Газета Спорт-Экспресс № 147 (2640) от 2 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 июля 2001 | Остальные

Игорь ИВАНОВ

ПОБЕДИТЬ НА ПЕРЕГОВОРАХ -
КАК ВЫИГРАТЬ ЧЕМПИОНАТ МИРА

Он, безусловно, один из ключевых министров правительства. И уж точно самый легкий на подъем. Подсчитано, что в прошлом году министр иностранных дел РФ Игорь Иванов провел в воздухе 350 часов и преодолел 280 тысяч километров.

Похоже, что в этом году министр установит рекорд: уже к середине июня он налетал 164 тысячи километров за 205 часов. В начале мая, например, находился в Ливии, где пытался урегулировать давний конфликт, а через несколько дней проводил переговоры в Хельсинки. Заехал на пару дней в Москву, чтобы выступить перед Госдумой и встретиться с министром обороны Сирии Мустафой Гласом, и - вылетел в Америку на переговоры с госсекретарем США Колином Пауэллом.

И так - круглый год. Каждый день расписан по минутам, каждая встреча имеет огромное значение для России и ее престижа.

Все это, впрочем, не мешает министру иностранных дел Игорю Иванову выполнять обязанности почетного вице-президента Федерации греко-римской борьбы России.

КОНТРАСТНЫЙ КАРЕЛИН

- Все получилось случайно, - начинает разговор Иванов. - В 1994 году ко мне обратился с несколько необычной просьбой главный тренер нашей сборной по греко-римской борьбе Михаил Мамиашвили. Тогда в стране шел непростой процесс, связанный с оформлением гражданства, и незадолго до начала чемпионата мира выяснилось, что несколько спортсменов не успеют получить российский паспорт. Соответственно не смогут представлять страну на соревнованиях. Так вот Мамиашвили просил поспособствовать в решении этой проблемы. Я не мог ответить отказом, понимал, насколько критической была ситуация для его подопечных, отдавших подготовке к этому турниру несколько лет жизни. В итоге МИД в течение нескольких суток дело уладил: борцы получили паспорта, оформили визу и уехали на турнир. С гордостью скажу, что у меня оказалась легкая рука: многие из моих "протеже" вернулись с чемпионата с золотыми медалями.

Прошло время, и меня пригласили на праздничный вечер, где Мамиашвили, Карелин и другие борцы сделали неожиданное предложение стать почетным вице-президентом федерации. Понимал, что предложение сделано от чистого сердца, что могу оказаться полезным, и - согласился. До сих пор горжусь, что сами спортсмены доверили мне почетную миссию помогать им. Пусть даже эта помощь во многом символическая - из-за напряженного графика мне, конечно, не удается вести в федерации какую-то серьезную работу. Но что могу - делаю и буду делать.

- А с кем из борцов сблизились?

- Почти со всеми. Это было несложно. На мой взгляд, едва ли не каждый борец сборной - интересная и во многих отношениях уникальная личность. Замечательные отношения сложились с Александром Карелиным. С ним в последнее время иногда встречаемся и во властных кабинетах. Ценю его не только как выдающегося спортсмена, но и как человека. С большой, простите за патетику, буквы. Карелин из тех, кто всегда будет ставить государственные интересы выше собственных. Знаю: многие критикуют его за то, что в ответственный момент подготовки к Олимпиаде он занялся политикой, стал одним из лидеров движения "Единство". Я же полагаю, что это был поступок мужественного человека и патриота. Вообще Карелин - необычный, многогранный и, скажем так, контрастный человек. Посмотрите, как легок и грациозен он на тренировках, как суров и грозен во время соревнований. А в кругу друзей это мягкий и приятный человек, обладающий тонким чувством юмора и высокой эрудицией.

Мы давние знакомые с Михаилом Мамиашвили. Наши встречи рано или поздно сводятся к беседам о борьбе и проблемах отечественного спорта. Неудивительно, ведь он живет этим днем и ночью. Все время говорит о том, что надо работать с молодежью и резервом, что в России катастрофически не хватает спортивных школ. Важно, что Мамиашвили не только говорит, но и много делает. Полагаю, именно поэтому наша борцовская сборная даже в самые тяжелые годы достойно защищала интересы России на международной арене. Мамиашвили - государственный человек, он не случайно занимает должность начальника всего армейского спорта.

ДАЙ БОГ, ЧТОБЫ НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ МОК
БЫЛ ПОХОЖ НА САМАРАНЧА

- В июле в Москве состоится очередная сессия МОК. Какое участие принимает в ее организации МИД России?

- Самое активное. Понятно, что мероприятие столь высокого уровня с участием большого количества высокопоставленных гостей должно быть организовано на достойном уровне. Для меня в этой сессии МОК имеется еще один немаловажный фактор - личностный. Более двадцати лет назад судьба свела меня с нынешним президентом МОК Хуаном Антонио Самаранчем. В 1978 году он был назначен послом Испании в Москве, а я тогда работал советником по политическим вопросам и культуре в нашем посольстве в Мадриде. Мы часто встречались для обсуждения вопросов, касающихся развития отношений между нашими странами, и со временем подружились. Самаранч искренне любит нашу страну, он не случайно настоял на том, чтобы выборы нового президента МОК состоялись в Москве - в том же месте и в тот же день, когда в 1980 году он сам был впервые избран президентом. Трудно предвидеть, кто станет его преемником, но как хочется, чтобы он был чем-то похож на Самаранча, чьи 20 лет президентства стали ярким событием в олимпийском движении.

- Полагаю, вы особенно сблизились с Самаранчем во время подготовки к Олимпиаде-80 в Москве?

- Да, тогда мы контактировали особенно часто. Скажу, что Самаранч сделал все, чтобы нейтрализовать серьезный удар, который нанесла по Олимпиаде-80 блокада со стороны некоторых западных стран. И сыграл главную роль в том, что испанская делегация стала одной из самых представительных на наших Играх.

- Как оцениваете принятое через четыре года решение стран Варшавского договора бойкотировать Игры-84 в Лос-Анджелесе?

- Бойкот соревнований - не метод для решения политических задач. Даже в условиях "холодной войны". Ведь что произошло в результате бойкотов Игр в Москве и в Лос-Анджелесе? Пострадали спортсмены, которые не смогли выступить в главных соревнованиях своей жизни, пострадали болельщики. И конечно, олимпийское движение, по престижу которого был нанесен серьезный удар. Дипломаты понимали это и тогда, считали, что самым достойным ответом на бойкот московской Олимпиады станет победа наших спортсменов на Олимпиаде лос-анджелесской. Но в итоге решено было действовать по принципу "око за око". Как и кем тогда принимались решения, вы знаете.

САМОКАТ ОТ ОЛБРАЙТ

- МИД России включает международный спорт в сферу своих интересов?

- Да, потому что спорт и международная политика часто взаимосвязаны.

- Не беспокоит ли российскую дипломатию тот факт, что в последнее время МОК - а значит, и международное олимпийское движение - ощущает все большее давление со стороны США?

- На олимпийское движение влияет много различных, в том числе и негативных, процессов. Всегда есть искушение поставить под контроль такую влиятельную организацию, как МОК. Хотя, полагаю, с точки зрения здравого смысла это недальновидная идея. Сила олимпийского движения заключается именно в независимости. Поэтому ни политики, ни бизнесмены не должны вмешиваться в действия МОК. Тогда олимпийское движение будет и дальше пользоваться во всем мире тем авторитетом, каким пользуется сейчас.

- Насколько влияют на реноме нашей страны успехи и неудачи спортсменов? Можно ли, к примеру, сказать, что проигрыш того же Карелина в финале сиднейской Олимпиады в схватке с американцем Рулоном Гарднером стал и дипломатическим поражением России?

- Не думаю, что проигрыш Карелина в Сиднее можно рассматривать как дипломатическое поражение. Просто всем нам по-человечески обидно, что произошла историческая несправедливость и Александр проиграл. Но как случилось, так случилось, и из этого не надо делать трагедии. Мы ведь запомним Карелина не как проигравшего в финале Сиднея-2000, а как обладателя трех золотых и одной серебряной медалей разных Олимпиад.

Но, конечно, любая победа спортсменов добавляет авторитета той стране, которую он представляет. Отсюда - то огромное внимание, которое оказывается спорту во всех развитых странах на государственном уровне. Ведь спортсмен на деле защищает интересы государства, флага, многомиллионной армии болельщиков.

- Свое 55-летие вы встретили в Нью-Йорке, где проходила 55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. И, говорят, получили от бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт необычный подарок. Это правда?

- Действительно, г-жа Олбрайт презентовала мне самокат со шлемом и наколенниками. Для того, наверное, чтобы я передвигался по миру с еще большей скоростью.

- Уже опробовали этот подарок в деле?

- Да, в собственной квартире. Прокатился на самокате из большой комнаты до кухни. Но я торжественно пообещал г-же Олбрайт ездить на нем и по длинным коридорам МИДа.

- Вас ни разу не приходилось видеть без строгого костюма и галстука. А возникает искушение выйти из имиджа государственного человека? Сделать нечто экстраординарное - скинуть, например, строгую одежду, надеть тренировочный костюм и кеды, отправиться на футбольное поле погонять мяч?

- Нет. Обычно это искушение обратного порядка: я ощущаю дискомфорт в моменты, когда не нахожусь в состоянии полной боевой готовности к работе. Тут, видимо, сказывается сформированная годами учебы и работы привычка к определенному образу и стилю жизни. Уже много лет у меня, как, впрочем, и у других дипломатов, ненормированный рабочий день. Когда отправляюсь с семьей на дачу на выходные, я, как и любой нормальный человек, надеваю что-нибудь свободное: спортивный костюм или джинсы с майкой. Но при этом в машине обязательно висит выглаженный костюм с галстуком. Потому что неизвестно, в какую минуту дня и ночи зазвонит телефон и мне придется срочно отправляться на переговоры или встречу.

АЗАРТ И СПИРТНЫЕ НАПИТКИ

- Хорошо, что сотрудники МИД часто помогают нашим спортсменам за границей. Известно также, что многие дипломаты составляют основную группу поддержки российских спортсменов на международных соревнованиях. А сами вы человек азартный?

- Да, если учесть, что такое чувство, как азарт, может иметь разное приложение. В юности, например, срывал голос на футбольном стадионе, поддерживая любимый "Спартак". То же самое происходило через несколько лет на зарубежных турнирах, куда приезжал в качестве переводчика наших команд. Но с годами научился контролировать эмоции, что крайне важно на дипломатической службе, и нашел своему азарту другое применение. Оказалось, что профессия дипломата во многом сродни профессии спортсмена. А каждые переговоры или выступление - специфическая игра с высокими ставками. И когда добиваешься на переговорах нужного результата, твою душу переполняют эмоции, которые, видимо, близки к тем, что испытывает спортсмен, выигравший чемпионат мира.

- В политический лексикон давно вошел термин "дипломатия пинг-понга" - когда контакты между государствами устанавливаются с помощью спорта. Приходилось ли вам его использовать?

- Сейчас, когда "холодная война" осталась в прошлом и межгосударственные связи активно развиваются, дипломатия пинг-понга или другого вида спорта уже вряд ли может играть ту роль, которую играла раньше. Хотя все может случиться. Если в той или иной ситуации ради укрепления дружественных связей между странами потребуется провести спортивную встречу, мы обязательно займемся ее организацией. Но вот вам пример из другой области. Работники посольств разных стран часто проводят товарищеские спортивные турниры. Я такого рода мероприятия всегда приветствую, потому что они идут на пользу дела. Не только помогают дипломатам поддерживать форму, но и в какой-то степени укрепляют межгосударственные контакты.

- Один из распространенных мифов о людях вашей профессии таков: профессиональный дипломат должен уметь выпивать. Ради, опять же, укрепления межгосударственных контактов.

- Это действительно всего лишь миф, основанный на ложном представлении о профессии дипломата. Правда, мне доводилось встречать молодых дипломатов, которые по неопытности считали, что их успех на службе зависит от умения поглощать коктейли на приемах. Приходилось напоминать им банальные в общем-то вещи. Что дипломатов встречают по одежке, а провожают по уму, но не по количеству выпитого. Что человек, позволяющий себе расслабиться под рюмочку, никогда не добьется успеха ни в одной профессии. Обычно этого оказывалось достаточно. Не подумайте только, что в МИДе негласно введен сухой закон. Можно и выпить, если есть повод. Главное - чтобы это не шло во вред делу. Здесь можно вспомнить исторический казус середины 80-х годов, когда в СССР был введен сухой закон. Тогда у наших посольств возникли определенные сложности: есть ведь правила дипломатического этикета, согласно которым во время официальных приемов на столах должны присутствовать определенные напитки, в том числе и спиртные. Пришлось решать эту проблему "своими" методами.

- Интересно, какими же?

- А вот это дипломатическая тайна. Вдруг эти самые методы еще когда-нибудь пригодятся? Я, конечно, шучу.

- А насколько спортивны ваши сотрудники?

- Многие занимаются спортом, но, конечно, на любительском уровне. Ясно, что дипломат должен постоянно находиться в хорошей форме. Специфика профессии - многочасовые переговоры, бессонные ночи, долгие перелеты, смена часовых поясов и т.п. - наносит серьезный удар по организму. А ведь лучшего средства для релаксации и восстановления, чем спорт, не бывает. Поэтому чуть ли не каждый день твержу об этом молодым дипломатам. Многим из них, однако, далеко до министра иностранных дел Германии Фишера, который регулярно принимает участие в марафонских забегах.

О ПУТИНЕ, БУШЕ И КОРОЛЕ ИСПАНИИ

- А кого из первых лиц государств охарактеризуете как самого спортивного человека?

- Президента Владимира Путина, который всегда находится в прекрасной форме. При его загруженности надо иметь колоссальную силу воли, чтобы регулярно, каждый день находить время на занятия спортом. Представьте: при хорошем раскладе у президента имеется полчаса - час свободного времени за день. Возникает искушение поспать, полежать на диване с книгой, посмотреть телевизор. Многие на его месте так бы и сделали. А Путин отправляется в спортзал.

- Что скажете об американском коллеге Путина - Буше-младшем?

- Как рассказывали мне недавно в Вашингтоне, президент США встает каждый день в 5 утра и отправляется на часовую пробежку. То же самое говорят и о моем коллеге, генерале Колине Пауэлле. Он тоже бегает по утрам, но на полчаса позже Буша.

- Но и спать они, наверное, ложатся рано?

- Конечно. Часов в 10-11 вечера, не позже.

- Кто еще из политиков увлекается спортом?

- Сразу приходит на ум пример короля Испании Хуана Карлоса I, который до сих пор принимает участие в профессиональных парусных регатах.

- А что скажете о самом себе?

- К сожалению, уже давно всерьез не занимался спортом. Когда учился в Суворовском училище и затем в институте иностранных языков имени Мориса Тореза, то стрелял из мелкокалиберного пистолета. Говорят, имел неплохие данные и даже входил в сборную института. Кроме того, регулярно плавал в бассейне. Недавно установил в своем кабинете модные нынче спортивные тренажеры - думал, смогу найти для них в своем графике хотя бы минут 30 в день. Увы, тренажеры так и "пылятся" без толку в кабинете. Могу, конечно, в качестве оправдания сослаться на загруженность, на то, что ни один из моих предшественников на посту министра иностранных дел, за исключением разве что увлекавшегося теннисом Андрея Козырева, не занимался активно спортом. Ни Громыко, ни Шеварднадзе, ни Примаков. Но понимаю: скорее в этом виновато собственное неумение грамотно организовать свой рабочий день. Это мое упущение, которое необходимо исправить. И как можно скорее.

Никита КИМ