БАСКЕТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ. Плей-офф |
Станислав ЕРЕМИН
МНЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ ЕХАТЬ
НА ЭТОТ ЧЕМПИОНАТ
Александр ФЕДОТОВ |
из Стамбула |
Разговор с главным тренером сборной России состоялся через час после окончания матча за 5-е место (и за путевку на ЧМ-2002 в Индианаполис), в котором наша команда обыграла французов. После затяжной пресс-конференции, накупив сувениров с символикой Евробаскета-2001, Еремин вышел из дворца спорта и обнаружил, что автобус с командой... уже уехал в отель. В ожидании другого транспорта наставник нашей сборной дал интервью спецкору "СЭ".
- Все хорошо, что хорошо кончается, - согласны с таким итогом выступления сборной в Турции?
- Перед чемпионатом все относились к перспективам команды с тревогой: а вдруг будет провал? После побед на групповом этапе среди журналистов и болельщиков, наоборот, возникла эйфория - мол, мы должны выигрывать медали. К сожалению, на русском "авось" прорваться не вышло. Такие большие турниры можно случайно проиграть, но не случайно выиграть. Степень нашей готовности вкупе со всеми организационными моментами все-таки не позволили нам пойти выше. Хотя шанс был - если бы немного повезло и мы прошли бы Испанию... Впрочем, объективно говоря, нынешний результат справедлив: Россия могла бороться только за 3 - 5-е места.
- И все же, вспоминая матч с Грецией, в котором сборная показала баскетбол экстра-класса, невольно задумываешься об истинном потенциале этой команды.
- Приятно, что хоть в отдельных матчах мы показываем баскетбол высокого уровня. Да, по большому счету мы проиграли в Турции только один раз - испанцам, причем в напряженной борьбе. Во встрече с Италией решали турнирную задачу - занять первое место в группе. Что же касается четвертьфинала, оставившего, конечно, горький осадок, то он был проигран прежде всего психологически. В ответственный момент ребята не смогли раскрепоститься и найти свою игру. Эта скованность - тоже следствие недостаточной подготовленности. Стоило испанцам "прихватить" в обороне Женю Пашутина, как наша игра сломалась, пропала организация в нападении.
- Пятое место и путевка на ЧМ - неплохой результат?
- В тяжелой борьбе большой группы равных команд сборная завоевала право выступить на чемпионате мира, отстояв имя российского баскетбола. Вот и все. Хотя при этом не стоит забывать, что позади нас остались Хорватия, Литва, Греция, Италия, Словения, Франция.
- Кстати, как вы объясняете столь повальное крушение авторитетов?
- Уровень баскетбола выравнивается. Сейчас в Европе есть много сильных команд, в борьбе между которыми многое решают мелочи и удача.
- Можно ли сказать, что России в какой-то степени повезло - в том плане, что за 5-е место вы играли не с мощной хорватской сборной, а с Францией?
- Если бы нам действительно повезло, мы были бы в полуфинале. А так команде самой пришлось доказывать свое реноме, что она и сделала.
- Если бы сборная не попала на чемпионат мира, какими последствиями это грозило бы российскому баскетболу в целом?
- Поражение наверняка больно ударило бы по нему. Я постоянно говорю, что все - будь-то игрок, болельщик, тренер или функционер - должны быть заинтересованы в том, чтобы сборная выступала хорошо. Вне зависимости от того, кто с ней работает - Еремин, Белов, Селихов или Цинман. Когда национальная команда побеждает, за этим следует длинная цепочка последствий, и в итоге выигрывают все. В том числе и журналисты.
- Перед матчем с французами вы допускали мысль, что Россия впервые может остаться за бортом чемпионата мира?
- Когда я отправлялся в Турцию, то признался родным, что мне не хочется ехать на этот чемпионат. Все-таки я по натуре не авантюрист, а здесь элемент авантюры присутствовал. Я видел, что мы готовились не так, как должно, и отсутствие фундамента порождало ощущение неуверенности. Перед каждым матчем не думал о том, выиграем мы или проиграем - как только начинаешь размышлять об этом, все идет наперекосяк. А вот перед игрой с Францией был уверен, что мы победим.
- Каковы сильные стороны нынешней российской команды?
- Был настоящий коллектив. В отличие от некоторых сильных сборных у нас по ходу турнира не было момента, когда можно было сказать: команда развалилась. Кроме того, разумеется, многое решают люди. Например, Панов, хоть и провел чемпионат в целом на оценку где-то между тройкой и четверкой, сегодня вытащил один из главных матчей. Наличие же в команде такой звезды, как Кириленко, позволяет нам в тяжелые моменты использовать его в качестве "джокера".
- Помогала ли вам поддержка российских болельщиков?
- Безусловно! Никогда раньше не видел столько наших людей на трибунах за рубежом. Особенно их поддержка ощущалась в Анталии, где мы играли в небольшом зале. Наши болельщики сделали очень многое для того, чтобы сборная добилась результата. Иногда становится обидно, когда после побед тебе кричат "Молодцы!", но стоит команде оступиться, как ее принимаются поливать грязью. Здесь, в Турции, люди остались с нами и в трудную минуту. За это им - большое спасибо.
- Чем отличается нынешняя сборная от той, которая выступала год назад на Олимпиаде?
- Сиднейская команда была заметно лучше готова к турниру. Но тогда мы допустили ошибку: в последний момент ввели в состав группу игроков, на опыт которых я понадеялся. Внутренне эти баскетболисты готовились сделать этакую революцию: мол, ладно, пусть сейчас мне отводят второстепенную роль, но вот когда я выйду на площадку... Это помешало нам добиться результата. Если б сейчас была возможность повернуть время вспять, я бы не взял в Сидней пару игроков. Не потому, что они плохие, а потому, что они не вписывались в данный коллектив.
- Не могу удержаться от этого вопроса: насколько могли бы усилить команду в Турции Михайлов и Карасев?
- Теоретически можно очень красиво выстроить пермскую связку Чикалкин - Панов - Михайлов. Но как бы она смотрелась на практике в условиях чемпионата Европы - неизвестно. Для меня важно, чтобы игроки были мотивированы. А сегодня почти во всех странах есть проблемы с опытными, именитыми мастерами. У них высокооплачиваемые контракты, накопилась усталость от баскетбола, и, приходя в коллектив, они не всегда усиливают его. Характерный пример - сборная Литвы.
- Что ждет сборную России через год в Индианаполисе?
- Один великий человек сказал: самое страшное - жить во времена перемен. Перемены в сборной напрашивались - думаю, что любой тренер на моем месте тоже вводил бы в команду свежие силы. Однако в строящемся здании необходимо иметь прочные столбы - опытных игроков, вокруг которых должна создаваться команда.