Газета Спорт-Экспресс № 195 (2688) от 27 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 августа 2001 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

GOLDEN LEAGUE

Юрий БОРЗАКОВСКИЙ: 800 м - за 1.42,47

В 20 ЛЕТ ТАК НЕ БЕГАЛ НИКТО!

Поздно вечером в пятницу на 6-м этапе "Золотой лиги" - Мемориале Иво ван Дамме в Брюсселе - россиянин Юрий Борзаковский выиграл 800-метровку с почти фантастическим результатом 1.42,47. Это не только очередной рекорд России, но и лучший результат сезона в мире и 11-й за всю историю: быстрее 20-летнего россиянина два круга бегали лишь рекордсмен мира Уилсон Кипкетер, знаменитый Себастьян Коу, Жоаким Круж и Сэмми Коскей. Причем в столь юном возрасте такие секунды не показывал никто!

ЛУЧШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ИСТОРИИ. 800 м, мужчины

1.41,11

Уилсон КИПКЕТЕР Дания 24.08.1997 Кельн

1.41,24

Уилсон КИПКЕТЕР Дания 13.08.1997 Цюрих

1.41,73

Себастьян КОУ Великобритания 10.06.1981 Флоренция

1.41,73

Уилсон КИПКЕТЕР Дания 7.07.1997 Стокгольм

1.41,77

Жоаким КРУЖ Бразилия 26.08.1984 Кельн

1.41,83

Уилсон КИПКЕТЕР Дания 1.09.1996 Риети

1.42,17

Уилсон КИПКЕТЕР Дания 16.09.1996 Токио

1.42,20

Уилсон КИПКЕТЕР Дания 22.08.1997 Брюссель

1.42,27

Уилсон КИПКЕТЕР Дания 3.09.1999 Брюссель

1.42,28

Сэмми КОСКЕЙ Кения 26.08.1984 Кельн

1.42,47

Юрий БОРЗАКОВСКИЙ Россия 24.08.2001 Брюссель

1.42,55

Андре БУШЕР Швейцария 17.08.2001 Цюрих

После победного финиша в Брюсселе Борзаковский был нарасхват. Позвонив в отель поздним вечером, я выяснила, что коллеги-журналисты до сих пор его не отпускают. В итоге разговор состоялся, когда в Бельгии была уже полночь.

Все уже привыкли к манере бега Юрия Борзаковского. И все же, когда за полкруга до финиша россиянин был далек от лидирующей группы, его поклонников наверняка охватила тревога: уж слишком высокий темп задали лидеры. Я лично решила, что наш бегун сможет рассчитывать лишь на второе место вслед за Андре Бушером. И никто не думал, что на финише россиянин будет первым!

- Зато я об этом думал, - признался Юрий Борзаковский. - Вообще с самого начала бег пошел для меня именно так, как и планировал. Когда приехал в Брюссель, почувствовал, что выиграю. И выиграл.

- Это было лишь предчувствие?

- Скорее, уверенность и особый настрой.

- Вернемся на неделю назад - в Цюрих. Вы показали там прекрасный результат, но он позволил вам занять только 6-е место. Это не выбило из колеи?

- Нисколько. В Швейцарии я бежал после большого перерыва. Сразу решил, что это будет турнир, вводящий меня в форму. Время 1.43,30 для меня вполне хорошее. А вот второй старт здесь, в Брюсселе, должен был стать ударным.

- Сегодняшний забег с самого начала пошел в высочайшем темпе: первый круг лидеры преодолели за 49,08. А если бы они пошли на 48,08, то есть на мировой рекорд?

- Да пусть бегут быстрее. Моя тактика это предусматривает. Разумеется, очень многое зависит от моего личного состояния, от физической готовности. В Брюсселе я сразу понял, что из 1.43 выбежать смогу и обойти Бушера тоже.

- Когда смотришь на вас после финиша, то не создается ощущения, что вы очень устали.

- Потенциал у меня действительно есть, но в этот раз бежал почти на 100 процентов. Вообще-то, на старте настраивался сразу встать за Бушером, однако после первых 200 метров все так рванули, что я за лидерами не успевал. Мог бы, наверное, перестроиться и попасть в первую группу, но сейчас думаю, что это было бы ни к чему. Сомневаюсь, что мне удался бы тогда финишный рывок. А так, хотя и пропустил всех, но начал хорошо - из 51 секунды. В итоге всю дистанцию прошел ровно.

- Вы победили и показали высочайший результат. А что для вас более ценно?

- На первом месте, конечно, победа. Результат - на втором. Пока я за секундами не гоняюсь: в случае борьбы и бега на выигрыш высокое время приходит само собой. Сегодня для успеха пришлось бежать очень быстро. Кстати, я еще не прочувствовал, что выбежал из 1.43. Понимание этого придет через неделю, а может, и через месяц.

- А что было после забега? Обычно вы проводите заминку - еще долго бегаете по стадиону. На больших турнирах такая возможность есть?

- Как правило, да, но в Бельгии это было просто нереально: толпа журналистов нахлынула! Спасибо, менеджер и массажист Сергей Колесников меня отбили и спрятали в комнатке для массажа. Там я отсиделся, а когда страсти улеглись, пошел на дорожку побегать. Не могу я сразу после финиша ни с кем разговаривать - отдышка идет такая, что это совершенно невозможно.

- В этом году вы строго придерживаетесь графика и не перенапрягаетесь. Наверное, это и помогает показывать столь высокие результаты?

- Естественно. Хорошо бы и финишировать в соответствии с планами. Что касается недавнего чемпионата мира в Эдмонтоне, то уверенность в том, что его надо исключить, появилась еще после зимнего мирового первенства. Я там травмировался, и перспектива трижды за короткий срок пробежать в Канаде дистанцию практически на максимуме не привлекала. Легко мог и прежние проблемы усугубить, и новую травму получить.

- Вы выходите на дорожку с соперниками, которые показывают результаты, еще недавно казавшиеся вам недоступными. Не боитесь?

- Нисколько! Думаю, теперь уже они меня побаиваются. Тем более что я смотрю на всех таким злым взглядом.

- Пугаете?

- Отчасти. Правда, перед самым стартом я спокоен и не позволяю себе никаких эмоций, а во время подготовки - злой.

- В последнее время стало ясно, что рекордсмен мира Уилсон Кипкетер уже отошел на второй план, и если суждено родиться новому мировому рекорду на 800-метровке, то автором может стать либо Борзаковский, либо Бушер.

- Сегодня, кстати, корреспонденты об этом много расспрашивали. Сказал им: поживем - увидим. Безусловно, новый рекорд неизбежен. Только торопиться некуда. Как тренировался, так и буду продолжать - результаты-то растут. Здоровье не подведет - рекорд придет. А ко мне или к Бушеру, это уж как получится. Но в ближайшие два года на рекорд не настраиваюсь. Можно, конечно, поставить перед собой такую цель и достичь ее уже в следующем году. Но для этого понадобятся сверхусилия, и еще неизвестно, как это аукнется в дальнейшем. Скорее всего, не слишком хорошо. Я еще молод, только 20 лет исполнилось, продолжаю расти. И пока не стремлюсь к рекордам.

- В этом году вы себя уже не сдерживаете ни в количестве турниров, ни в скорости?

- Специально - нет. Хотя не так уж часто бегал: 4 этапа "Золотой лиги", один "Гран-при" да молодежный чемпионат Европы. Между этими стартами были большие перерывы, к каждому выступлению я специально готовился. И совершенно не устал.

- Есть у вас какой-то забег, который до сих пор вспоминается с горечью и сожалением?

- Единственным, не давшим удовлетворения, остается олимпийский бег. В Сиднее оказался шестым - это грустно.

- Но накануне Игр вы говорили, что будете рады и выходу в финал.

- Сначала я действительно был рад финалу, а потом пошло такое давление. Все вокруг говорили: "Надо, надо!" И мне это "надо" по голове ударило. Ведь Олимпийские игры - особенное событие. Увы, тогда я был далек от лучшей формы. Прошлый сезон вообще был очень трудным. В самом его начале получил травму и долго не мог от нее избавиться. Чтобы прийти в норму, надо было пропустить несколько турниров "Гран-при", той же "Золотой лиги". Но мы много работали, в итоге к главным стартам я вышел на рубеж 1.44 и пробежал в Сиднее с личным рекордом. Тем не менее ощущение того, что минувший год был не самым удачным, остается до сих пор.

- Тогда присутствие тренеров не пошло вам на пользу. А сейчас в Брюсселе с вами кто-нибудь был?

- Только менеджер и массажист. Менеджер ограждает от публики, а массажист хорошо делает свое дело. Хотя присутствие тренера тоже помогает: в напряженный момент он может помочь, поддержать психологически. Сегодня часа за два до старта мне позвонил Вячеслав Евстратов, и мы обсудили план бега. Мнения сошлись: я ему рассказал, что хочу сделать, а он, оказывается, именно это собирался мне посоветовать.

- После своих знаменитых победных финишей вы вскидываете руки и посылаете воздушный поцелуй в телекамеру. Он кому предназначен?

- Тем, кто за меня болел. И, конечно, жене. Дома у нас тарелки для приема зарубежных каналов нет, а у друзей есть. И супруга ищет любую возможность посмотреть соревнования с моим участием. Рядом живут Татьяна Чебыкина, Николай Матюхин - вместе и болеют. Кстати, после финиша жена звонила, поздравляла. Вообще телефон не умолкал весь вечер! Мобильник в некоторых случаях прекрасная вещь, но иной раз...

- Каковы дальнейшие планы?

- Следующий турнир - финал "Гран-при" в Мельбурне. На последнем этапе серии "Золотой лиги" в Берлине я не побегу. Какие-то проблемы возникли. Говорят, организаторы хотят, чтобы Нильс Шуманн получше там выступил. Поэтому я там не нужен. Да и для Бушера это плюс - он ведь претендует на джек-пот, и ему нужны пять побед в серии, а я в Брюсселе у него одну уже отнял.

- Ну что ж, значит, до Мельбурна.

- Лететь больно долго. Это меня больше всего беспокоит. 3-4-часовой перелет для меня предел. Не могу я дольше на одном месте сидеть. А тут 9 часов - просто пытка!

Лина ХОЛИНА