу" из Дурбана активно болеют зулусы, но у клуба есть поклонники и из числа тех, кто к этому народу не принадлежит.

- Используют ли футболисты "мути", то есть элементы колдовства?

- На такой вопрос игроки (темнокожие. - Прим. А.П.) всегда отвечают отрицательно. Но это же часть нашей культуры, от которой никуда не деться. В "Бафана Бафана" такого нет. Что касается клубов, то буквально во всех прибегают к практике "мути". То устраивают обряд омовения, то окуривают раздевалку. Нам на поле выходить - а там дышать нечем.

- И, как я понимаю, вы не вправе отказываться от участия в этих церемониях, чтобы потом не обвинили во всех неудачах?

- Все зависит от человека. Если у игрока есть авторитет, он может и возразить. В 1998 году от меня требовали сделать насечки в разных местах на теле. Я же сказал, что в моем народе это не принято. Нас трое в команде отказалось от этого обряда. Один потом уступил давлению. Мы же с капитаном стояли на своем. Нас вывели из состава на несколько матчей. Устроили кучу собраний - мы ни в какую. Тогда меня отправили играть в пляжный футбол в Бразилию. Когда же вернулся, руководство конфликт загасило.

- Родные, наверное, не хотели вас отпускать на другой край света, в Россию?

- У них были сомнения. Но я объяснил: играя за "Своллоуз", нельзя сделать себе имя и вырасти в большого футболиста. Участие в чемпионате России должно помочь мне закрепиться в составе "Бафана Бафана".

- "Локомотив" обеспечил вас квартирой?

- На набережной Тараса Шевченко.

- Вы женаты?

- Нет и пока не собираюсь. Женитьба повлечет за собой массу проблем. Но в Южной Африке у меня осталась подруга, с которой у нас дочь.

- Не собираетесь пригласить их в Москву?

- В будущем году. Надо сначала адаптироваться.

- А вы еще не адаптировались?

- Чуть-чуть, - последовал ответ по-русски.

Александр ПРОСВЕТОВ