Газета Спорт-Экспресс № 152 (2645) от 7 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 7 июля 2001 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Первый дивизион

"ШИННИК" ПОСТАВИЛ НА КАРТУ ВСЕ

Сергей ИЛЬЕВ

Когда два года назад "Шинник" поглощала пучина высшего дивизиона, будущее волжского клуба выглядело туманным. В том, что ярославский губернатор Анатолий Лисицын не позволит своему детищу повторить печальную участь "КАМАЗа", "Текстильщика" и "Жемчужины", сомневаться не приходилось, но и для его быстрого воскрешения предпосылок было немного. От главы области требовался решительный и неординарный шаг - амбиции поклонников "Шинника", прикоснувшихся к мечте о еврокубках и гордящихся автографами звезд "Валенсии", простирались гораздо дальше борьбы за возвращение в элиту. Ярославлю был нужен не просто добротный клуб, а клуб с перспективой.

Вручив пульт управления "Шинником" Николаю Тонкову, Лисицын сделал сильный не только стратегический, но и политический шаг. Тонков - генеральный директор шинного завода - человек на Ярославщине влиятельный и уважаемый. Будучи неравнодушным к команде, которой он много лет помогал в качестве спонсора, Тонков, имеющий связи во всех эшелонах власти, сразу же направил финансовые потоки в одно русло, заставив работать на клуб даже людей, мало смыслящих в футболе. И противиться этому они не смогли, потому что "Шинник" был возведен в ранг социального для области явления. Сколотив мощный штаб помощников, новый хозяин команды отвел на выход в высший дивизион максимум два года. Нынешний сезон - определяющий. На карту, стало быть, поставлено все.

После неудачного опыта с приглашением Алексея Петрушина, чья политика шла вразрез с политикой руководства клуба, штурвал команды был доверен Александру Побегалову. Риск, безусловно, присутствовал, но не столь большой, как могло показаться. Во-первых, Побегалов давно породнился с "Шинником" и хорошо знает кухню первого дивизиона. А во-вторых, "вечно второй" легко ужился с игроками, чей общественный статус, как говорил герой Алексея Баталова в незабвенной мелодраме "Москва слезам не верит", выше его личного статуса. Да и опыта Побегалову не занимать.

Деньги, связи и точечная селекция - все это вкупе способствовало созданию команды, застрахованной от случайностей. При этом в Ярославле держатся скромно, не делая пространных заявлений, скажем, о покупке игроков. Например, Хомуха и Сергей Гришин, которых приглашала половина клубов элиты, появились в "Шиннике" внезапно. Без лишней шумихи. И сейчас, по сведениям "СЭ", ярославцы близки к тому, чтобы пополнить ряды игроком, еще недавно выступавшим в еврокубках.

И еще. В своих интервью игроки "Шинника" по поводу и без оного стараются рассказать об атмосфере всеобщей сплоченности, царящей в коллективе. При этом в отличие от коллег-конкурентов уходят от разговоров на финансовую тему. Видно, и впрямь в "Шиннике" монолит.

Президент "Шинника" редко дает интервью спортивным изданиям. Но для беседы с корреспондентом "СЭ" генеральный директор ярославского шинного завода время выкроил.

Николай ТОНКОВ

ИМИДЖ КЛУБА - ПРЕЖДЕ ВСЕГО

- Во главе команды вы полтора года. Решение ее возглавить принимали осознанно?

- Поначалу это в большей степени было эмоциональным порывом. "Шинник" вылетал из высшей лиги, и как человек, в течение пяти лет вкладывавший деньги в команду, я посчитал, что не имею морального права отвернуться от коллектива в трудный момент. Когда же все взвесил, исчезли последние сомнения. Корень неудач клуба был в том, что выделявшиеся ему средства не всегда использовались правильно, из-за чего многие острые проблемы оставались нерешенными. Поэтому и нужно было организовать процесс так, чтобы деньги доходили до места назначения. Кроме того, заразился идеей создать не просто футбольный клуб, а профессиональное футбольное хозяйство, выстроить цепочку: школа, интернат, КФК, вторая лига, высшая.

- Руководители многих провинциальных клубов, реализуя подобные планы, стараются подражать Владимиру Горюнову и его "Ротору".

- Горюнов - молодец, за десять с лишним лет проделал в Волгограде большую работу. Конечно, я тоже пришел не на пустое место. У "Шинника" свои традиции, своя история. Но до уровня "Ротора" мы не дошли и идти по его пути не собираемся. Зачем кого-то слепо копировать? У нас свое направление - объединить все лучшее, что есть в российском и мировом футболе.

- Инициатива вашего назначения исходила от губернатора Анатолия Лисицына?

- С Анатолием Ивановичем у нас были рабочие отношения: он - губернатор, я - директор одного из крупнейших заводов области. Вопрос ребром - дескать, возьми, Николай, команду - он не ставил. Состоялся разговор, и мы пришли к выводу: надо что-то менять. Инициативу возглавить "Шинник" проявил я, а губернатор мою кандидатуру одобрил.

Роль власти в становлении клуба значительна. При нынешних рыночных отношениях "Шинник" без поддержки области не выжил бы. А губернатор понимает, что большой спорт - социальное явление, и способствует успехам не только ярославского футбола, но и хоккея, волейбола, других видов спорта.

- В таблице посещаемости, недавно опубликованной "СЭ", Ярославль занимает седьмое место, опережая даже московский "Спартак". Удивительно, ведь в высшей лиге на "Шинник" ходило гораздо меньше народа!

- Взрыв зрительского интереса связан с тем, что у команды появился авторитет. Люди видят: мы ставим максимальные задачи и стараемся их выполнить. Поэтому изменилось отношение к "Шиннику" не только властей, но и болельщиков. Помимо всего прочего, мы уделяем большое внимание имиджу клуба. Сам я предпочитаю не вмешиваться в эти вопросы, но с первого вице-президента Морозова всегда спрашиваю. Слежу, что пишет про "Шинник" пресса, как относятся к нам футбольные функционеры, соперники, болельщики. Из этих компонентов и складывается имидж.

- Приглашение Хомухи, однофамильцев Гришиных, Корнюхина - в какой-то степени рекламная акция?

- Нет. Комплектуя команду, мы руководствовались исключительно ее интересами. Вот если бы приобрели кого-то из именитых ветеранов уровня Маттеуса или звезд российского чемпионата, находящихся на сходе, тогда это было бы рекламным трюком. А тот же Хомуха - лидер "Шинника", он выходит на поле не на 15 минут, а на все 90 и выкладывается по максимуму. Именно в таком игроке нуждался Побегалов.

- А почему "Шинник" отказался от покупки югослава Любобратовича - нападающего с именем, в послужном списке которого выступление за испанский "Бетис"?

- Кто нужен команде, а кто нет, решает главный тренер. От услуг югослава Побегалов отказался, полагаю, по идеологическим соображениям. Понятие "команда" в первую очередь подразумевает коллектив единомышленников, монолит. А Любобратович - человек из другой страны, другого менталитета. Это на Западе ведущие клубы набирают звезд, и искусство тренера - создать из них ансамбль. В российском футболе мастерство игроков находится на более низком, чем европейский, уровне, поэтому на первый план выходят профессионализм и боевитость. Пример "Анжи" показывает: даже незвездные игроки, если они мобилизованы и находятся на своих местах, способны творить чудеса. Четвертая позиция "Шинника" в таблице в этом отношении тоже показательна. Что же касается Любобратовича, то ко всему прочему он не стоил денег, которые просили его агенты.

- Коль речь зашла о главном тренере, признайтесь: сомнения при утверждении на эту должность Побегалова терзали?

- Определенный риск, конечно, был. Но я знаком с Александром Михайловичем добрый десяток лет, и у меня были основания ему доверять. Он человек амбициозный, профессионал в своем деле. Его подход к работе и раньше мне импонировал: его коллеги после тренировок уходили, а Побегалов оставался - просматривал видео, разрабатывал план на игру, индивидуально беседовал с футболистами. Свое назначение он выстрадал безудержным фанатизмом. Да, раньше в "Шиннике" делали ставку на опытных специалистов с именами, но ведь Побегалов работал с такими асами, как Волчок, Полосин, Кипиани, Зелькявичюс, перенимал от них все лучшее. Время показывает: мы сделали правильный выбор.

- Когда в прошлом сезоне Побегалов возглавил "Шинник", у команды были лишь теоретические шансы на возвращение в высший дивизион. Не считаете тот сезон потерянным?

- Сезон, скажем так, огорчил. Мы допустили много просчетов при комплектовании команды, ошиблись с главным тренером, потратили впустую уйму денег. С другой стороны, отрицательный опыт - тоже опыт. Мы увидели первую лигу с ее подковерными интригами и поняли, как не надо себя вести.

- У ярославского клуба, по общему мнению, очень мощный руководящий штаб. Доводилось даже слышать, что в лидерстве "Шинника" наполовину его заслуга - известно ведь, что в плане интриг первый дивизион даст фору любому турниру...

- Не настолько еще наш футбол прогнил, чтобы результаты расписывались до выхода команд на поле. Хотя с некоторыми пороками в первом дивизионе надо бороться беспощадно. Нельзя превращать турнир в финансовую гонку. Подковерные интриги развращают в первую очередь игроков. У тех, кто хоть раз участвовал в договорных матчах, искажаются понятия об этике. Да и те 15 - 20 тысяч зрителей, что приходят на стадион, хотят видеть зрелище, а не спектакль. Нельзя, чтобы футболисты превращались в коммерсантов. Вкладывая деньги в спорт, мы хотим, чтобы из мальчишек выросли настоящие граждане России, приученные к труду, а легкие деньги портят. Я был недавно в Германии, встречался с премьер-министром земли Гессен. У них те же проблемы. Мой собеседник возмущался: мол, игрокам платят так, что у них появляется неадекватное восприятие окружающего мира. Деньги, по моему мнению, надо заработать. Как это делает тот же Хомуха.

Что же касается руководящего штаба "Шинника", то в нем, действительно, собраны профессионалы. За плечами у Фролова - громадный опыт, который его коллеги перенимают и адаптируют к современным условиям.

Сергей ИЛЬЕВ