ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион |
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С Саманты СМИТ
ДОСЬЕ "СЭ" |
АНЖИ |
В чемпионатах страны Дагестан представлен с 1958 года. Махачкалинский "Темп" просуществовал три сезона (1958 - 1960). С 1961 года в первенствах СССР, а потом России играет махачкалинское "Динамо", пропустившее самый первый сезон в истории российских чемпионатов (1992), и в середине 90-х на три года становившееся "Динамо-Имаматом".
"Анжи" впервые стартовал в чемпионате страны в 1992 году. Кроме этих клубов в первенствах СССР и России участвовали 5 команд Дагестана. "Каспий"/"Арго" Каспийск (1991 - 1994), "Альтаир-Хеллинг" Дербент (1992), "Анжи"-2/дубль Махачкала (1995, 1997), "Дербент" Дербент (1995, 1996), "Анжи"-2 Каспийск (1996).
До выхода "Анжи" в высший дивизион высшими достижениями дагестанского футбола за его 40-летнюю историю были победы "Динамо" в зональных турнирах класса "Б" (1967) и во второй союзной лиге (1975). "Динамо" становилось чемпионом РСФСР (1975). "Анжи" за 10 лет своего существования выиграл чемпионат республики (1991), зональный турнир во второй лиге России (1993), чемпионат российского первого дивизиона (1999), стал вторым призером зонального турнира во второй лиге (1996).
В этом году у "Анжи", самой молодой команды высшего дивизиона, первый юбилей - десятилетие со дня рождения. Правда, в клубе пока так и не решили, когда праздновать. С одной стороны, десять лет назад к середине лета команда Александра Маркарова уже досрочно стала победителем первого круга первенства Дагестана, и вроде бы как уже была жива-здорова. С другой - еще не завоевала чемпионский титул, с которого начался ее беспримерный поход за славой.
АМЕРИКАНСКАЯ ДЕВОЧКА
В середине 80-х в Америке жила девочка. Звали ее Самантой. Фамилия - Смит. Мир скорее всего не узнал бы о ней ничего, но девочка решила бороться за мир во всем мире. Тогда это было и модно, и важно. Саманта ездила в СССР, в "Артек", знакомилась с советскими мальчишками и девчонками, а потом дома, в США, рассказывала прессе о том, что дети СССР - это тоже всего лишь дети. Потом Саманта нелепо погибла, и наша страна бурно оплакивала эту хрупкую девчушку, действительно немало сделавшую, чтобы американцы посмотрели на ужасные, с их точки зрения, Советы глазами ребенка, не замутненными идеологическими догмами и прочей белибердой.
Махачкала - город хлебосольный, умеющий дружить и населенный людьми, которые помнят добро. Саманту тут не забыли. В конце 80-х республиканская ДЮСШ организовала детский турнир. Популярность у него была бешеная - к морю и фруктам ехали со всей страны. Потом появились гости из Америки, а следом - журналисты, которые писали о том, как на берегах, как водится, седого Каспия, гоняют мяч мальчишки СССР и США. Фамилии детей на страницах прессы не упоминались, а иначе бы еще 13 лет назад дотошные любители футбола узнали бы о Нарвике Сирхаеве, Михаиле Куприянове, Мураде Магомедове, Сергее Дементьеве - игроках, ныне выступающих в профессиональных клубах. И об их тренере - Александре Маркарове, который в содружестве с коллегами пестовал в стенах школы молодежь. А она побеждала. Сначала на турнире памяти Саманты Смит, потом в первенствах РСФСР по линии министерства образования, а ровно десять лет назад сразу 7 футболистов школы пополнили состав махачкалинского "Динамо". ДЮСШ к этому моменту стала специализированной школой олимпийского резерва, в ней неплохо платили, и работать тренерам было интересно и престижно.
"Динамо", костяк которого составляли молодые воспитанники махачкалинского футбола, заняло в последнем чемпионате Союза одиннадцатое место, получив массу лестных отзывов. Зимой, однако, команда развалилась. Шесть молодых игроков, и среди них нынешний спартаковец Михаил Куприянов, уехали из Дагестана в поисках лучшей доли - в Ростов, Сочи, Нальчик, Антверпен. Дома остался один Сирхаев, но и тот с футболом закончил, сосредоточившись на учебе в вузе.
- Обидно было до слез, - вспоминает Маркаров, отдавший "Динамо" всего себя в качестве игрока и наколотивший во второй союзной лиге рекордные для нее 232 гола. - Трудились, трудились мы с коллегами - Рафаэлем Сафаровым, Вячеславом Легким, Юрием Вяльдиным, Махачем Керимовым и другими тренерами - душу в мальчишек вкладывали, а все впустую. Увели их, перспективных, молодых. Магомедова, к примеру, до сих пор вернуть домой не можем - он давно осел в Израиле, хотя корни у него здесь, в Дагестане.
МЕЧТА ПРЕЗИДЕНТА
Саманта Смит тут помочь была бессильна. Ее имя помогло дагестанской футбольной школе встать на ноги, получить известность. Однако денег оно принести не могло. Тем паче в лихую пору начала 90-х.
Помог, как это водится, случай. Магомед-Султан Магомедов сегодня - директор ОАО "Дагестаннефтепродукт". Это его основная работа. А еще он президент ФК "Анжи". Почти бессменный, с перерывом на пару лет передышки, о которой сам и попросил. Летом 1990 года Магомедов задумал построить футбольное поле на территории своей нефтебазы. Но для начала решил поездить по Махачкале, посмотреть, с людьми поговорить. Так они встретились - Александр Маркаров и Магомед-Султан Магомедов. В общем, через полгода Маркаров предложил своему знакомому выставить команду на первенство республики. Назвать решили "Анжи" - старым именем Махачкалы, получившей современное название в честь пламенного революционера Махача Дахадаева 79 лет назад. Памятник этому человеку стоит на привокзальной площади столицы Дагестана. Памятной доски Магомедову и Маркарову в нынешней Махачкале, конечно же, нет. Может, лет через 20 появится. Ведь их идея создать команду оказалась удачной. Новоиспеченный коллектив, костяк которого составили бывшие игроки "Динамо" и выпускники махачкалинской СДЮШОР, разгромил всех соперников в чемпионате республики. Забив больше 100 голов за сезон и потеряв лишь два очка, в "Анжи" поняли, что в масштабах Дагестана им тесно, и вот-вот станет скучно. И когда "Динамо" распалось, "Анжи" заявился в чемпионат России. Магомедов стал первым президентом клуба, осуществив свою давнюю мечту. В молодости он занимался в футбольной секции, мечтал о спортивной карьере, но в Дагестане воля отца - закон. Отец считал, что футбол - занятие для легкомысленных людей. В общем, хорошее образование и долгий труд в итоге привели Магомедова в кресло руководителя. И в футбол.
ГАСАНБЕКОВ
Новоиспеченный клуб из столицы Дагестана сразу начал привлекать внимание к себе неординарными поступками. Сначала удивил сам Маркаров, в 42 года решивший вернуться на поле после восьмилетнего перерыва! В возрасте 42 лет грозный форвард в 13 матчах забил 11 голов. Причем вместе с ним несколько раз в линии атаки играл 16-летний сын Михаил.
- Слабенькая тогда была лига, а я в себе был уверен и чувствовал, что помогу команде не только словом, но и делом, на поле, - вспоминает о том неожиданном решении Маркаров.
Спустя год Маркаров-старший карьеру футболиста завершил окончательно, а "Анжи" уверенно победил в зональном турнире второй лиги. Однако в первую лигу не вышел. Парадокс, но ее сильное сокращение призерам соревнований в последнем эшелоне российского футбола тогда лишь сохраняло прописку в турнире. Остальные получали статус клубов третьей лиги.
"Анжи", впрочем, грезил лигой первой, куда пробивался три года, каждый сезон делая несколько шагов вперед и удивляя соперников тем, что играл на крошечном стадиончике в Каспийске. На "Динамо" - лучшую арену Дагестана - клуб не пускали. Там, в Каспийске, на кочковатом и в проплешинах поле, "Анжи" сотворил в Кубке свой первый подвиг. "Алания" Валерия Газзаева, которой до чемпионства оставалось сделать лишь несколько шагов, пала под натиском настырных дагестанцев. Они сначала отыгрались в концовке матча, а потом забили в дополнительное время победный гол. Сделал это, к слову сказать, Маркаров-младший.
Его партнер по атаке, Ибрагим Гасанбеков, через месяц в Сочи откроет счет в матче 1/8 финала. Та игра завершится со счетом 3:0 в пользу его команды, которая первой из клубов второй лиги проторит себе дорогу в четвертьфинал. Еще через год "Анжи" выйдет в первую лигу, а чуть раньше Гасанбеков первым из футболистов, играющих в российском чемпионате, забьет 100 голов. Правда, во второй лиге, но такая уж у него была судьба. Родной Дагестан главная звезда клуба 90-х годов покидать никак не хотел. Забив 40 с хвостиком голов в первом дивизионе, он погиб на перекрестке в двух шагах от футбольной школы, в которой начал когда-то играть. В высший дивизион "Анжи" вышел уже без кумира Дагестана, так и не сыгравшего в элите ни одного матча.
ДОРОГОЙ ГАДЖИ МУСЛИМОВИЧ
"Анжи" за два года без Гасанбекова сильно изменился. Все так, и вроде бы не так. За стадион "Труд", на котором играет местный дубль, дагестанцам стыдно. Стыдно за разруху, которая бросается в глаза любому приезжему. Стыдно за поле, на котором, случается, пыль столбом. Прежде стыдно не было - играли же в Каспийске, где - по большому счету - можно только детские турниры проводить или в лучшем случае матчи третьей лиги. Стыдно за ужасную гостиницу "Ленинград", в которой прежде гостей селили, а теперь только водят на экскурсию. Да и то - внутрь не пуская. Не стыдно только за трибуны - они битком даже на матчах резервистов. Футбол не любят - боготворят.
Он даже не игра. Он - отдушина в непростой жизни, в которой то война по соседству, то дома - в горах к западу от Махачкалы. Помню, как на центральной площади города было прекрасно слышно, как ухает пушка, бьющая прямой наводкой по Карамахи, селу, где окопались вахаббиты, вооруженные не только Кораном, но и АКМ. Болельщики, с которыми мы тогда час общались на трибуне стадиона, умоляли меня написать, что играть в футбол в Махачкале можно. Тогда мне больше всего запомнилась фраза пожилого составителя ребусов и шарад. "Не будет здесь футбола, куда пойдут люди, молодежь? Воровать, безобразничать", - он, возможно, сгущал краски, но, по сути, был прав. За два года, что прошли с того момента, представленная в высшем дивизионе Махачкала стала и наряднее, и спокойнее. Людям, что в ней живут, стыдно ударить в грязь лицом перед высокими гостями - Романцевым, Семиным, Шевченко, Морозовым...
Поэтому так и относятся тут к Гаджиеву. Тренеру, который сделал почти невозможное - заставил кавказскую команду играть в дисциплинированный футбол, создав из футболистов 12 национальностей коллектив единомышленников, с которым за два года дошагал до еврокубков. Поразительно, но о Гаджиеве Дагестан долгое время вообще ничего не знал. Уехавший в середине 70-х в столицу России, тренер оставался в тени, и когда после Олимпиады в Сеуле в прессе был приведен поименный состав коллектива, работавшего на последнюю нашу большую победу, республика изрядно удивилась: "Как, наш земляк, тренер сборной?!" Вернуть домой его, однако, удалось только одиннадцать лет спустя. Уговорил Хизри Шихсаидов, премьер-министр республики, бывший борец, ныне председатель попечительского совета клуба. Человек, без которого взлет "Анжи" тоже был бы невозможен, как и без Гаджиева. Сам же Гаджиев назвал свое решение авантюрой, но при этом работал на износ.
Настолько, что самый важный матч в жизни своей команды не увидел - увезла в больницу из московской квартиры "скорая". И команда ничью, что принесла бы ей медали, не удержала. Возможно, поэтому дорогой Гаджи Муслимович - так его зовет почти весь Дагестан - вернулся в команду накануне финала Кубка.
Финал кубка, место в Кубке УЕФА, чемпионство в первом дивизионе - неплохая коллекция для любого тренера. Гаджиев вечно хочет быть первым. В Дагестане, на Кавказе, во второй лиге, первой, высшей... Получается не всегда, но кто когда-то мог упрекнуть главного тренера "Анжи" в том, что он не сделал все от него зависящее? Это главное. А для юбилеев время всегда найдется.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ