Газета Спорт-Экспресс № 197 (2690) от 29 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 августа 2001 | Формула-1

Вилли ВЕБЕР

ЧЕЛОВЕК, СДЕЛАВШИЙ ШУМАХЕРОВ

Теперь Михаэль Шумахер - четырехкратный чемпион мира. И, вспоминая его карьеру, мы связываем этот успех с именами Флавио Бриатторе и Жана Тодта, Росса Брауна и Рори Берна... Но есть один человек, который, возможно, менее известен, но без которого мир вообще мог бы не узнать, кто такой Шумахер.

Вилли Вебер сыграл в жизни Шумахера особую роль. Именно он открыл будущего четырехкратного чемпиона мира и вел его на протяжении всех десяти лет в "Формуле-1". И это ему, своему менеджеру, в первую очередь обязан Шумахер своим громадным личным состоянием.

- Вилли, с чего началось ваше сотрудничество с Михаэлем?

- Это было в сентябре 1988-го. В то время у меня была команда "Ф-3", и я вел поиск молодых талантов. Естественно, следил за тем, что происходило в младших дисциплинах. Неким Шумахером заинтересовался практически сразу же, как увидел его на трассе. Я даже не знал, как он выглядит, но его ловкость за рулем бросалась в глаза. Тогда Михаэль выступал в "Формуле-Форд" и был великолепен. По окончании сезона мы познакомились, и я предложил ему попробовать себя на одной из моих машин в "Ф-3". Предложение привело Михаэля в восторг, и он приехал к нам на Нюрбургринг. Ему хватило нескольких кругов, чтобы показать время на полсекунды быстрее, чем пилоты, проездившие у меня весь сезон! Но его талант - не единственная причина, по которой я предложил ему контракт. Я как-то сразу почувствовал в нем скрытую силу, спокойствие, профессионализм. Учитывая, как он был молод, эти его качества меня просто поразили.

- Вы сразу почувствовали, что перед вами - пилот, способный стать чемпионом мира "Формулы-1"?

- Честно говоря, нет. Лишь позже я начал понимать, что мы можем сделать нечто действительно особенное. Тогда же просто старался помочь развитию его карьеры. Даже когда он дебютировал в "Ф-1", я и мечтать не мог о титуле. Надеялся, конечно, что он регулярно будет среди первых, что мы будем постепенно прогрессировать. Но чтобы так быстро стать чемпионом!

- Дебют состоялся в Бельгии в 1991-м, причем оказался несколько неожиданным.

- Да, место в "Джордане" ему тогда досталось во многом волей случая. Но чтобы добыть его, мне пришлось сражаться с "Мерседесом", за который Михаэль выступал в спорт-прототипах: требовалось их разрешение. После "Гран-при Бельгии" он должен был вернуться к ним и закончить сезон. Но уже после первых тестов на Сильверстоуне я понял: отныне надо говорить только с Эдди Джорданом.

- Разговоры эти, однако, продлились недолго - Шумахер очень быстро оказался в "Бенеттоне".

- Я думаю, что Флавио Бриатторе очень похож на меня. Он любит бросать вызов и самостоятельно принимать решения. Как раз в тот момент ему нужен был молодой пилот, желательно немец. Для Михаэля это был оптимальный момент, чтобы попробовать попасть в большую команду. Флавио дал нам феноменальный шанс, но впоследствии мы ему отплатили с лихвой. Мы даже стали с ним близкими друзьями и часто вспоминаем нашу совместную эпопею. И все те многочисленные поправочки и приписочки, что я добавил в контракт. Он долго смеялся над ними в тот момент и думал: "Этот Вилли Вебер, что занимается карьерой молодого немца, видно, полный идиот..." Но позже наверняка понял, что прав был именно я.

- В тот момент Германии как таковой в "Ф-1" особо и не было, не так ли?

- Да уж, интерес моих соотечественников к "Формуле" был крайне низок. В 1990-м "Гран-при Германии" собрал от силы тысяч шестьдесят на трибунах да миллиона полтора перед экранами. А сегодня - триста тысяч, да телеаудитория - 18 миллионов!

- А как привлек ваше внимание Шумахер-младший, Ральф?

- Когда мы с Михаэлем познакомились поближе, он как-то пригласил меня в гости. И родители представили мне его брата, который на семь лет младше. Ему тогда было около двенадцати, и он тоже занимался автоспортом - картингом. Результаты Ральфа постепенно росли, и через три года я дал ему возможность попробовать себя на тестах в молодежной "Формуле-АДАК". Потом два года мы поработали вместе в "Ф-3", и вот тут он проявил настоящий потенциал. Я не устаю повторять: Ральф не менее талантлив, чем его старший брат. И мы вместе составили план его карьеры.

- Поначалу слава брата, наверное, серьезно ему мешала?

- Конечно, давление он испытывал несравнимо большее, чем соперники. Ральф жил в тени брата. Если у него брали интервью, то первые вопросы всегда были о Михаэле. Мы много работали, чтобы изменить это отношение. И в последние годы его уже перестали воспринимать как брата Михаэля. Он - Ральф Шумахер, самостоятельный человек, со своими характером, личностью, карьерой... Раньше интервьюеры первым делом спрашивали: "Как поживает Михаэль? Да, кстати, а вы, Ральф?" Сегодня вопрос звучит иначе: "Как поживаете, Ральф?"

- Став вице-чемпионом Германии в "Ф-3", Ральф вместо традиционной следующей ступени, "Ф-3000", уехал выступать в Японию, в "Формулу-Ниппон". Почему?

- Чемпионат Германии в "Ф-3" в то время был одним из самых сложных. Три или четыре разные марки шасси и столько же моторов. Среди всех возможных комбинаций ни одна особо не выделялась. Одна машина и мотор выигрывала в начале сезона, а потом инициатива переходила к другой машине с другим мотором. Это не тот вид чемпионатов, где пилот может реально раскрыть свой талант. Напротив, в "Ниппоне" машины одинаковые и добиться победы можно лишь за счет собственного таланта. И Ральф это сделал. Почему не "Ф-3000"? Потому что отъезд в Японию позволил ему на целый год выпасть из поля зрения европейской прессы, освободиться, наконец, от тени брата. Там он мог рассчитывать только на собственные силы. Со всех точек зрения эта "ссылка" пошла Ральфу только на пользу.

- Как и Михаэль, Ральф дебютировал в "Джордане". Но с очень сильным партнером. Не было ли рискованным тягаться с Физикеллой?

- Нисколько. Первое, чему должен научиться пилот, - бить собственного партнера по команде. Тепличные условия могут пойти лишь во вред. И Ральф, надо сказать, часто был впереди Физико.

- Если не считать родителей Михаэля и Ральфа, вы, наверное, лучше всех знаете братьев. В чем их слабые и сильные стороны?

- Ну, никаких слабых сторон, у них, естественно, нет и в помине! (Улыбается.)Что же касается сильных, то у обоих есть одно прекрасное качество - амбициозность. А еще железная воля, способность к анализу и умение сосредоточиться на поставленной цели. И, что очень важно, оба необычайно дисциплинированные люди.

- В этом году мы уже несколько раз были свидетелями дуэлей между братьями.

- Разве? Один пилотирует за "Феррари", другой за БМВ. Оба предельно эгоистичны. Они и должны такими быть, чтобы выигрывать гонки. Они сражаются друг с другом, но еще и со всеми остальными. Часто их борьбу на трассе представляют куда более конфликтной, чем на самом деле. Это спортивное сражение, а не кровавая разборка. Я ждал этого уже несколько лет. Повторяю: убежден, что Ральф не менее талантлив, чем Михаэль. Именно этот аргумент помог мне устроить Ральфа к Фрэнку Уильямсу. Фрэнк поверил мне и теперь доволен. Теперь Шумахер-младший еще сильнее, потому что в его распоряжении прекрасный болид. Ведь и лучший пилот мира не сможет реализовать свой потенциал за рулем "Минарди".

- Ну а на Нюрбургринге дуэли тоже не было?

- Михаэль был первым на стартовой решетке и защищал свою позицию. Ральф на его месте поступил бы так же. Мне поведение Михаэля не показалось некорректным или ненормальным. Ральф знает правила, и если и был расстроен, то только тем, что по глупости лишился второго места. Сам виноват.

- Но все же допускаете ли вы, что их борьба однажды выйдет за чисто спортивные рамки?

- Нет, на мой взгляд, такого риска нет.

- Поговорим о вашей работе менеджера. Когда вы бросили команду "Ф-3" и стали заниматься исключительно Михаэлем?

- После его дебюта в Спа, в 1991-м. Продал команду и целиком сосредоточился на карьере моего подопечного. Я знал, что совмещать и то, и другое не смогу - хотя бы потому, что придется постоянно находиться в самолете.

- Чем занимается ваша фирма?

- У вас в диктофоне пленки не хватит, если я хотя бы вкратце об этом расскажу! (Смеется.) Организация, информация, контроль, маркетинг, лицензии, менеджмент, поиск спонсоров, составление контрактов... 16-18 часов работы в день!

- У вас есть подопечные помимо Шумахеров?

- Тимо Шайдер в ДТМ, Том Коронель в GT, Ютта Кляйншмидт в ралли-рейдах, Мартин Шмидт в прыжках с трамплина!

- Но главное в вашей деятельности - продажа символики, не так ли?

- Совершенно верно! "Коллекция Михаэля Шумахера" насчитывает 350 наименований продукции. В аналогичной коллекции Ральфа пока всего 35 изделий. Это кепки, майки, флаги, различные товары с символикой пилота. В сентябре выпускаем напиток "Сила чемпионов".

- Каково процентное соотношение доходов от реализации этой продукции к зарплате Михаэля?

- Извините, цифр не назову!

- А вы действительно получаете 20 процентов от всех доходов Михаэля и Ральфа?

- И думаю, что это слишком мало. Учитывая все, что я для них делаю, могло бы быть и больше. Скоро, кстати, я с ними на эту тему поговорю!

- После 2004 года Михаэль покинет "Феррари", а Ральф - "Уильямс". Не займет ли младший брат место старшего?

- Пока я об этом не думаю. Этот слух запустил Жан Тодт, сказав, что в 2004-м Ральф будет на пике формы. Я благодарен Жану. Но пока наша цель - добиться как можно больше титулов для Михаэля и "Феррари", а также для Ральфа и "БМВ".

С Шумахером-старшим и "Феррари", как мы знаем, все в порядке. Учитывая прогресс Шумахера-младшего и "Уильямса", вторая цель тоже может стать реальностью уже в следующем году. Вот только согласится ли с этим Шумахер-старший? Впрочем, Вилли Вебер будет доволен любым из двух вариантов.

Алексей ПОПОВ

Будапешт - Монте-Карло

Этот и другие материалы можно прочитать
в авторской рубрике "Формула-1" с Алексеем Поповым"
на портале www.sport-express.ru