ФУТБОЛ |
ВЗГЛЯД Александра НИЛИНА |
ФУТБОЛ И ВРЕМЯ
Внутри футбольного чемпионата не без помощи недремлющих газетчиков возникает еще и своего рода частное первенство - между теми, кто вернулся из-за рубежа и начинает новую жизнь в отечественном футболе. Да, вернуться можно только домой - в игре же все приходится начинать сначала. Футбол на месте не стоит, даже когда создается впечатление, что в тактическом отношении он топчется.
Мне кажется, что господствующая сейчас во всем футбольном мире тактика дана игрокам и тренерам на вырост. Она приблизилась в рисунке к баскетбольной, а исполнительский класс у футболистов растет медленнее. Играть ногами все-таки сложнее, чем руками.
Тактическими новшествами в былые года удивляли Якушин, Аркадьев, Маслов, Лобановский, которые располагали подбором классных игроков, близким к идеалу. Вместе с тем Бесков, ни в "Динамо", ни в "Спартаке" не имевший, как правило, желаемого комплекта, ставил игру, превращавшуюся в убедительную антитезу той, что предлагали и Маслов, и Лобановский. Правда, Константин Иванович обладал к тому же уникальнейшим искусством сделать игрока из того, кто казался другим тренерам никаким. Сегодня какая в подобном необходимость - покупай любого, если деньги есть.
Но ведь, похоже, что и тактика покупается в магазине готового футбольного платья вместе с фирменной амуницией. Выкраивать собственноручный тактический кафтан пытается наследник по прямой вышеназванных тренеров Морозов в Санкт-Петербурге. Но рискует он в очевидном цейтноте: от него победы ждут, а не эксперимента.
Анонсируя несколько недель назад свои соображения на тему возвращений на футбольную родину, рассчитывал задержаться на выступлениях за "Крылья" Владислава Радимова - самого обещающего из дебютантов 90-х. Покойный Галинский сравнивал его одаренность со стрельцовской. Аркадий Романович был человеком увлекающимся, но все же подобными сравнениями бросаться зря не стал бы. Конечно, сопоставление с гениями не вполне корректно. Но, если и воздержаться от него, кто же запретит нам задаться вопросом: а в чем конкретно выражалась гениальность тех, кому ставят памятники? Существует ли единый критерий для предков и потомков, когда игра меняется на наших же глазах?
Раз уж на то пошло, скажу, что Эдуард и вернулся в изменившийся футбол, в изменившиеся мир и страну. Зону вряд ли уподобишь заграничному вояжу, как бы неудачно тот ни складывался. За время отсутствия Стрельцова прошли два мировых чемпионата, перекроившие представления о футбольной тактике. Эдик пришел в новый футбол - и оказалось, что и для нового футбола он слишком нов и неожиданен, и что время, не ждавшее его, он тем не менее снова обгоняет...
Последние чемпионаты мира и Европы ничего в тактику не привнесли, да и наши игроки в них не участвовали. И в Лиге чемпионов, как и в прочих международных турнирах, мы не из-за тактических несовершенств проигрываем. Отставания нет, но и нет опережения. А класс исполнителей в среднем ниже, чем у основных соперников. Не очутиться бы, как нам не привыкать, в заколдованном круге.
А то, что футбол стал много быстрее и жестче, не может быть столь долгим оправданием всех промашек. Такой же банальностью выглядит напоминание, что мысль опережает любую скорость бега. Насчет жесткости же замечу, что против Федотова, Боброва и Стрельцова играли с такой же беспощадностью, как сегодня против каждого, кто с мячом. Заменим ли гениев коллективом?