ТЕННИС |
Горан ИВАНИШЕВИЧ
СТРЕЛЯТЬ - ТАК СТРЕЛЯТЬ
"Гулять - так гулять! Стрелять - так стрелять!" Чемпион Уимблдона-2001 Горан Иванишевич следует этому правилу все 29 лет своей жизни.
ДОСЬЕ "СЭ" |
Горан ИВАНИШЕВИЧ |
Родился 13 сентября 1971 года в Сплите.
Живет в Сплите и Монте-Карло.
Рост - 193 см. Вес - 81 кг. Левша.
Профессионал с 1988 года.
Выиграл 22 турнира в одиночном разряде: 1990 - Штутгарт (г*). 1991 - Манчестер (т). 1992 - Аделаида (х), Штутгарт (з), Сидней (з), Стокгольм (з). 1993 - Бухарест (г), Вена (з), Париж (з), Китцбюэль (г), Токио (з). 1995 - Мюнхен (Grand Glam Cup, з). 1996 - Загреб (з), Дубай (х), Милан (з), Роттердам (з), Москва (з). 1997 - Загреб (з), Милан (з), Вена (з). 1998 - Сплит (з). 2001 - Уимблдон (т).
Еще 27 раз доходил до финала, в том числе трижды (1992, 1994, 1998) - на Уимблдоне.
В парном разряде выиграл 9 турниров и 10 раз доходил до финала.
Наивысший рейтинг за карьеру - 2 (4 июля 1994 года). Сейчас занимает 10-е место в АТР Champions Race и 16-е место в рейтинге по итогам 52 недель.
За карьеру заработал 19 259 010 долларов призовых.
* г - грунт, т - трава, х - хард, з - зал.
ПРОФЕССОРСКИЙ СЫН
"Наверное, перед тем как зачать, меня, отец с мамой смотрели, фильм, ужасов. Поэтому их сын и получился таким ужасным".
Горану Иванишевичу на роду было написано стать не теннисистом, а ученым. Его дед был физиком. Отец Серджан стал высококлассным электронщиком и профессором кафедры математики университета в Сплите. Мать Горана по образованию - химик. Будущую теннисную знаменитость родители назвали в ее честь, а свою старшую дочь - в честь отца.
Горан всегда был предан своей семье, которая сделала все для успешного старта его карьеры. Для того чтобы сын мог полноценно тренироваться, Серджан в свое время даже продал дом, променяв его на трехкомнатную квартиру. А сам стал самым преданным болельщиком Горана, сопровождая его практически на всех крупных турнирах. Кто в пресс-центре Уимблдона не знает этого седоватого приветливого господина, который всегда готов дать интервью? Давно известно, что практически весь турнир Иванишевич-старший предпочитает смотреть у мониторов в компании приятелей - хорватских журналистов. И только матчи Горана наблюдает "живьем".
- Много лет подряд я играл в теннис не для себя, - признался недавно Иванишевич. В этих словах есть немалая доля истины. Первые крупные гонорары Горана шли на лечение старшей сестры Серджаны, которая заболела раком. В том, что она сейчас чувствует себя хорошо, большая заслуга брата, благодаря которому удавалось покупать редкие лекарства и оплачивать услуги врачей.
А после того как летом 1991 года Югославия начала военные действия против провозгласившей свою независимость Хорватии, Горан превратился в борца. На корт он выходил, надевая на лоб повязку с хорватским флагом, а на пресс-конференциях появлялся в майках с антивоенными лозунгами. Критикуя противников свободы своей родины, Горан не щадил никого, даже будущую американку Монику Селеш, которая в то время продолжала выступать под флагом Югославии.
Его помощь не ограничивалась одними словами. Иванишевич помогал собирать деньги - на них закупали оружие для национальной хорватской армии, да и сам перечислил несколько десятков тысяч долларов в "фонд победы". Неудивительно, что перед церемонией открытия Олимпиады-92 в Барселоне в хорватской делегации практически не было разногласий по поводу кандидатуры знаменосца. Им, конечно же, стал Иванишевич, выигравший две бронзовые медали - в одиночном разряде и в парном, вместе со своим тезкой Прпичем.
ТРИ ГОРАНА В ОДНОМ
"Я - самый невезучий человек на свете. Даже когда сплю, мне ничего не стоит упасть с кровати".
Несколько лет назад кто-то из близких друзей Иванишевича сказал, что после многочисленных неудач на теннисном поприще он смотрит на жизнь через темные очки. Однако найдется немало людей, которые готовы много отдать, чтобы стать столь же знаменитым.
Профессиональная карьера Иванишевича началась в 1988 году, по итогам которого он занял 3-е место в юниорском рейтинге. Заговорили же о долговязом хорвате с мощной подачей в 1989-м, когда он с первой же попытки дошел до четвертьфинала Открытого чемпионата Австралии (кстати, этот результат ему до сих пор так и не удалось превзойти). Несколько месяцев спустя во Флоренции Горан впервые дошел до финала турнира серии Grand Prix, преобразившейся чуть позже в АТР Tour, а летом 1990-го в Штутгарте выиграл свой первый титул. Причем произошло это на грунтовом покрытии, на котором мощная подача не является таким же большим козырем, как на траве.
К слову, на земле Иванишевич в сумме побеждал три раза, на харде он выиграл два турнира - столько же, сколько и на траве, с учетом Уимблдона-2001. Ну а наиболее успешно выступает в залах - 16 (!) титулов.
Начав играть в теннис в шесть лет, Иванишевич сменил несколько тренеров. Сначала был Ладислав Качер, работавший ранее с финалистом Roland Garros-73 Ники Пиличем и экс-первой ракеткой Югославии Слободаном Живойиновичем. Затем - обладатель 13 титулов Grand Prix венгр Балаш Тароци, под руководством которого Горан добился своих первых серьезных успехов. А когда в игре Иванишевича наступил очередной кризис, его отец попросил помочь сыну известного австралийского специалиста Боба Бретта, бывшего наставника Тима Майотта, Ги Форже, Бориса Беккера.
Как и многие другие, Бретт считал Иванишевича невероятно талантливым человеком, который мог бы добиться успехов не только в теннисе, но и в других видах спорта - например, в футболе (не опасаясь травм, хорват нередко участвовал в предсезонных сборах команды "Хайдук", тренер которой однажды даже предложил ему место в основном составе) или в баскетболе. Однако укротить строптивый характер Горана до конца не удалось и ему. Тем не менее после их расставания в 1995-м Иванишевич и Бретт, которого сменил Ведран Мартич, сохранили дружеские отношения.
Хотя с 1990 по 1998 год Иванишевич неизменно заканчивал сезон в первой двадцатке рейтинга АТР, его считали одним из самых нестабильных игроков мировой элиты. Так уж получилось, что главного своего успеха в своей жизни он добился лишь в начале XXI века. В какой-то степени виной тому травмы, преследовавшие высокорослого игрока на протяжении всей его карьеры. И все-таки главная причина - необузданность Горана, справиться с которой он сумел только с возрастом. Четырежды (1994, 1996 - 1998) набивая более 1000 эйсов за сезон, он сломал такое количество ракеток, которое его молодым последователям даже и не снится. "Я - самый крупный спонсор АТР, - отшучивался Иванишевич, отвечая на вопросы по поводу штрафов, которыми его наказывали за очередную выходку на корте.
Победив на "Кубке Кремля"-96, Иванишевич назвал свою подачу атомной бомбой. Впрочем, вопреки сложившемуся стереотипу Горан умеет на корте не только подавать. У него великолепное чувство мяча, а потому отменный прием и мощные плоские удары на задней линии. С таким ростом, как у него, не составляет большого труда перекрывать весь корт, выходя к сетке. В то же время Иванишевич не так уж часто мог похвастаться идеальной физической формой. А ведь высокий рост в теннисе - это палка о двух концах: выигрывая в мощи, ты зачастую проигрываешь в скорости.
Поэтому главным оружием Иванишевича является именно подача, сделавшая ему имя. Вторую подачу "мистер эйс" выполняет так же сильно, как и первую. "Стрелять - так стрелять!" - игровое кредо Горана. Но подача в теннисе - чрезвычайно тонкий технический элемент. Те, кто играет сам, знают: качество ее выполнения напрямую связано с внутренним состоянием игрока. Промелькнет в голове сомнение - и мяч опускается в каких-то миллиметрах за квадратом. Отсюда и постоянное психологическое напряжение. И - как следствие - сломанные ракетки.
- На самом деле я един в трех лицах, - говорит Иванишевич. - Первый Горан - хороший. Второй - сумасшедший. И когда они ладят между собой, то в моей игре все хорошо. Но стоит одному из них выйти из-под контроля, как приходится звать на помощь третьего Горана - из службы спасения 911. Правда, иногда он все-таки опаздывает, и тогда я проигрываю.
ЛОНДОНСКАЯ ОДИССЕЯ
"Когда-нибудь я все-таки выиграю Уимблдон. Пусть даже если это будет турнир в парном разряде среди тех, кому за 40".
Лондон - далеко не единственный город, где Иванишевичу долго не везло. Например, за всю свою карьеру он так пока и не сумел выиграть ни одного турнира на Американском континенте. Хотя шансы были, например, в 1996 году в Ки-Бискейне, где он дошел до финала. Однако в ночь накануне решающего матча против Андре Агасси хорват отлежал себе шею, и утром мог едва поворачивать голову. Ни о какой победе в таком состоянии, естественно, не было и речи.
И все-таки главной его мечтой был титул чемпиона Уимблдона, который он сумел завоевать лишь с 14-й попытки. Хотя после того как в 1992 году Иванишевич сенсационно проиграл в финале Уимблдона гениальному мастеру приема Андре Агасси, многие не сомневались - в следующий раз он обязательно победит. На финал-93 мечтал приехать даже баскетболист Дражен Петрович, но стать свидетелем триумфа своего друга звезде НБА было не суждено. Несколькими неделями ранее, незадолго до чемпионата Европы, Петрович погиб в автомобильной катастрофе. Иванишевич не забудет этого, и свою долгожданную победу посвятит памяти Дражена...
Впрочем, все это случится только восемь лет спустя. А в 1993-м Иванишевич уступает в третьем круге могучему американцу Тодду Мартину. В 1994-м в финале - Сампрасу. В 1995-м - ему же, но уже в полуфинале. В четвертьфинале Уимблдона-96 Горана неожиданно останавливает австралиец Джейсон Столтенберг, а во втором круге в 1997 году - швед Магнус Норман. Но, пожалуй, самым драматичным матчем на Уимблдоне был финал 1998 года, в котором Иванишевич снова схлестнулся с Сампрасом и уступил ему в пяти партиях.
- Когда вам 20 или 21, и вы, думая исключительно о теннисе, только начинаете свой путь к вершине или только-только достигли ее, порой кажется, что целый мир лежит у ваших ног. Но с возрастом вы становитесь опытнее и позволяете проникать в вашу жизнь вещам, которые не связаны с игрой. Этот процесс закономерен, однако он не отражается на результате только в том случае, если вы сохраняете достаточную мотивацию и работаете так же, как и раньше, - считает Боб Бретт.
Казалось, что неудача в финале-98 окончательно надломила Иванишевича. Замученный неудачами и травмами, он в сезоне-99 впервые за десять лет оказывается не в состоянии выиграть хотя бы один турнир. Летом 2000-го Горан обещает уйти из тенниса после Олимпиады в Сиднее, но, потерпев неудачу и там, все же решает остаться.
МИГ ТРИУМФА
"Теперь уже никто не назовет меня лучшим игроком, не выигравшим ни одного турнира "Большого шлема"!
Конец этой истории известен. Победив в финале Уимблдона-2001 Патрика Рафтера, 125-я ракетка мира Горан Иванишевич стал первым чемпионом этого турнира, попавшим в его основную сетку благодаря wild card. "Я прошел весь путь от начала до конца. Даже если теперь я не выиграю больше ни одного матча, моя карьера состоялась",- сказал он.
На праздничную вечеринку для 20 ближайших друзей и отца Иванишевич-младший потратил 7 тысяч долларов. А на следующий день 150 000 земляков устроили своему герою фантастическую встречу в порту Сплита...
После трех бессонных ночей счастливый Горан отправился в круиз по адриатическому побережью вместе со своей подругой, моделью Таней Драгович. Гулять - так гулять!
Евгений ФЕДЯКОВ